Анна Семенова
Продолжая обзор самых громких скандалов ушедшего года, хочу оговориться: вне его останутся задержания чиновников правоохранительными органами. Речь, в частности, об уголовном деле в отношении начальника департамента здравоохранения Артура Фокина (задержан в апреле по подозрению в махинациях с госзакупками, до сих пор находится в СИЗО, дело в суд не ушло) и об уголовном деле в отношении первого зама главы Ивановского района Андрея Клюенкова (задержан в начале августа по подозрению в получении взятки то ли в 2,5 млн , то ли в 1,2 млн рублей от предпринимателя и депутата Юрия Гангуры, дело также в суд не ушло). Дела довольно мутные (хотя взятка сомнению не подлежит), и в последние месяцы о них практически нет информации. А по нынешним временам в случае, когда речь идет о чем-то, связанном с силовыми структурами, лучше подождать, когда появятся достоверные сведения. Так что ждем развития событий и вспоминаем не столь уголовные скандалы.
Поймай, если сможешь
Ивановская область нечасто засвечивается на федеральном уровне – даже с учетом стараний пресс-службы правительства региона. Тем не менее, в конце октября в федеральные СМИ мы попали, причем в связи с одной из самых топовых тогда тем – мобилизацией. А вернее, с облавами на потенциальных клиентов военкоматов под самый занавес осеннего этапа мобилизации.
Фото: правительство Ивановской области
Забавно, но еще 26 сентября в облвоенкомате заявили о завершении «первого этапа частичной мобилизации». После этого, разумеется, повестки продолжали разносить по домам и местам работы. А 25 октября частичная мобилизация вышла в Иванове на новый уровень, соцсети и телеграм-каналы переполнились сообщениями и видео о том, что повестки начали вручать мужчинам в буквально на улицах, в торговых центрах и в магазинах. Схема была примерно одинаковая и, как отмечали юристы, вполне законная. «Группа отлова» состоит из двух или трех человек: сотрудник полиции, который по закону имеет право проверять документы у граждан, плюс сотрудник или сотрудники военкомата, у которых при себе есть бланки повесток, куда быстренько вписываются данные отловленного гражданина. Вместо штатных сотрудников военкомата их функции могут выполнять сотрудники администрации города или муниципальных учреждений. В соцсетях есть видео, где повестки раздают вполне опознаваемые люди из мэрии.
Кроме того, озвучивалась информация о том, что в подобных облавах принимают участие и сотрудники ДПС, которые останавливают машины на въездах в город, проверяют документы у водителей, а затем присутствующие здесь же сотрудники военкомата пытаются вручить повестку отловленному автомобилисту.
Насколько эффективным был такой подход – неизвестно, но шуму он наделал немало. Настолько немало, что на третий день этой, извините за выражение, спецоперации аж губернатор Станислав Воскресенский подключился к защите ивановских мужчин. Под камеры так и заявил военному комиссару, что, мол, поступают жалобы на какие-то облавы, а это (имеются в виду облавы, а не жалобы) просто недопустимо. Произошло это, правда, уже после того, как ивановские облавы попали в федеральные новости. Но, в отличие от ряда других заявлений губернатора, это имело хоть какой-то эффект: мужичков, бредущих к ближайшей «Пятерочке» за, скажем, хлебом, ловить с повестками перестали.
Злые языки утверждают, что сами власти организовали подобные облавы от безысходности, ибо Ивановская область числилась в отстающих по выполнению плана частичной мобилизации, причем не только в ЦФО, но и по всей России. Так что решили поднажать, но получилось как всегда.
Впрочем, в свете завершения осеннего призыва и маячащей на горизонте следующей волны мобилизации (разумеется, частичной, которую, как известно, никто не отменял, хотя на словах и завершал) лицам мужского пола стоит вновь быть осторожнее. И не подписывать бумажки, которые им дают незнакомые люди – мало ли что там мелким шрифтом написано.
Узбекский след
Тема взаимодействия с Узбекистаном в Ивановской области всплывает периодически – как правило, когда губернатор с кем-то из узбекских чиновников встречается. Темы встреч, безусловно, важные, потому что если начнутся перебои с узбекским хлопком, у наших текстильных предприятий возникнут очень большие проблемы.
Фото: форум Винского
Интересно, тем не менее, что «узбекская» тема в прошлом году выплывала в медиаполе и в негативном ключе. Первой ласточкой в середине июля стала информация о том, что «Шуйские ситцы» не только продают производственные мощности в Фурманове, но и планируют перенос и прядильного, и ткацкого производства из Ивановской области в Узбекистан, оставив здесь только отделку, швейку и сбыт. Генеральный директор и основной собственник ХБК Анна Богаделина тогда опровергала эту информацию, но осадочек остался. Похоже, что какие-то телодвижения в эту сторону все-таки предпринимались, потому что аккурат после того, как история с переездом «Шуйских ситцев» в Узбекистан попала в паблик, Анна Викторовна стремительно исчезла из медийного поля, перестала светиться на различных мероприятиях рядом с губернатором и его командой. Не особо слышно и о ее политических амбициях, хотя до слухов о переезде шли разговоры о том, что она будет бороться за место депутата облдумы в 2023 году. Но нет, она не упоминается среди рассматриваемых губернатором кандидатур (по крайней мере, наши источники ее фамилию упорно не называют, а как там кривая вывезет – бог весть).
Справедливости ради стоит отметить, что прошло 6 месяцев, а про перенос производства «Шуйских ситцев» больше не слышно. Впрочем, поживем – увидим, бизнес же любит тишину.
Следующий «узбекский» скандал случился буквально через несколько ней, и связан был с тем, что, по информации жителей Родников, собственник нового трикотажного предприятия «Унтекс» в качестве рабочей силы предпочел родниковцам узбеков. И завезли их в Родники якобы толпами, и якобы платят им зарплату больше, чем местным жителям. А местные жители очень этим недовольны.
По счастью, этот всплеск недовольства быстро притух сам собой – по крайней мере, после летних причитаний эта тема не появлялась нигде: ни в пабликах, ни в телеграм-каналах. Остается только надеяться, что ситуация таковой и останется.
О причинах использования мигрантов на производствах в России написано очень много, повторять прописные истины не буду. При этом, правда, отмечу, что никаких шагов по социальной защите мигрантов в нашей стране так и не предпринималось, а теперь, наверное, и не будет предприниматься - не до ерунды сейчас, товарищи.
Ну и еще один очень примечательный момент, который для многих остался незамеченным, - это заявление замминистра промышленности и торговли РФ Олега Бочарова на форуме «Мануфактура 4.0.» в Иванове о том, что в стране не хватает 20 тысяч швей и что ликвидировать этот дефицит кадров надо за счет завоза швей из Узбекистана. Это заявление толком никто из участников форума не стал обсуждать – а зря. Потому что именно Ивановская область, которая в последние годы превратилась в швейный цех России, рискует стать полигоном для очередного эксперимента.
Правда, представители швейного бизнеса не под запись утверждают, что швеи из граждан Узбекистана так себе: не рукавицы же шить надо, а гораздо более сложные изделия. А для этого кадрам из Средней Азии не хватает квалификации. По крайней мере, пока.
Тут тоже остается только следить за развитием ситуации. И надеяться, что, скажем, открытие предприятий в особой экономической зоне «Иваново» не приведет к массовым вспышкам ксенофобии.
Полный дорожный песец
Да-да, я про полярную лисицу. А вы про что подумали? Наверное, про то, что творится на дорогах и тротуарах с началом зимы?
Если говорить честно, то, на мой взгляд, в современном русском языке отсутствуют слова и выражения, которыми можно было бы адекватно, но в рамках действующего законодательства описать то, что творится с уборкой дорог, в первую очередь в Иванове. Но и на областных трассах кое-где тоже.
Фото: Автопартнер Иваново
Справедливости ради надо отметить, что этой зимой погода задала жару дорожным службам, которые теперь явно с тоской вспоминают зиму 2019-2020 года – тогда первые серьезные снегопады случились где-то в феврале. В последние месяцы снега, оттепели и морозы сменяют друг друга с пугающей регулярностью. Но, с другой стороны, кто заявлял, что к зимнему сезону всё готово? Руководство МУП САЖХ, ныне – МКУ «Дорожное городское хозяйство».
И ведь никакая реорганизация предприятия не помогла: если смотреть на результат, то стало только хуже. По неофициальной информации, основная причина этого не в отсутствии техники, а в отсутствии кадров. Из-за особенностей начисления зарплаты водители спецтехники предпочитают не связываться с САЖХ/ДГХ. Поэтому даже в сильные снегопады часть КДМ просто простаивает на базе – работать на них некому.
Что касается расчистки тротуаров, то здесь и с техникой проблемы: специальных тракторов в городе всего три, а посыпкой тротуаров песком после оттепелей, похоже, вообще никто не занимается. Как и аудитом расценок на зимнюю уборку города, по которым мэрия оплачивает работы.
Из недр ивановской мэрии регулярно доносятся жалобы на некомпетентность тех, кто отвечает за городское благоустройство, в первую очередь на замглавы города Алексея Михайлова. Но дальше бурчания дело не идет по одной простой причине: желающих занять его место нет. Более того: отдельные личности уже делают ставки, сколько еще проработают Михайлов и начальник управления благоустройства Михаил Солодов на своих должностях.
Другой вопрос, что никаких просветов в этом толстом зверьке из рода лисиц семейства псовых пока не наблюдается: традиционно при утверждении бюджета города в него, грубо говоря, не доложили денег на содержание улично-дорожной сети, пообещав восполнить недостающее «по мере исполнения бюджета». А депутаты Ивгордумы, как обычно, согласно покивали, даже не попытавшись обсудить тему содержания дорог хотя бы на заседании профильного комитета – видимо, потому, что председатель этого комитета Шаляпин по совместительству еще и заместитель директора САЖХ/ДГХ.
Похоже, бороться со зверьком можно только обращениями в прокуратуру, умножая таким образом количество штрафов, которые накладывают на мэрию за ненадлежащее содержание дорог. Вот только тут тоже засада: штрафы, как правило, накладывают на управление благоустройства как на юрлицо. И деньги (обычно размер штрафа составляет 300 тысяч) отправляются из городского в областной бюджет.
Чтобы не обидеть отсутствием внимания областных дорожников, позволю себе задать тупой вопрос. Вот объясните, плиз, господа из ДДХиТ, почему на территории Ивановской области региональные дороги хоть и расчищены, но в колеях из наледи, и обочины представляют собой сплошные смерзшиеся глыбы? При этом выезжаешь во Владимирскую область – там асфальт похуже, катафотов нет, дорожных знаков через каждые 10 метров тоже. Но дороги очищены полностью, никакой наледи, и обочины тоже расчищены. Там что, климат другой? Или торги на содержание по другим расценкам проводят? Для справки: речь конкретно о дороге на Ковров, где граница Савинского и Ковровского района видна невооруженным взглядом.
В качестве итога: откормленный зверек остается с нами. Похоже, навсегда.
Бизнес
Скандалы года: узбекский след, облавы и дороги
О чем в прошлом году поговорили и забыли-2