Последние
новости
Власть

400 миллионов не для третьих лиц

Слухи про новые автобусы и транспортную реформу
Автор: Анна Семенова
8 мин
03 ноября, 2023
Анна Семенова

Неделю назад в СМИ опять всплыла тема про 400 миллионов на закупку автобусов большой вместимости – коллеги из телекомпании «Барс» сообщили, что, по информации департамента дорожного хозяйства и транспорта, на эти средства закупят 24 автобуса.

Интересно, что с момента, когда вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил о выделении Ивановской области этих денег, прошло уже почти 4 месяца, а региональное правительство по-прежнему отмалчивается, цедя информацию о закупке, которая может хоть что-то сдвинуть в сфере общественного транспорта, буквально по капле. Например, торги по закупке этих автобусов, до сих пор не объявлены. Еще в середине сентября на наш официальный запрос пресс-служба департамента дорожного хозяйства сообщила, что «на сегодняшний день готовится конкурсная документация на приобретение автобусов за счет средств специального казначейского кредита». Такой закупки на официальном сайте госзакупок по состоянию на 2 ноября обнаружить не удалось. Ну а вопросы о том, кто и на каком основании получит эти автобусы в эксплуатацию и когда ивановцы смогут увидеть эти транспортные средства на городских дорогах, в пресс-службе ДДХиТ вообще предпочли проигнорировать.

Впрочем, в последние дни октября слухи про эти самые автобусы опять активизировались, причем не только среди перевозчиков, но и среди сотрудников МУП «ИПТ». Не в последнюю очередь это связано, разумеется, с молчанием властей. Но эти слухи дают представление о том, что происходит в сфере пассажирских перевозок в областном центре и его окрестностях – а это важно для сотен тысяч жителей региона. Кроме того, в них проявляется отношение участников рынка перевозок к чиновникам, которые должны регулировать этот самый рынок. Так что считаю необходимым все это опубликовать. А к концу февраля увидим, какая версия оказалась ближе к истине.

Слух № 1

ДДХиТ не смог найти вариант, как передать автобусы, которые планируется закупить на бюджетные деньги, одному из особо приближенных перевозчиков (здесь легенда начинает ветвиться: есть версия, что никто из перевозчиков, даже близких к телу, не хочет брать автобусы большой вместимости, в первую очередь, из-за дороговизны обслуживания). Поэтому эти автобусы в принудительном порядке отдадут МУП «ИПТ». Вторая ветка слуха – вместо автобусов закупят электробусы как в Москве.

Дальше слухи опять разделяются: по одной из версий, новые автобусы/электробусы МУП ИПТ поставит на троллейбусные маршруты, где сейчас не хватает машин. По другой версии, новые машины МУП ИПТ будут работать на самых прибыльных автобусных маршрутах типа 1, 7 или 100.

Слух № 2

Вся эта свистопляска с новыми автобусами на 400 миллионов происходит не просто так, и если вы думаете, что в ДДХиТ просто не знают, что делать с внезапно свалившимися на регион деньгами, то это вы зря. Нееет, там сидят хитрые люди, которые хотят окончательно поставить на место зарвавшихся перевозчиков, надумавших опять поднимать плату за проезд.

Если на наиболее прибыльные, они же магистральные, автобусные маршруты выйдут автобусы большой вместимости, то вредные перевозчики будут вынуждены закупать такие же, сдерживать рост платы за проезд и вообще повышать культуру обслуживания пассажиров. По-другому они не понимают, а действующее законодательства (пресловутый 220-ФЗ) не дает властям никаких методов давления, даже с маршрута снять нельзя (на самом деле можно, но очень-очень сложно, так что вероятность этого стремится к нулю). А тут они запоют по-другому.

Слух № 3

Если новые автобусы большой вместимости навялят МУП ИПТ, то предприятие с высокой вероятностью уйдет в банкротство, потому что деньги из федерального бюджета – не подарок и не дотация, а казначейский кредит на 15 лет под 3%. И выплачивать эти 400 миллионов придется МУПу. А он и так еле тянет платежи за «Адмиралы», полученные два года назад. Троллейбусные маршруты, на которых сегодня не хватает машин (так называемый недовыпуск), - это нерентабельные маршруты, и никакие новые автобусы нормальную выручку там не сделают.

Слух № 4

Ивановский губернатор Станислав Воскресенский на очень хорошем счету в Москве в том, что касается сферы общественного транспорта. Его, говорят, даже в пример другим регионам приводят: мол, вот какой молодец, прижал к ногтю перевозчиков, и бюджетные деньги на выплатах за социальные категории пассажиров экономит! Рекомендуют перенимать прогрессивный опыт и всё такое – в конце концов, еще ни один перевозчик не разорился и не ушел из этого бизнеса, значит, жирок есть, можно продолжать дальше в том же духе.
***
Вот как-то так. От себя добавлю, что про транспортную реформу пора бы снова вспомнить. 17 ноября будет 2 года, как губернатор, а вслед за ним руководство департамента дорожного хозяйства и транспорта пафосно анонсировали ее. Если помните, то новую схему маршрутов планировалось разработать к февралю 2022 года, а еще через несколько месяцев реализовать реформу в полном объеме.

Уже в сентябре 2022 года в ходе очередной «прямой линии» с населением (кстати, а в этом году такой праздник общения с народом будет? А?) губернатор Станислав Воскресенский выдал нечто феерическое: «Обсуждение [схемы маршрутов общественного транспорта] мы пока поставили на паузу, и вот почему. Сейчас в связи с событиями в мире нарушились многие цепочки поставок. И встал вопрос с наличием автобусов большой вместимости, которые нам нужны для улучшения работы нашего общественного транспорта. Работа здесь будет по двум направлениям. Первое: мы обязательно сделаем, как только будет возможность, приобретение такого общественного транспорта. И второе: я считаю, сколько надо, столько и будем с жителями города обсуждать маршрутную сеть. […] Я помню, какая была негативная реакция на первый вариант сети, сейчас ее существенно изменили, но все равно не все довольны. Здесь надо договориться, не надо никого переламывать. Я не люблю слово «реформа». Реформа – это всегда кто-то проигрывает. Поэтому это не транспортная реформа, это улучшение качества работы общественного транспорта».

После этого про реформу не было ни слуху, ни духу – как и про обсуждение схемы маршрутов.

Но 10 миллионов рублей за транспортную схему, а также много чего еще питерская фирма «ОТС-Лаб», по нашей информации, все-таки получила.

А вот что пишет пресс-служба департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в официальном ответе на наш вопрос про судьбу реформы и просьбу посмотреть схему (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «В настоящее время движение общественного транспорта в Ивановской агломерации осуществляется по старой схеме. Решения об изменении схемы маршрутов общественного транспорта не принято. Однако в случае принятия соответствующего решения проект будет представлен для общественного обсуждения.

Все материалы, разработанные ООО «ОТС Лаб» в рамках контракта, являются результатом интеллектуальной деятельности, в целях защиты от посягательств 3-тьих лиц, ознакомить с ними не представляется возможным».

Ну что, граждане, поняли, кто мы здесь? «3-тьи лица», коим не по чину совать свои любопытные носы в интеллектуальную собственность департамента дорожного хозяйства. Когда автобусы поедут по новым маршрутам, вы об этом сами узнаете, ежели не туда заедете.

Полагаю, что этого достаточно, чтобы понять суть и смысл и транспортной реформы, и той имитации бурной деятельности, которая периодически разворачивается на транспортных фронтах.
20 мая 2024
Все новости