Последние
новости
Интервью

«Обычные пассажиры платят за льготников и за областной бюджет»

Почему на самом деле растет стоимость проезда в общественном транспорте
Автор: Анна Семенова
12 мин
12 октября, 2023
Анна Семенова

Кажется очевидным, что на бешеный рост цен на ГСМ, который мы наблюдаем в последние месяцы, первыми должны отреагировать перевозчики – поднять стоимость проезда в автобусах и маршрутках.

На некоторых маршрутах стоимость проезда действительно выросла – но только на межмуниципальных, связывающих города и районы области. В ивановском городском и пригородном транспорте тарифы на проезд не изменились – по крайне мере, пока.

С чего бы? Если перевозчики, как гласит общепринятое мнение, жаждут исключительно сверхприбыли, а тарифы в Иванове, как известно, нерегулируемые, и каждый перевозчик может устанавливать любую стоимость проезда?

Именно об этом я хотела поговорить с директором ООО «Экспресс-Лидер» и председателем ивановского городского совета перевозчиков Дмитрием Куликовым. А получилось немного про другое – например, про то, что пассажиры в автобусах, оплачивая проезд, платят не только за себя, но и за того парня (в частности, за парней из правительства Ивановской области).
куликов.jpg
Фото: Алексей Машкевич
- Повышение цен на ГСМ не может не влиять на себестоимость пассажирских перевозок. На межмуниципальных маршрутах стоимость проезда уже выросла. Что будет в городе?
- В Иванове и ближайших пригородах до конца этого года изменений стоимости проезда не будет, хотя необходимость уже существует. Обычно мы повышаем тарифы раз в год. Если повышение и будет, то уже в январе-феврале, скорее всего, до 33 рублей. Хотя себестоимость уже значительно выше – 38-39 рублей. По нашему предприятию, например, на сегодняшний день она составляет 38,60 рублей за поездку.

- Вы сейчас говорите как руководитель компании-перевозчика или как председатель совета перевозчиков областного центра?
- И то, и другое. Дело в том, что все перевозчики в той или иной степени контактируют друг с другом. Мы информируем друг друга о планах по изменению тарифов, маршрутов, по другим существенным моментам, обсуждаем общие проблемы. Поэтому я знаю, что никто из перевозчиков, работающих в Иванове, не планирует до конца года повышать стоимость проезда. Если, конечно, не случится какой-нибудь форс-мажор.

- Почему?
- Это прозвучит странно, но из-за стоимости проезда в троллейбусе. Сейчас в наиболее населенной части города автобусные и троллейбусные маршруты дублируют друг друга. Это на окраинах нет таких проблем, а в центральной части она стоит очень остро.
У нас стоимость проезда, если говорить о нельготных категориях пассажиров, 30 рублей, а в троллейбусе – 26 рублей. И уже сегодня мы в определенном смысле проигрываем троллейбусам, потому что разница в 4 рубля за поездку для многих из тех, кто пользуется общественным транспортом, существенна – кто бы что ни говорил.
Если мы поднимем стоимость проезда до 33 рублей, а в троллейбусе она останется 26, то переток пассажиров будет еще больше. Так что перевозчики ждут, насколько изменится в начале года стоимость проезда в троллейбусе.
С другой стороны, льготники предпочитают ездить на автобусах и маршрутках, а не в троллейбусе – тоже из-за разницы в тарифах.

- Вы только что говорили, что тарифы в троллейбусе ниже.
- Дело в том, что из-за позиции правительства области по факту в Ивановской области существуют два тарифа. Если упрощать, то можно их назвать тариф для льготников и тариф для нельготников.
С нельготниками все понятно: стоимость проезда в автобусе устанавливает перевозчик, это нерегулируемый тариф. А для троллейбуса тариф регулируемый, его устанавливает администрация города Иваново. Эти тарифы мы видим в салонах общественного транспорта.
Что касается льготников, то тут интересная ситуация. До 2016 года у нас были регулируемые тарифы: мы подавали документы с экономическим обоснованием в департамент энергетики и тарифов, нам утверждали тариф, по нему ездили пассажиры. Для льготников стоимость проезда складывалась так: 67% от стоимости платил сам пассажир, 33% за него нам доплачивало правительство из областного бюджета. На 2016 год был установлен тариф в 19 рублей за поездку. То есть льготник платил со своей карты 12,73, а бюджет доплачивал за него 6,27.
Затем тарифы становятся нерегулируемыми, постепенно повышаются. Но до сих пор – а прошло уже 7 лет! – расчет за поездки льготников осуществляется по последнему установленному департаментом энергетики тарифу – 19 рублей за поездку для автобусов. В департаменте на наши запросы по повышению этого тарифа все эти годы говорят: мы не имеем права устанавливать такие тарифы, они у вас нерегулируемые. И они правы, претензий к ним нет. Но в результате мы несем убытки.
Ну а для троллейбуса регулируемый тариф утверждается ежегодно, так что льготник платит за поездку в троллейбусе 67% от 26 рублей, то есть 17,42. Разница – почти пять рублей, поэтому-то льготники и предпочитают, если есть возможность, ехать на маршрутке или автобусе: это дешевле.

- Получается, вы возите льготников себе в убыток? И все перевозчики у нас такие благотворители, социально ориентированные и поддерживающие пенсионеров?
- Это вы утрируете, конечно. Законодательство дает нам возможность отказаться от перевозки льготников: в 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», основной закон, регулирующий пассажирские перевозки в России. – прим.ред.) написано, что перевозки льготников осуществляются по согласованию с региональными органами власти. То есть мы просто можем не подписывать договор на перевозку льготных категорий населения и брать с тех же пенсионеров по 30 рублей за поездку.
А департамент дорожного хозяйства в договорах все 7 лет прописывает стоимость проезда для льготников 19 рублей. Не хотите – не подписывайте договор. Но на такое пока никто не решился – вы сами видите. Просто потому, что понимаем – это приведет к огромным скандалам. Вспомните, что было, когда департамент дорожного хозяйства внедрял новые карты и терминалы для проезда льготников, которые работали со сбоями… Хотя такие идеи были года три назад.

- Где-то в публикациях проскакивали данные, что льготники составляют около трети пассажиропотока в автобусах. Получается, что сегодня порядка трети пассажиров у вас едет по тарифу на треть ниже, чем все остальные?
- Да, теперь уже на треть ниже. На 11 рублей. Раньше мы возмущались, когда разница была 2 рубля – 19 и 21. Потом 19 и 23. Потом 19 и 25, 19 и 27. Сейчас 30. Скоро разница будет в 2 раза. И когда правительство говорит: мы предоставляем льготу, возникает вопрос, какую льготу, кто и кому предоставляет? Бюджет доплачивает за пассажира 6 рублей 27 копеек, а мы теряем 11 рублей.
Если бы мы за льготников получали деньги в полном объеме, а троллейбус работал бы с нами по одному тарифу, то стоимость проезда сегодня была бы не 30 рублей, а 27, максимум 28 – даже с учетом подорожания запчастей, ГСМ и прочего. И рынка вполне хватило бы всем для нормальной работы. Но правительство делает вид, что проблемы нет, и этим делает ее еще глубже.

- Насколько вам как перевозчику сложно тащить эту разницу? Существует мнение, что автобусные пассажирские перевозки – высокомаржинальный бизнес, и ничего страшного нет, никто не разорился и с рынка не ушел.
- Сейчас я не буду говорить, что у нас все совсем плохо и мы зубы кладем на полку – нет. Плохо на межмуниципальных пригородных маршрутах. Например, маршрут №111. Он идет от площади Победы через Ново-Талицы, Михалево, Пелгусово в Шилыково. До Шилыково едет очень мало людей. Михалево – последняя точка, где народ еще живет. По выходным в Иванове видишь – автобус 111-го маршрута идет битком, как в советские времена. Можно подумать, что на этом маршруте денег очень много. Но эти пассажиры – почти все льготники, их 70% по нашим данным. До Шилыково билет стоит 78 рублей. А для льготников – 59. Разница 20 рублей. Затраты на обслуживание этого маршрута значительные: он протяженный, много участков по трассе, за смену автобус накатывает километров на 30-40 больше, чем расстояние от Иванова до Москвы. И по году, несмотря на то, что пассажиров вроде бы много, маршрут получается убыточным. Если кто-то будет работать только на этом маршруте, не имея других, то он уйдет в минус. Лизинг там отбить невозможно. Лизинговый платеж в месяц за ПАЗ раньше был 78 тысяч, сейчас – 94 тысячи. Заменить подвижной состав на этом маршруте невозможно – только за счет других маршрутов.
Похожая ситуация в областном центре – на 12-м маршруте, который идет в Горино.
И я честно скажу: уже два года мы закладываем в тариф убыток от перевозки льготников. Я это не скрываю, хотя нередко получаю за это негатив. Но считаю, что люди должны понимать, почему тарифы именно такие и кому адресовать претензии.

- Я правильно понимаю, что обычные пассажиры, не льготники, платят эту дельту в 11 рублей и за льготников, и за областной бюджет?
- Да. К сожалению, мы к этому уже пришли.

- А сколько областной бюджет таким образом экономит за счет граждан-нельготников?
- Не могу сказать. Наверное, можно приблизительно подсчитать, если взять данные по расходам бюджета на компенсацию проезда льготников и вычесть компенсацию за проезд в троллейбусах.

- Вы упоминали, что обращались в правительство по поводу этой проблемы.
- Обращались. Но каждый раз, когда мы начинаем возмущаться, нам говорят: в бюджете нет дополнительных денег на то, чтобы компенсировать льготы от полной стоимости проезда. И все по закону. В 220-ФЗ написано: перевозка льготников по согласованию. Не хочешь – не вози. А правительство нам других условий не предлагает.

- Судиться никто не пробовал?
- Нет. Думаю, потому, что все уверены, что бесполезно. Коллеги консультировались с юристами. И ответов обнадеживающих не было.

- А как в других регионах?
- В Нижнем Новгороде была такая же ситуация. У них был тариф 26 или 28 рублей, не помню, а для льготников 20. И они просто возили по 20. А потом всех перевели на регулируемый тариф, и проблема решилась.

- Решит ли проблему конкуренции с троллейбусами появление автобусов большой вместимости, которые вроде бы должен закупить департамент дорожного хозяйства и транспорта аж на 400 миллионов рублей?
- У меня оптимизма никакого нет абсолютно. Наш город не тянет автобусы большой вместимости. Ни по одному маршруту. И экономически, и теперь инфраструктурно – из-за островков. Посмотрите, как стали ездить троллейбусы. Поворот с Куконковых на Большевикова – это же кошмар, особенно зимой.
Есть проблемы и с маршрутной сетью: на некоторых маршрутах бессмысленно ставить даже автобусы средней вместимости, не говоря уже о больших.
А ту стадию, когда можно было спокойно реформировать маршруты, мы уже прошли. 5 декабря 2021 года было 180 дней до окончания договоров (а они автоматически продлеваются еще на 5 лет, если стороны не заявляют об ином за 180 дней), это срок, за который перевозчиков можно было уведомить о переходе на регулируемый тариф, об отмене маршрута, об изменении маршрута. Но это не было сделано. 5 июня 2022 года все перевозчики получили свидетельства еще на 5 лет. Теперь, чтобы что-то реформировать, надо заложить в бюджет немыслимые деньги, уведомить перевозчика за 180 дней о переводе и т.д. Но я считаю, что наш регион не готов к таким реформам совсем. Зря только власти людей обнадежили, раз не смогли грамотно провести изменения.
21 июля 2024
Все новости