Последние
новости
Бизнес

Нет у революции конца. У транспортной

Имени Станислава Воскресенского
Автор: Анна Семенова
8 мин
21 декабря, 2020
img_6813_resize.jpg
Фото: Варвара Гертье
Год назад, 19 декабря 2020 года, депутаты Ивановской областной думы приняли закон, по которому полномочия по организации функционирования общественного автомобильного транспорта на территории города Иваново перешли от мэрии областного центра к региону. Тогда в СМИ это громко называли транспортной революцией, а чиновники говорили, что буквально через несколько месяцев пассажиры ивановских маршруток пересядут в комфортабельные автобусы и смогут оплачивать проезд банковской картой.

Говорилось все это на фоне отзыва лицензии у «Кранбанка», что привело не только к блокировке денег на соцкартах пенсионеров, но и к серьезным проблемам перевозчиков: они лишились более 30 миллионов рублей из-за того, что правительство региона в декабре уговорило их возить льготников по заблокированным социальным картам, обещая возместить убытки. И не возместило, разумеется. И обещания эти ни в каких документах официально не зафиксированы. Но это так, для того, чтобы воссоздать атмосферу годичной давности.

Безнал сдвинулся с мертвой точки?

В начале этого года в департаменте дорожного хозяйства взялись за «транспортную революцию» довольно бодро. В феврале появился документ под названием «Документ планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом на 2020-2022 годы», в котором фиксировались некоторые изменения межмуниципальных маршрутов (номера которых от 100 и выше), а заодно заявлялось, что с 1 сентября 2020 года тарифы на межмуниципальных маршрутах будут регулируемыми. С 1 сентября планировалось организовать и безналичную оплату на межмуниципальных автобусных маршрутах.

На дворе декабрь и можно смело говорить о том, что планирование регулярных перевозок у областных чиновников не задалось. Конечно, можно свалить на проклятый коронавирус – это универсальная отмазка. Ну и ладно, пусть так и будет. Тем более, первый шаг к обещанному безналу в автобусах вроде как сделан: льготников с 1 апреля переведут с социальных карт на карту «Мир». А там и до всеобщего безнального обслуживания недалеко.

Правда, злые языки, как обычно, говорят гадости про новую затею областных чиновников (да-да, на самом деле ее цель – избежать проблем, как после банкротства «Кранбанка»): и заточены все эти изменения под конкретный Сбербанк, у которого якобы уже и терминалы закуплены. А этот банк за обслуживание операций якобы будет брать с перевозчиков аж 7% (сейчас 3%). Что, с учетом недоплаты за льготников, роста стоимости ГСМ и прочего, поставит местных перевозчиков в весьма пикантное положение.

Красные автобусы губернатора

Но это еще не всё: как известно, есть у революции начало, нет у революции конца. Департамент дорожного хозяйства таки хочет перевести перевозчиков на регулируемые тарифы. На сайте ведомства опубликованы проекты документов планирования и по межмуниципальным, и по муниципальным ивановским маршрутам, где переход на регулируемые тарифы намечен на 1 июля 2021 года. Правда, пока это только проект.

Переход на регулируемые тарифы не значит, что стоимость проезда будет меньше нынешней или не будет расти. Это значит только то, что именно правительство области будет определять цену проезда (сейчас, напомню, тарифы на проезд в общественном транспорте нерегулируемые, и перевозчики спокойно могут, уведомив власти за три месяца, повысить ее – просто они этого по разным причинам не делают). Ну и заново будут проводиться конкурсы на право работать на межмуниципальных и муниципальных маршрутах в городе Иваново.

И тут опять подключаются злые языки, которые рассказывают, что под новые конкурсы департамент дорожного хозяйства хочет утвердить и новые требования к перевозчикам. Например, распределить все ивановские маршруты на 7 (!) лотов, чтобы участвовать в конкурсах могли только очень крупные предприятия. Или исполнить заветное желание ивановских пассажиров: убрать маршрутки и заменить их большими низкопольными автобусами. Красными! Сначала, правда, была версия, что автобусы должны быть синими, но потом решили что надо красные (так, якобы, губернатор захотел) – пусть их и делают только под заказ, и стоят они под 30 миллионов.

На вопрос перевозчиков, а что делать с ПАЗиками, которые взяты в лизинг совсем недавно, по слухам, господин Марченко, замначальника департамента дорожного хозяйства, ответил, мол, пусть продают. Пусть что хотят, то и делают – а не будут покупать красные автобусы, мы сюда других перевозчиков приведем, побогаче, из других регионов.

Что бывает, когда приходят перевозчики из других регионов, можно посмотреть на примере Новокузнецка или – чтобы далеко не ходить – Ярославля. Но, похоже, нам этого опасаться не стоит. Просто потому, утверждают всё те же злые языки, что пресловутые москвичи уже приезжали в Иваново, посмотрели, посчитали и сказали: стоимость проезда должна быть не меньше 30 рублей, иначе в этом городе и работать не стоит. По слухам, губернатор Станислав Воскресенский ради красных автобусов был готов пойти на такое повышение – но что-то не задалось. Неинтересно в нашем нищем городе работать иногородним компаниям. Что в транспорте, что в строительстве, что в других сферах.

Еще один момент: сейчас официально утвержденный тариф на проезд в автобусе – 19 рублей (не менялся с 2016 года). А экономически обоснованная стоимость проезда, очевидно, выше: еще в мае 2018 года, по расчетам перевозчиков, она составлял 24,6 рубля. В случае перехода на регулируемые тарифы разницу между реальной стоимостью поездки и стоимостью, установленной для населения, должен будет компенсировать областной бюджет. Эти деньги там, разумеется, не предусмотрены – и, похоже, никто даже не проводил оценку, сколько на это понадобится.

Ну и как финал-апофеоз: по федеральному законодательству, перевозчиков о переходе на регулируемые тарифы должны предупредить не позднее, чем за 180 дней до введения этих тарифов. Нехитрый подсчет по календарю показывает, что для соблюдения этого требования надо будет не только успеть принять документы планирования, но и предупредить перевозчиков не позднее 2 января. Ну а если исходить из реальной жизни, то надо бы это сделать до 31 декабря.

Так что с нетерпением ждем-с.

Новый губернатор – новое обследование

И еще одна вишенка на транспортном торте: уже с месяц ходят слухи, что губернатор Воскресенский распорядился провести еще одно исследование пассажиропотоков в «ивановской агломерации» и разработку оптимальной модели маршрутов – стоимостью более 10 млн рублей. Телеграм-канал «Местные» утверждает, что выделят на это 11 млн 500 тысяч рублей. И напоминает, что в обследования уже закопаны 11 миллионов рублей: 2,5 млн при сити-менеджере Александре Кузьмичеве, 8,5 – при главе города Алексее Хохлове (завершение обследования и все пинки пришлись на мэрство Владимира Шарыпова).

Не удивлюсь, если в третий раз обследование и модель будут делать те же люди, под какой бы вывеской они к нам ни пожаловали. Но если по-честному, оба предыдущих обследования были, мягко говоря, некорректными, поскольку не учитывали межмуниципальные маршруты. А тут, говорят, их будут учитывать, как и новые кварталы и социальные объекты, появившиеся в областном центре в последние 10 лет…

Хотелось бы надеяться, что результаты работы за 10 миллионов будут более применимы на практике, чем результаты предыдущих обследований. Хотя есть опасения, что их качество будет не выше, чем у проектов КБ «Стрелка» (только бы оно не приложило руку, ну пожалуйста!).

В общем, предстоящий год будет интересным для всех: и для пассажиров, и для перевозчиков. Лишь бы не доэкспериментировались оптимизаторы из департамента дорожного хозяйства до транспортного коллапса. Но судя по тому, что с первой попытки у этого департамента мало что получается, можно полагать, что сроки нововведений будут переноситься на 1 сентября, потом на 1 декабря, а там и 2022 год, год губернаторских выборов настанет, когда с социально значимыми вопросами лучше не экспериментировать.
27 апреля 2024
Все новости