Последние
новости
Власть

Новые автобусы похоронят МУП «ИПТ»?

Два года транспортной реформы: результат налицо
Автор: Анна Семенова
10 мин
17 ноября, 2023
Анна Семенова

Сегодня, 17 ноября, исполняется ровно два года с того момента, как начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук с подачи губернатора Станислава Воскресенского объявил о начале масштабной транспортной реформы в Иванове и его окрестностях.

Реформа, стремящаяся к нулю

Планировалось, что в результате реформы в так называемой ивановской агломерации – то есть в областном центре, Кохме и части Ивановского района в радиусе пары десятков километров от Иванова – будет модернизирована схема движения общественного транспорта (так, чтобы маршруты были удобными и минимально дублировали друг друга), затем планировалось изменить требования к подвижному составу (на наиболее востребованных маршрутах должны были появиться автобусы большой вместимости), а также финансовую модель работы рынка общественного транспорта (так называемые брутто-контракты, когда пассажиры платят не водителю, а в некую «общую кассу», приобретая, скажем, транспортные карты, а уже из этой общей кассы каждый перевозчик получает установленную договором оплату, причем не за количество перевезенных пассажиров, а за соблюдение графиков и прочих требований).

Спустя два года результаты реформы налицо – ну, то есть нулевые. В сфере общественного транспорта в Иванове в лучшую сторону не изменилось абсолютно ничего. Даже обещанная новая схема маршрутов растворилась где-то в кабинетах: после двух заходов на общественные обсуждения схемы специальный сайт, где жители могли бы познакомиться с ней и оставить свои замечания и предложения, перестал функционировать. А все попытки разных заинтересованных лиц познакомиться с якобы существующей новой маршрутной схемой терпят неудачу. На наш официальный запрос в департаменте дорожного хозяйства ответили так: «Все материалы, разработанные ООО «ОТС Лаб» в рамках контракта, являются результатом интеллектуальной деятельности, в целях защиты от посягательств 3-тьих лиц, ознакомить с ними не представляется возможным». Ладно мы – журналисты, но даже специалисты администраций муниципалитетов, которые входят в эту маршрутную сеть, в глаза не видели супер-разработки, за которые областной бюджет заплатил более 10 млн рублей. Говорят, что в департаменте им заявляют, мол, всё готово, а вам пока знать не надо. Вот настанет время – мы вам всё покажем.

Вроде бы ничего удивительного: в первый раз, что ли, чиновники надувают пузыри ртом, обещают светлое будущее, которое всё никак не наступит. Не они же не могут уехать домой после 20 часов, не они трясутся ежедневно в тесных и переполненных маршрутках.

Непосильный «подарок» на 400 миллионов

Но тут прилетела интересная информация, и если она окажется правдой, то несостоявшаяся «реформа» приведет к ухудшению ситуации с общественным транспортом. Причем именно из-за особой компетентности руководства департамента дорожного хозяйства и транспорта – как известно, в декабре 2019 года полномочия по организации автобусных пассажирских перевозок в городе Иваново законом Ивановской области были переданы именно ему.

Говорят, что в понедельник, 13 ноября, в департаменте дорожного хозяйства прошло совещание, на котором Вавринчук сообщил собравшимся примерно следующее: губернатор уже пообещал под телекамеры, что в феврале на магистральные маршруты областного центра выйдут новые автобусы большой вместимости. А раз губернатор обещал – это надо сделать любой ценой. Поэтому нам все равно, что у вас там в городе с деньгами и предприятиями – будете делать, как вам скажут.

Говорят, что глава города Иваново Владимир Шарыпов при этом присутствовал, но Вавринчуку ни в чем не возражал.

Так вот, поскольку все перевозчики отказались от счастья в виде новых автобусов большой вместимости, которые в декабре прибудут в область на деньги казначейского кредита, Вавринчук придумал следующую схему: эти автобусы область передает на баланс города, а город – в хозяйственное ведение МУП «ИПТ». И уже МУП «ИПТ» должно обеспечить работу этих автобусов на основных городских маршрутах. Заодно и частных перевозчиков поприжмет – ведь очевидно же, что все горожане радостно захотят прокатиться на новеньких больших автобусах, а не давиться в ржавых скотовозках.

На первый взгляд, всё прекрасно – но только если не знать, как устроено законодательство, регулирующее сферу пассажирских перевозок. А заодно и всякие налоговые и бюджетные кодексы.

Во-первых, чтобы поставить большие автобусы на уже существующие маршруты, надо, чтобы частные перевозчики, которые сейчас на них работают, сами захотели уйти с этих маршрутов. Расторгнуть договоры с ними в одностороннем порядке департамент может только случае если, грубо говоря, какой-то перевозчик три дня подряд не выпустит ни одного автобуса на маршрут. Таких нарушений, как вы понимаете, никто не допускает. Поэтому вопросики есть, и немаленькие. Но предположим, что эти организационные вопросы департамент как-нибудь – в рамках правового поля или за этими рамками – решит.

Во-вторых, с точки зрения финансов между автобусными и троллейбусными маршрутами в Иванове есть огромная разница: первые работают по нерегулируемому тарифу, а вторые – по регулируемому. И 220-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров» не дает департаменту дорожного хозяйства права просто так, по своему усмотрению, менять реестр маршрутов и вид тарифов на этом маршруте. Для этого предусмотрена куча условий и длинная процедура. Поэтому если говорить о сроке в пару месяцев, то есть до февраля или до начала марта, то поменять тариф на регулируемый специально под новые автобусы у департамента не получится.

Это значит, что стоимость проезда в больших и новых автобусах будет 30 рублей (берем ситуацию на середину ноября 2023 года) со всеми прочими прелестями в виде недоплат за льготников https://1000inf.ru/news/107723/. Стоимость обслуживания автобусов большой вместимости выше, чем у ПАЗиков и прочих маршруток, так что их эксплуатация будет для «ИПТ» убыточной, а поскольку тариф нерегулируемый, оснований для субсидирования этой деятельности из бюджета не будет – Бюджетный кодекс не велит, нецелёвочка получится.

И компенсировать эти убытки из субсидий за перевозки на троллейбусах МУП не сможет – тоже нецелевое расходование средств со всеми вытекающими.

В-третьих, для того, чтобы все 24 автобуса вышли на маршруты, нужно набрать водителей. Специалисты говорят, что с учетом сменной работы и прочих требований к условиям труда и отдыха нужно, как минимум два водителя на одну машину. Плюс еще человек десять для очень неожиданной работы. Фишка в том, что 23 автобуса из 24-х работают на метане. А газовых заправок в Иванове всего две штуки. С учетом того, что значительная часть автобусов, работающих на ивановских маршрутах, с газовым двигателем (из-за дико дорогого дизеля перевозчики давно перешли на газ), по ночам на заправках выстраиваются очереди. И перевозчики нанимают водителей специально для того, чтобы по ночам стоять в очереди на заправку. Теперь (при условии, что идея Вавринчука будет воплощена в жизнь) этим придется заниматься и МУП «ИПТ».

Итого допустим, что нужно за два месяца найти 60 водителей с категорией D. Очень сомнительно, что это удастся сделать.

Тем более, что есть еще один фактор – зарплата. Как нам удалось выяснить (честно скажу – с трудом), в среднем зарплата водителей в МУП «ИПТ» сейчас порядка 50 тысяч рублей в месяц. А водители на автобусных маршрутах у частных перевозчиков получают в среднем 5 тысяч рублей за смену, то есть порядка 100 тысяч рублей в месяц.

Не забываем, что «ИПТ» – это МУП, то есть оптимизировать налоги на ФОТ и прочие выплаты не получится. Не смотрите на то, что финансовые результаты работы «ИПТ» в последние годы кажутся такими оптимистичными – за 2022 год показана прибыль в 22 миллиона рублей. Даже в мэрии признают, что она, по большому счету, сформирована только из-за большого объема субсидий, получаемых предприятием. А не показать эту прибыль в отчетности МУП не может.

Прощайте, троллейбусы?

Не буду утомлять читателей всякими дальнейшими расчетами и выкладками, но несколько человек, с которыми мне удалось проконсультироваться по этому вопросу, уверенно сказали: кирдык МУПу – за несколько месяцев уйдет в банкротство, а директор – под уголовку.

Говорят, что Вавринчук и Марченко дружно обещают городским властям ввести уже к лету в общественном транспорте брутто-контракты, но если вспомнить пресловутый 220-ФЗ, то очевидно, что это сказки Венского леса (напомню историю с кидаловом перевозчиков, которые несколько месяцев бесплатно возили льготников после банкротства «Кранбанка», поверив обещаниям тех же Вавринчука и Марченко). Просто чиновникам из правительства очень, ну очень надо, чтобы к президентским выборам губернатор смог выполнить неосторожно данное избирателям обещание. А что будет через полгода с муниципальным предприятием – наплевать. Не им же отвечать за его финансовое состояние.

Буду очень рада, если эта информация окажется «уткой», а руководители департамента дорожного хозяйства таки смогут придумать какой-нибудь схематоз, позволяющий за три месяца законно реализовать идею с выведением на городские маршруты новых автобусов. Но если исходить из их предыдущей деятельности, надежд на это нет.

Как нет надежды на то, что чиновники, от которых зависят принимаемые решения, услышат аргументы тех, кто сейчас говорит им о рисках реализации вышеприведенной схемы с автобусами. Я понимаю, почему – они боятся губернатора, который явно будет не рад, если распиаренный проект не взлетит. В области и без этого куча проблем, постоянно вылезающих в паблик.

Надежда разве что на областного прокурора Андрея Жугина, который развил в регионе бурную деятельности. Возможно, ему и его сотрудникам будет интересно покопаться в этой истории. И им никакой Вавринчук не скажет, что «ознакомить с документами не представляется возможным». Тем более, что речь идет и о банкротстве муниципального предприятия с перспективой прекращения работы троллейбусов, и о 400 миллионах рублей из федерального бюджета.
26 ноября 2024
Все новости