Последние
новости
Общество

Первый день комом

И еще один «заход» на перевозчиков
Автор: Анна Семенова
5 мин
06 апреля, 2021
Первый день работы новой системы льготного и бесплатного проезда в общественном транспорте – по картам «Мир» – оказался, мягко говоря, не слишком удачным. Мелкие проблемки в виде сбоев программы и быстро разряжающихся аккумуляторов терминалов можно даже не рассматривать.

Главная проблема, которую крутые спецы из «РИЦ» пока так и не смогли – или не захотели – решить, заключается в том, что терминал срабатывает на любую банковскую карту. Даже если она не зарегистрирована как льготная. То есть гражданин, не имеющий никаких прав на льготный проезд, может благодаря этой карте прокатиться на автобусе или троллейбусе за 19 рублей, а не за 25. Неплохая такая скидка, причем, разумеется, за счет перевозчиков.

Этот праздник жизни перевозчики отметили еще неделю назад, когда проводили тестирование терминалов. И потребовали от оператора отключить эту опцию, потому что вообще-то «Региональный информационный центр» не имеет права ее подключать: он ведь выиграл конкурс только на обеспечение льготного и бесплатного проезда. И к проезду обычных граждан никакого отношения не имеет. Но руководство «РИЦа» проигнорировало это требование, так что вчера особо предприимчивые граждане пытались проехать в автобусах с неплохой скидкой.

По нашей информации, из-за этого 5 апреля разразился натуральный скандал между орловскими айтишниками и ивановскими перевозчиками. Очевидно, что сберовская компания заходила в регион вовсе не для того, чтобы возиться с льготниками – гораздо интереснее перевести на безналичный платеж весь объем пассажирских перевозок и получать с этого плату за транзакции. Но косяк вышел из-за того, что в терминалах запрограммирован тариф для регулируемых перевозок (он составляет 19 рублей и был установлен аж в 2016 году). А на всех маршрутах уже несколько лет действует нерегулируемый тариф, который устанавливают сами перевозчики. В этом году он вырос до 25 рублей. Почему власти упрямо не повышают льготный тариф – отдельная история, до которой, видимо, придется в ближайшее время добраться. Но сейчас речь не об этом.

В общем, первый день транспортного «Мира» вышел комом. И это еще полбеды, поскольку наладка, усушка, утруска и притирка – нормальный процесс при внедрении новой системы. Но на прошлой неделе департамент дорожного хозяйства и транспорта устроил перевозчикам еще один неприятный сюрприз.

Этот сюрприз заключается в проекте приказа, которым утверждаются типовые формы договоров на возмещение расходов перевозчиков на предоставление льготного или бесплатного проезда. Документ был выложен на антикоррупционную экспертизу, которая проходила с 1 по 5 апреля.

Документ фееричный. Его можно давать студентам юридических факультетов в качестве антипримера. Вот лишь один пункт – под номером 7, идентичный во всех видах типовых договоров. «В случае уменьшения Департаменту ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения Департаментом обязательств по исполнению Договора, Департамент согласовывает с «Перевозчиком» новые условия Договора».

Проще говоря, вы оказали услуги льготникам на 100 рублей, но у нас есть только 50, поэтому мы меняем условия договора и платим вам в 2 раза меньше. Нормально так, да? Интересно, найдется ли в Иванове хоть один вменяемый предприниматель, который согласился бы подписать такой договор?

Или вот еще из прекрасного: пункт 9 из приложений 1 и 2. «Изменения настоящего Договора осуществляются в письменной форме в виде дополнительного соглашения к настоящему Договору, которое является его неотъемлемой частью и вступает в действие после его подписания Сторонами».

Ну то есть мы подписали договоры с 10 перевозчиками, но решили, что с одним из них мы изменим условия договора и будем платить ему компенсацию побольше или поменьше. Остальные всё равно не узнают, правда? Я, конечно, не юрист по образованию, но, кажется, именно такие финты и называются коррупциогенными факторами?

Или вот еще пункт 10 из тех же форм договора из приложений 1 и 2: «департамент вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке: - в случае передачи полномочий по возмещению «Перевозчику» расходов, связанных с предоставлением льготного проезда с использованием льготной транспортной карты, иному исполнительному органу государственной власти Ивановской области, уполномоченному Губернатором Ивановской области».

Ну нормально вообще: вместо замены одной из сторон договора – что вообще-то обычная практика в гражданско-правовых отношениях – мы тупо расторгаем договор. И гуляй, перевозчик, ты лишаешься права работать на маршрутах.

И подобной красоты в этих типовых договорах еще немало.

Несколько перевозчиков уже направили свои возражения по этому проекту. Правда, как показала практика, эти замечания чиновники вполне могут просто проигнорировать. Они так видят, а их начальство, как уже выяснилось в заседании областного суда, не любит, чтобы ставили даты, ага.

Меня в связи с этими нормативными изысками в последнее время мучает один вопрос: юристы департамента дорожного хозяйства действительно считают, что тут всё нормально, или сознательно ваяют такие документы? Может, пора не о реформе транспортной системы мечтать, а сначала в консерватории что-то подправить?
26 апреля 2024
Все новости