Анна Семенова
На прошлой неделе на «Барсе» вышло интервью с начальником департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрием Вавринчуком, который, пожалуй, впервые в СМИ заявил о планах перехода на брутто-контракты с перевозчиками – по крайней мере, в областном центре и его окрестностях (то есть, как любят говорить всякие модники, в Ивановской агломерации).
Если посмотреть опыт других регионов, то можно уверенно говорить, что брутто-контракты – это самый приемлемый для всех сторон способ обеспечить население крупного города общественным транспортом. Идея проста: перевозчик получает деньги не за количество перевезенных пассажиров, а за то, что его автобусы нужных параметров выходят на маршрут по определенному графику. Даже если у тебя нет ни одного человека в салоне, ты все равно получишь деньги за сам факт выполнения рейса. Деньги идут из бюджета, а туда они попадают от пассажиров, которые покупают, например, транспортные карты. Как в Москве или Подмосковье с их «Тройками» и «Стрелками». Конечно, к плате пассажиров приходится добавлять бюджетных денег – и за льготников, и в качестве компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для граждан (если власти региона вдруг решили сделать для граждан тариф пониже). Но зато все довольны, и автобусы ходят как часы.
Кажется, что можно кричать «Ура!» и потирать руки в ожидании осуществления давно обещанной транспортной реформы: маршрутную сеть вот-вот допилят, большие автобусы вот-вот поступят в регион, и заживем!
Но нет: Дмитрий Вавринчук (впрочем, как и всегда) никаких конкретных сроков не называет, туманно рассуждая об этапах реформы. Утверждает, правда, что уже в правительстве уже изыскали возможность выделения нужной суммы – но никаких цифр в публичном пространстве от него никто так и не дождался. Только рассуждения о том, как всё сейчас плохо (с этим мало кто будет спорить) и как всё будет прекрасно когда-нибудь.
Ну ок, раз Вавринчук не хочет говорить прямо, пришлось порыться и пошуршать самой. В департамент дорожного хозяйства писать какие-либо запросы бесполезно, от них приходят пустые отписки. Поэтому обошлась без потери времени на запрос. Впрочем, если они захотят что-то прокомментировать – мы всегда открыты к диалогу.
Таки вот что удалось нарыть, уважаемые сограждане.
Первое (и очень важное): никаких денег на брутто-контракты или какие-то субсидии на межтарифную разницу на автобусные перевозки в областном бюджете на 2024 год обнаружить не удалось. Это значит, что в старотовом варианте бюджета эти расходы не запланированы – что, по большому счету, еще ни о чем не говорит: вносить поправки в бюджет можно хоть каждый месяц, если вдруг понадобится.
Второе: как утверждают наши информаторы, департамент дорожного хозяйства уже не первый месяц ведут переговоры о возможности захода в Ивановскую область ООО «Первая пассажирская компания» («ППК) из Санкт-Петербурга или какой-нибудь аффилированной с ней фирмы. Правда, ведутся эти переговоры как-то странно. По нашей информации, департамент дорожного хозяйства говорит что-то вроде «денег нет, но к марту мы их попробуем изыскать». И даже обещают отдать им те самые новые автобусы большой вместимости, которые здесь никак никому не могут пристроить. И даже заверяют, что найдут хитрый способ законно запустить автобусы ППК на самые «вкусные» и прибыльные маршруты.
Питерские транспортники, которые работают уже в десятке городов, слушают все это, удивляются и отвечают: а куда мы эти ваши заверения и обещания засунем? Нам за обещания работать неинтересно, вы нам посчитайте стоимость контракта и деньги сначала найдите, и давайте контракт лет на 7, чтобы мы могли свою работу планировать. Нормальный бизнес-подход, когда перед тобой партнер, в котором ты не уверен.
Третье: эта самая «ППК» - очень, очень интересная организация, приход которой действительно мог бы изменить рынок пассажирских перевозок в Иванове. Как удалось выяснить благодаря сервису Rusprofile, компания работает в Санкт-Петербурге, Москве, Ленинградской области, Петрозаводске, Волгограде, Чебоксарах, Ярославле. Аффилированная с ней компания «Волгоградский автобусный парк» обслуживает маршруты в Курске и Сочи. А ее владелец Леонид Бондаренко, по сведениям ярославского издания 76.ru, является одним из конечных владельцев предприятия «Волгабас» (VOLGABUS Limited Liability Company), которое находится в городе Волжском Волгоградской области и занимается производством автобусов и троллейбусов.
В общем, компания имеет солидный опыт работы в региональных столицах, и ее руководство уже не раз проходило через транспортные реформы (кстати, за последние пару лет такие реформы прошли не в одном десятке регионов, и очень, очень обидно, что у нас чиновники по-прежнему пережевывают обещания двухлетней давности вместо того, чтобы уже реформировать систему общественного транспорта).
Но всё упирается в деньги. Бюджетные деньги.
Судя по той информации, которую удалось найти в открытых источниках, в Ярославле, например, за 1 километр рейса, выполненного в соответствии с условиями контракта, перевозчик получает 112 рублей (напомню – независимо от того, сколько пассажиров он перевез). По словам ивановских перевозчиков, если бы они работали на таких условиях, то сами закупили бы новые автобусы и работали бы круглые сутки. «Это очень, очень хорошие деньги, мы здесь даже близко к этому в последние годы не зарабатываем», - прокомментировал руководитель одной из ивановских транспортных компаний.
Говорят, что в правительстве проводили подсчеты, в какую сумму могут обойтись брутто-контракты областному бюджету. Получилось что-то вроде 2,7 млрд рублей в год. Вроде бы не особо страшная цифра – доходы областного бюджета на следующий год утверждены в размере 68,4 млрд, дорожный фонд области – 8,4 млрд. Но дефицит даже в стартовом бюджете составляет 4,9 млрд рублей, и еще больше раздувать его – большой риск, в этом региональных финансистов (если это они рубят предложения ДДХиТ) можно понять.
Кстати, в Ярославской области у ППК заключен ряд контрактов на 7 лет (с мая 2023 года до начала апреля 2030 года). Общая сумма – почти 13 миллиардов, в пересчете на год – 1,8 млрд. Но надо учитывать, что ППК – не единственный перевозчик, с которым у ярославского правительства заключены контракты, да и город там побольше, больше автобусов требуется.
В общем, дорогие ивановцы, не стоит надеяться, что в обозримом будущем у нас что-то сдвинется. В ближайшие месяцы можно гарантировать только повышение платы за проезд: говорят, в прошлую пятницу в правительстве было совещание, на котором перевозчиков убедительно просили пока не повышать стоимость проезда до 34 рублей. Но те отказались исходя из такой логики: нас все равно счистят с этого рынка, почему мы теперь должны на такие рекомендации реагировать?
Даже не знаю, кто в этой ситуации выглядит, хмм, идиотом.
Власть
Брутто-контракты по-ивановски: денег нет, но вы приходите
Почему в регионе никак не могут реализовать транспортную реформу