Чудны дела твои, Господи: Ивановская городская дума, похоже, становится если не местом для дискуссий, то, по крайней мере, местом, откуда исходит какая-то нормотворческая инициатива. Такого в Ивгордуме не наблюдалось года с 2010-го, то есть последние три созыва – за исключением популистских и тщательно согласованных с мэрией предложений найти в бюджете деньги на копеечные доплаты поварам и няням в детских садах или молодым учителям. Обычно все предложения по принятию решений исходили от чиновников мэрии, в крайнем случае от прокуратуры.
Однако в сентябре этого года после очередных выборов состав думы обновился значительно. Свеженькие, еще не заскучавшие в стенах «столбика» на площади Революции депутаты начали работу довольно бодро, и обсуждают не предложенные мэрией проекты решений, а собственные идеи. В частности – изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и прочие нормативные документы, определяющие то, как ведется застройка города.
2 декабря на заседании комитета по градостроительству и архитектуре в числе прочих обсуждался вопрос о расстоянии, на котором разрешено размещать парковки для новостроек. Напомним, что по действующим требованиям при проектировании многоквартирного дома застройщик обязан обеспечить наличие машиномест из расчета 0,6 места на квартиру (60 машиномест на 100 квартир, так проще для понимания). Изначально в ПЗЗ было указано, что все эти машиноместа должны размещаться на земельном участке дома. Как вариант – подземный паркинг или многоэтажная парковка. Затем застройщикам разрешили организовывать парковочные места вне земельного участка строящегося дома – но только в рамках существующей улично-дорожной сети и на расстоянии не более 400 метров от границы земельного участка дома. В конце 2022 года в ПЗЗ по инициативе мэрии внесли очередные изменения, в результате чего такие «внешние» парковочные места стало можно организовывать в радиусе 800 метров от земельного участка застройщика.
Тогда начальник управления архитектуры и градостроительства Наталья Петрова обосновывала это тем, что в городе мало участков под застройку, они небольшие по площади, плюс еще подземные коммуникации, которые ограничивают возможность обустраивать парковочные места… В общем, по словам (тогдашним) Петровой получалось, что если не разрешить застройщикам выносить парковочные места почти за километр от новостройки, то жилищное строительство в Иванове просто встанет. Если интересны подробности, то их можно прочитать здесь.
Но вот прошло три года, и ситуация кардинально изменилась. На заседании комитета гордумы по градостроительству его председатель Иван Корнилов вынес на обсуждение предложение сократить максимальное разрешенное расстояние для организации машиномест с 800 метров до 400. По словам Корнилова, от жителей поступает большое количество жалоб «по данному вопросу». Правда, непонятно, от каких жителей – от тех, кто живет в давно построенных домах и внезапно обнаруживает у себя под окнами вместо зеленой зоны вырубленные деревья и чужие машины или те же чужие машины в собственном дворе, или от новоселов, столь же внезапно вынужденных парковать машину за километр, а потом брести до дома по темноте и грязи, поскольку парковочное место заасфальтировали, а тротуар от дома до парковки отсутствует.
Вот что сказал Иван Корнилов: «На практике это (разрешение размещать парковки на расстоянии 800 метров от дома. – прим.ред) приводит к искусственному сокращению количества парковочных мест в границах участков, увеличению плотности застройки, росту числа жалоб жителей на недостаток придомовых парковок, их удаленность и неблагоустроенность территорий, которые приходится преодолевать от парковки до дома.
Сокращение радиуса с 800 до 400 метров позволит обеспечить улучшение пешеходной доступности при сохранении реалистичных условий проектирования.
При подготовке предложения были проведены консультации с Союзом строителей Ивановской области, в который входят основные застройщики. Они тоже готовы к этому сокращению, понимают, что это неизбежно. Но сокращение до нуля, наверное, привело бы к негативным последствиям, все дворы у нас были бы в автомобилях. Поэтому здесь нужен баланс».
Интересно, что один из членов ивановского Союза строителей – депутат Николай Натурин – поддержал это предложение, заявив, что «это реальный вариант» и что «в дальнейшем можно рассмотреть вопрос о дополнительном сокращении этого расстояния».
В ходе обсуждения возникла идея дифференцировать максимальное расстояние от земельного участка новостройки до «внешних» парковочных мест. Например, в центре города оно должно составлять не более 200 м, в более отдаленных. Но плотно застроенных кварталах – не более 400 м, а на окраинах – 800 м.
Наталья Петрова обратила внимание депутатов еще и на то, что сейчас нормативные документы не определяют, сколько парковочных мест может быть организовано вне земельного участка застройщика. То есть остается возможность вынести вообще все машиноместа на муниципальную землю. И есть застройщики, которые пользуются этой возможностью.
В итоге предложение от комитета по градостроительству и архитектуре выглядело так: сократить максимальное расстояние от границы земельного участка многоквартирного дома до парковочных мест до 400 метров, при этом в границах участка должно размещаться не менее 50% предусмотренных ПЗЗ машиномест. Голосование прошло не единогласно (что тоже редкость) – два человека воздержались, причем оба из «Единой России». В таком виде это предложение, видимо, и будет внесено в качестве предлагаемого изменения в ПЗЗ – судя по всему, в ближайшее время нас ожидают очередные общественные обсуждения по этому поводу.
Интересно еще и то, что депутаты, имеющие непосредственное отношение к строительному бизнесу, очень спокойно реагировали на это кажущееся ужесточение требований к ним. При этом вряд ли в городе стало больше территорий, пригодных под многоэтажную застройку. Скорее всего, за три года выяснилось, что ивановцы при покупке квартиры теперь обращают внимание не только на цену квадратного метра и локацию, но и на сопутствующую инфраструктуру. И если видят, что машину придется оставлять в соседнем квартале, не спешат с покупкой, понимая, что их ждут постоянные скандалы с соседями по дому и по кварталу. Наглядный пример из серии «рыночек порешает».
Ну что ж, возможно, Ивановская городская дума на какое-то время снова станет вполне интересным местом, где публично будут озвучиваться важные для всех горожан вопросы. Есть, правда, опасения, что все эти фонтаны идей быстро иссякнут: либо свежие депутаты наиграются и станут такими же скучными, как и их опытные коллеги, либо им кто-нибудь объяснит, что от них требуется только в нужных местах руку поднимать.
P.S.: Как решать проблемы с парковочными местами в уже застроенных кварталах, на этом заседании речь не шла. Но если избиратели начнут теребить своих депутатов, пока они окончательно не заскучали, есть вероятность, что и в этом направлении будет что-то делаться.
Власть
В Иванове парковки станут ближе
Но только для жителей многоквартирных новостроек
