Последние
новости
Интервью

Лишняя головная боль, которую никто не хочет на себя брать

Активист о сохранении культурного наследия, «Ивановских чипыжах» и работе с мэрией
Автор: Наталья Мухина
11 мин
01 июня, 2021
Артем Никулин – студент последнего курса ивановского РАНХиГСа и активист, занимающийся восстановлением исторического наследия и его популяризацией. В прошлом году он, в составе волонтеров «Том Сойер Феста», восстанавливал дом Соколовых в дендрарии ИГХСА. С дизайнером Максимом Абалиным организовывал реставрацию вывески «Комбината хорового общества» за железнодорожным вокзалом. А недавно, в рамках движения «Культурный патруль», представил путеводитель по окраинам «Ивановские чипыжи». Он рассказал, зачем тратить время на сохранение городских деталей и почему для этого не стоит идти работать чиновником.
Никулин %U2014 обложка (фото Мухина) - копия.jpg
Фото: Наталья Мухина
В середине мая вы с дизайнером Максимом Абалиным в «Культурном патруле», ивановское отделение которого ты возглавляешь, выпустили неформальный путеводитель «Ивановские чипыжи». Доволен тем, что получилось?
– Да. Год назад, когда мы задумали путеводитель, было не совсем понятно, как он будет выглядеть. У нас были маршруты, нарисованные на карте, примерный список объектов, но не было понимания, как их объединить. Потом пришла идея провести людей по окраинам.
Путеводитель по чипыжам.jpg
Путеводитель «Ивановские чипыжи»
– Когда смотришь на путеводитель, видно, что ни один маршрут не накладывается на другой: то линия на Ермака, то где-нибудь у Дома Моды. Мне показалось, что это очень про Иваново. Часто бывает: идешь по красоте, а потом натыкаешься на какой-то отрезок, где ничего нет. Вы специально сделали так, чтобы пути не пересекались или по-другому не получалось?
– Мне кажется, это особенность нашего города. Места, в которых есть интересные объекты, не сосредоточены на одной территории, а раскиданы по районам. Так что получается, что если делаешь тематические маршруты, то они не сливаются в одну линию.

Когда тебя заинтересовало культурное и историческое наследие?
– Я коренной ивановец, интерес пошел еще с тех времен, когда мы с дедушкой гуляли по городу. Он рассказывал про дома: вспоминал, что в них было раньше, делился какими-то своими историями.
Потом я основал паблик в «ВКонтакте», стал фотографировать старые дома и увидел, что многое исчезает. Позже, уже в 2018 году, узнал про «Культурный патруль», поучаствовав в их фотоконкурсе, и в итоге стал там куратором. Вот как-то так.
В «Культурном патруле» мы решили сделать у нас в городе «Том Соейр Фест» [фестиваль по восстановлению исторического наследия силами волонтеров и спонсоров]. Это было в 2019 году. До него этого мы занимались только популяризацией: проводили лекции, экскурсии.
Домик ДО-ПОСЛЕ горизонтальный.jpg
Дом Соколовых на улице Поэта Ноздрина до и после ремонта
Фото: «Культурный патруль»
Вы выбрали для ремонта дом Соколовых на улице Поэта Ноздрина, потому что он находится в центре и у него один собственник – ИГСХА. Как удалось договориться с вузом и почему они пошли вам навстречу?
– Ну, во-первых, сельскохозяйственная академия – не самый богатый вуз. На ремонт домика в дендрарии просто не хватало средств. И тут появились мы, готовые привести в порядок здание. Еще и на халяву!
С этим как раз не было проблем. Проблемы могли быть с другими «кандидатами». Мы присматривали многоквартирные деревянные дома, но не были уверены, что договоримся с жителями о ремонте. Так что на первый сезон решили выбрать объект попроще.

У вас была еще одна история, которая связана с тем, что с собственниками сложно договориться – с вывеской «Аптека № 4 Северной железной дороги», которую вы спасли от сдачи в металлолом. Когда ее демонтировали, вы не смогли договориться с УК, чтобы после предполагаемой реставрации вывеску можно было вернуть на исходное место, на первый этаж многоквартирного дома. Как тебе кажется, почему никто не согласился на это? Ведь людям предлагали помощь, но ничего от них не требовали.
– Не скажи. Если бы вывеска вернулась на место, управляющей компании, а значит, и жителям тоже, пришлось бы взять ответственность за ее содержание. Когда мы попросили у УК провести собрание жильцов и взять вывеску на баланс дома, они ответили, что это невозможно по жилищному кодексу. Но, думаю, реальная причина в том, что это лишняя головная боль, которую никто не хочет на себя брать. В Петрозаводске, например, такую же бесхозную вывеску почты восстанавливают сами жители дома через ТОСы. В случае с «Аптекой» «управляшка» просто не позволила нам узнать мнение жильцов. Может, они бы и захотели оставить вывеску на месте.
Вывеска Аптека.jpg
Вывеска «Аптека № 4 Северной железной дороги»
Фото: «Культурный патруль»
Получается, что сохранение любого наследия – это лишняя головная боль.
– Зачастую, да. В частности, в плане вывесок. Если сохранение исторический недвижимости имеет коммерческий смысл, то работа с вывесками никаких преимуществ владельцу не дает. Кроме имиджа, разве что.

То есть этим могут заниматься только волонтеры и активисты?
– Получается, что так. Мы еще предлагали оформить советские вывески на баланс города, но для мэрии это тоже лишние проблемы. Хотя, если говорить про взаимодействие с администрацией, то хочется отметить, что они нам не мешают и в чем-то даже помогают. Например, освободили советские исторические вывески от дизайн-кода. Теперь собственники могут оставлять их и не получать штрафов.Если бы эту норму не приняли, то даже вывеску на «Доме моды» и «Современнике» можно было снести. Подобная история происходила в Санкт-Петербурге, где люди жаловались на то, что исторические вывески не соответствовали современным правилам, а мэрии приходилось их демонтировать.

Насколько я помню, с инициативой «Культурного патруля» по освобождению советских вывесок от дизайн-кода была интересная история: ваше предложение приняли, но вы узнали об это только спустя несколько месяцев, после того, как закон начал действовать. Расскажи, насколько комфортно взаимодействовать с администрацией. Они открыты к предложениям?
– Нам повезло в этом плане. Мы через «Инстаграм» попали на встречу к мэру Владимиру Шарыпову по поводу «Том Сойер Феста». Заодно затронули тему с вывесками. Мэр нашу инициативу поддержал и связал нас с управлением по делам наружной рекламы и комитетом по культуре. Но принятие решения почему-то затянулось на девять месяцев. А мы узнали о нем еще позже – когда снимали вывеску «Аптека» и звонили уточнить, что там с поправками к дизайн-коду. Получается, с момента предложения прошло около года.

Ты учишься на муниципальном управлении в РАНХиГС. Не хочешь пойти работать в мэрию, например?
– Я на четвертом курсе, уже заканчиваю. Когда только поступал, такие намерения были, но сейчас я склоняюсь к сфере туризма и культурного наследия. Госслужба накладывает много ограничений, а вся деятельность госслужащих подчинена регламентам. Там невозможно выйти за рамки и проявить инициативу. Чиновники – просто люди-исполнительные машины, которые принимают решения, сбрасываемые сверху. Думаю, я смогу сделать больше, если буду заниматься наследием в качестве активиста.
Вывеска на «Производственном комбинате ВХО» до и после
Фото: «Культурный патруль»
В прошлом году вы с дизайнером Максимом Абалиным сделали вывеску Комбината хорового общества. Она была недорога в исполнении – из материалов потребовались только холст и краски. С вывеской «Аптека», которую «Культурный патруль» собирается реставрировать теперь, все не так. Расскажи историю этой вывески.
– «Аптека» – вывеска родом из 70-х. Явно авторский проект, больше нигде таких не встречал. Сама аптека проработала до начала нулевых. Вывеску несколько раз перекрашивали, сняли неоновые трубки. Последние лет двадцать железная надпись просто ржавела под дождем и снегом. Я на нее наткнулся случайно, когда ее демонтировал рабочий из УК. Вывеска пока что хранится в дендрарии, мы планируем ее отреставрировать и повесить в арт-пространстве ЦКиО.
Что касается реставрации: вопрос еще не до конца решенный. Мы подавали заявку в фонд «Внимание» Ильи Варламова. Они предварительно дали «добро», но мы пока не смогли договориться о способе реставрации. Фонд предлагает законсервировать вывеску в том виде, в котором она дошла до наших дней: счистить облезающую краску и ржавчину, а то, что останется, покрыть лаком и дополнить утерянным неоном. Мы с ними не согласны. Никто не оставляет некрашеное железо на улице. Я считаю, что лучше зачистить ее и покрасить – привести в изначальный вид. Так будет надежнее.

Почему «Внимание» настаивает на своем способе реставрации?
– Консервация – современный западный тренд. Но нам это не подходит – под дождем вывеска не выживет. До этого «Внимание» делало вывески «Гастрономии» и «Бакалеи» в Сыктывкаре, и их просто красили. Теперь они хотят выйти на новый уровень и сделать проект в соответствии с новыми веяниями. Это выглядит стильно, но я переживаю за сохранность железа.
Гастрономия и Бакалея в Сыктывкаре.jpg
Вывески «Гастрономия» и «Бакалея» в Сыктывкаре
Фото: фонд «Внимание»
Сколько стоит реализация?
– По предварительной смете, с покраской – около 90 тысяч рублей. Так что если мы не договоримся с фондом «Внимание» о способе реставрации, то будем искать финансирование сами. Например, запустим кампанию на «Планете» и соберем сумму пожертвованиями.

Думаешь, ивановцы будут готовы поделиться деньгами, чтобы сохранить вывеску?
– Определенный круг людей – да.

Зачем тебе все эти проекты?
– Думаю, это попытка отойти от повседневности и сделать что-то такое, что останется надолго и чем я смогу гордиться в будущем. Хочется оставить после себя что-то хорошее. Кроме нас этим мало кто занимается.

Не боишься, что после учебы не будет времени заниматься проектами?
– Пока не знаю. Возможно, получится найти такое место, где работа будет дополнять активизм.

Как думаешь, можно ли как-то монетизировать это? Условно, вести проекты по восстановлению зданий?
– Думаю, монетизация возможна только в просветительской деятельности – экскурсии, книги.

Как люди относятся к тому, что ты ведешь экскурсии? У тебя нет ни исторического образования, ни большого опыта.
– Обычно это мало кого интересует. Главное, что я показываю какие-то интересные места, которые обычно остаются без внимания. Важно рассказывать то, что соответствует действительности, не скатываться в мифы и приукрашивание. Реальная история часто оказывается круче и увлекательнее любой туристической байки. Я не считаю, что в такой деятельности важно иметь профильное образование.

Госдума, которая приняла закон о просветительской деятельности, с тобой не согласится.
– Мне кажется, этот закон – вредная вещь. Особенно вариант с лицензированием деятельности экскурсоводов. Их же просто мало – что профессионалов, что любителей. Вот сколько у нас экскурсоводов? Не так много, человек десять, из тех, что на слуху. А с этим законом дефицит только усилится.
18 июня 2021
Все новости