Последние
новости
Интервью

«У меня была конкретная цель - сделать свою работу бизнесом»

Мария Кобенья о том, можно ли заработать на куклах
Автор: Анна Семенова
14 мин
25 мая, 2021
Когда-то, больше 20 лет назад, она была моим начальником – главным редактором областной молодежной газеты «Прямая речь». Потом наши дороги разошлись кардинально – я работала в СМИ, а она… Она реализовала мечту многих, сделав работой свое хобби. Сегодня Мария Кобенья – востребованный мастер, ее куклы «живут» не только в разных городах России, но и за рубежом.

Каково это – заниматься «тряпочным» хенд-мейдом в текстильном крае, можно ли на это жить и почему высокая конкуренция на этом рынке – это хорошо? Чашка ароматного чая, цветущий сад за окном и интересный разговор об изнанке хенд-мейда как бизнеса – с Марией Кобенья.
Маша1.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- Многие сейчас увлекаются рукоделием, но, как правило, это остается на уровне хобби. Для тебя сейчас твои куклы и игрушки – это основная профессия?
- Да, это моя основная профессия. И основной бизнес.

- Насколько долго ты к этому шла?
- Достаточно долго и через самые разные варианты. То есть приносить какой-то доход это стало практически сразу, как я стала куклами заниматься.

- Это специфика конкретной ниши, или ты изначально организовывала свое хобби как бизнес?
- Начинала я не с тряпочек («тряпками» Мария ласково называет свои текстильные куклы и игрушки. – Прим.авт.). Сначала были витражи, декупаж, еще я расписывала тарелки – мне до сих пор это нравится. А кукол делала больше для себя. И в какой-то момент, лет 12 назад, они стали пользоваться спросом. Грубо говоря, я сделала куклу, у меня ее купили и заказали еще, потом еще и еще. И я уже полностью перешла на тряпки.
Работы1.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
Потом я поучаствовала в федеральной выставке – была у меня такая навязчивая идея. Я постоянно ходила на кукольные выставки, и мне всегда хотелось быть там не как зритель, а как участник. Но мне казалось, что это нереально. В какой-то момент я решила: «Почему нереально?». Зашла на сайт выставки «Подарки и сувениры в Гостином дворе», зарегистрировалась. И после этой выставки у меня появилось очень много заказов. Я поняла, что надо грамотно отработать эту ситуацию. Сняла мастерскую, наняла швей и начала работать. Так что да, изначально это было организовано как бизнес.

- Он строился на «живых» заказах или через интернет?
- Здесь получилось интересно. Я изначально не делала ставку на интернет – работала с отелями и с крупными московскими магазинами. Например, у меня есть лавочка в Московском Доме книги. Я просто приехала к ним, предложила брать мои куклы и игрушки на реализацию. Здесь расчет на то, что когда люди приезжают потратить деньги, они, как правило, хотят приобрести какие-то сувениры, причем не китайскую массовку, а что-то эксклюзивное, например, с символикой отеля.
Работы2.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- Ты работаешь с отелями в Плесе и Суздале – это получилось случайно или ты на них целенаправленно выходила? И почему именно с этими?
- Не случайно – это была целенаправленная работа. Я предлагала сотрудничество многим отелям, кто-то согласился, кто-то нет. Кто-то отпал как недобросовестный клиент, кто-то пытался торговаться – мол, мы хотим дешевле. А с кем-то получилось прекрасно, и сейчас мы продолжаем сотрудничать, это выгодно обеим сторонам.

- В прошлом году, в пандемию, мне казалось, что как раз бизнесы, скажем так, на излишествах, - то есть то, без чего можно прожить, - будут испытывать очень большие сложности. Ты на себе это испытала? Ведь игрушки и сувенирка - это не предмет первой необходимости.
- Единственная проблема была тогда, когда были закрыты магазины. Мои клиенты, как правило, люди с достатком выше среднего, и для них это не такие большие деньги. А потребность в чем-то для души, потребность в подарках осталась. У меня, кстати, тогда было очень много заказов на подарки через интернет, потому что магазины были закрыты, и клиенты обращались ко мне напрямую.
Работы3.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- То есть ты не развивала интернет как канал сбыта целенаправленно? По нынешним временам это даже странно.
- Да, наверное, это и с точки зрения бизнеса неправильно, но я специально не поддерживаю интернет-продажи. Если кто-то появляется, то получается. Я еще недостаточно хорошо веду соцсети. Это для меня следующий этап развития, но пока этот канал не дает большого объема продаж. Хотя я понимаю, что это достаточно выгодно и хорошо. И это перспектива.
Но пока продажи в магазинах приносят гораздо больше прибыли, чем интернет.

- Почему?
- Очень просто: московские магазины заказывают сразу по 100-120 игрушек. А при заказе через интернет это 1-2 игрушки, причем с клиентом еще обговариваешь: тут не так, это подлиннее, тут лапку покороче сделайте. В магазине люди берут то, что видят, уже готовое. А потом еще находят меня через соцсети и заказывают что-то еще.
Конечно, за интернетом будущее. И мне надо осваивать различные площадки – ту же «Ярмарку мастеров», Wildberries и другие.
Но есть вопросы с доставкой, я пока не разобралась, как это организовано. Например, на многих площадках, когда ты заполняешь форму, надо указать, сколько будет стоить доставка. Откуда я знаю, сколько будет, потому что стоимость зависит от того, в какой город доставлять. Оказалось, что надо сначала заключить какое-то соглашение с почтой. Я понимаю, что это просто, но я не хочу этого делать. Все эти ресурсы платные, ты платишь деньги, чтобы там размещаться. Почему ты еще должен бегать, что-то выяснять, с кем-то заключать договоры? В общем, как-то не все так просто, и с полпинка не зарегистрируешься. Вот - я сейчас задумалась над этим вопросом, буду разбираться и осваивать.
работы4.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- Со стороны кажется, что из провинции очень сложно как-то наладить такие контакты и куда-то поставлять то, что производит твоя мастерская.
- У меня была конкретная цель - сделать свою работу бизнесом. Каждый человек ходит на работу. Я хочу ходить на ту работу, которая мне нравится, которая доставляет удовольствие. Чтобы домашние не говорили, мол, ты не работаешь, сидишь со своими тряпками, ничего не делаешь.

- Вообще-то сидеть с тряпками - это твоя профессия, ты же заканчивала кафедру дизайна в текстильной академии…
- Да, получается, что я вернулась к тому, чему училась. Хотя керамика мне тоже очень нравится, я даже одно время хотела переучиться на керамиста. Но потом подумала - а смысл, если я уже что-то умею, и мне это тоже нравится?

- Кстати, в одной из публикаций ты говорила, что ты скупаешь в Иванове остатки старых тканей.
- Да.

- А что будет, когда они закончатся? Потому что это все-таки конечный ресурс. Практически как нефть.
- Это явно будет еще нескоро – запасы у наших бабушек, как оказалось, очень большие. А потом... Будет что-то другое, какие-то импортные аналоги, но с подобным рисунком. Кстати, покупала как-то ткань в Мадриде, в одном из самых крупных магазинов, и там огромное количество тканей, похожих на ивановские по рисунку и расцветкам, но более высокого качества. И чудесные тонкие батисты. Проблемы с тканями в мире нет, и можно просто заказать. Но я почему именно из ивановских делаю? Потому что это такая фишка: ивановский мастер делает куклы из ивановских тканей.

- Получается, это тоже бренд?
- Да. Потому что другие ивановские мастера шьют из современных тканей. А в моих запасах ткани 70-х, 80-х, 90-х годов. Есть даже 60-х – шелк, крепдешин, отрезы кто-то покупал, а шить так и не собрался.

- Можно делать какой-нибудь грандиозный проект, инсталляцию – сейчас это модно.
- Может быть – если настроение будет.
Есть, кстати, еще один прекрасный источник ткани – секонд-хенды, там есть много мужских рубашек, абсолютно новых, но по каким-то причинам попавшим в секонд-хенд. И такую ткань точно в России не купишь. И стоит она очень дешево.
работы5.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- У твоих игрушек достаточно узнаваемый дизайн. Кого бы ты ни шила - куклу или мишек, или коров, или еще кого-то - все равно чувствуется фирменный стиль. Ты сама разрабатываешь выкройки?
- Какие-то выкройки я полностью придумываю сама. Какие-то использую готовые, но изменяю под себя.

- Судя по тому, что можно увидеть на специализированных сайтах хенд-мейда, например, на «Ярмарке мастеров», конкуренция в твоем сегменте рынка очень высока. Ты этого не боишься?
- Да, мастеров, которые делают текстильные куклы и игрушки, очень много, даже в Иванове. Но я считаю, чем больше предложений, чем выше конкуренция, тем больше будут на тебя реагировать. Например, тебе надо в аптеку. И ты скорее пойдешь туда, где 25 аптек, потому что если чего-то нет в одной, ты купишь в другой. Или магазин шуб: ты с бОльшей вероятностью пойдешь в торговый центр, где 25 разных магазинов с разными шубами, чем в один-единственный магазин. Рынок именно так работает.
Так что высокая конкуренция – это хорошо. А потом, в ручной работе у каждого мастера есть свой почерк, своя манера. Даже если я дам свою выкройку, другой мастер по ней сделает куклу – и она будет другая. Даже выражение лица у куклы будет совершенно другое. Так что тут бояться нечего. Опять же, подбор материалов. Одна и та же выкройка, но смотрится по-разному.
Есть еще какие-то фишечки. Например, я заказала пуговицы с гравировкой «Мастерская кукол Марии Кобенья». Еще я не делаю потайных швов, потому что потайные швы все портят. Поэтому у меня если где-то что-то зашивается, то это видно. Это достаточно крупно и нарочито, но красиво. А тем, кто постоянно покупает, именно это и нравится.
Работы6.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- Еще есть такой волшебный кусок рынка под названием госзаказ. Ты работала по госзаказам?
- Да.

- И как тебе кажется, насколько участие в государственном и муниципальном заказе необходимо для выживания на таком специфическом рынке, как хенд-мейд?
- Пока не было жесткой законодательной регламентации тендеров, это было интересно, потому что действительно разрабатываешь интересную сувенирку. А сейчас, что бы ты ни разработал, какой креатив ни представил, все равно победит тот, кто делает дешевую ручку. И никто не будет смотреть, что ты делаешь именно региональную сувенирку, с лицом фирмы или города, или еще что-то. Выиграет тот, кто написал на дешевой ручке слово «Иваново».
Этот кусок рынка сейчас для ручной работы просто убит. И поэтому хорошей сувенирки сейчас практически нет. Я не буду участвовать в конкурсе, мне неинтересно. Зачем мне напрягаться? Чтобы меня похвалили, сказали: «Очень хорошо»? Ну, похвалят, грамоту дадут, будет еще один щит, прибьем к вратам Царьграда.
Работы7.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
- То есть твое участие как художника-декоратора в «Русском Рождестве» в Шуе строилось не на основании тендера, а тебя просто пригласили поучаствовать?
- Да. Я сделала эскизы. Причем я делала эскизы где-то летом, в начале осени 2019 года. Дала смету, всех всё устроило. И меня пригласили как художника.

- А для души ты что-нибудь делаешь или только на заказ?
- Да, вот у меня вон все полки – это то, что я делаю для себя.
Хочется еще порисовать, но пока с этим ребенком не порисуешь (младшему сыну Марии, Косте, 7 лет, и это настоящий вечный двигатель. – Прим.авт.). А так, в перспективе... Конечно, я не буду художником, который будет делать выставки, потому что я уже достаточно от этого далеко оторвалась. Нужно погружение в среду, чем бы ты ни занималась. Когда я занялась тряпками, я настолько погрузилась в эту тему, что, наверное, в других направлениях многое забыла. Я могу чисто как дилетант порисовать.
И еще момент: сейчас успех художника зависит не от его способностей, а от того, есть у тебя хороший куратор или нет. Сам себя ты продвигать не можешь по определению, потому что рынок художников работает по-другому. То есть если с куклами я могу совершено спокойно приходить и предлагать себя, и это нормально, то как художник я не могу прийти, потому что художника продает агент. То есть, если у тебя нет агента, значит, с тобой вообще никто не будет говорить.

- Можно ли жить на те деньги, которые ты зарабатываешь хенд-мейдом?
Я бы не сказала, что это очень большие деньги, но в принципе, достаточные на то, чтобы как-то жить. Если бы мне предложили идти работать в банк бухгалтером на огромную зарплату - я бы не пошла. Потому что мне это не нравится до отвращения. Поэтому тут дело не в том, чтобы заработать как можно больше денег. А именно в том, что дело, которое тебе нравится, еще и приносит деньги.

- Нескромный вопрос: почему ты остаешься жить в Иванове? Ведь сегодня творческий человек может жить в любой точке мира.
- Я сама не понимаю. Какая-то просто ошибка природы. Причем ошибка системная. Как раз перед пандемией я думала, что надо куда-то перебираться. И не случилось.
Я ведь периодически пыталась куда-то сбегать – но как-то так все время складывались обстоятельства, что насовсем уехать не получалось. Например, я хотела уехать в Чехию, в Карловы Вары. Потому что сейчас ведь какая разница, где жить? Я могу получить мультивизу, приезжать сюда на три месяца, а остальное время там. Но не складывается. Пока не складывается. А как будет дальше – посмотрим. 
Маша2.jpg
Фото: инстаграм Марии Кобенья
22 ноября 2024
Все новости