Последние
новости
Интервью

«Сцена – это всегда волшебство»

Маргарита Заболошина – о том, зачем в Иванове балет и может ли классика быть нескучной
Автор: Анна Семенова
8 мин
15 сентября, 2023
Анна Семенова
Фото: аккаунт Ивановской государственной филармонии в ВК

Возможно ли совместить понятия балет и Иваново? И вообще, чем сегодня может быть интересен классический балет? Эти вопросы нередко приходят в голову, когда видишь (признаем честно – очень и очень нечасто) афиши, приглашающие на балетные постановки в областном центре.

22 сентября в Ивановской государственной филармонии можно будет увидеть спектакль-балет «Кармен». Балетмейстер-постановщик – Маргарита Заболошина, она же исполнительница главной роли. С ней я и решила поговорить о том, чем может быть интересен балет в провинциальном городе.

Несколько слов о самой Маргарите: еще в Советском Союзе она окончила Киевскую хореографическую школу, в 1991 году поступила в Челябинский институт культуры и искусства. В середине 90-х ее заметила Валентина Лисовская – к тому времени уже известный ивановский балетмейстер, чьи спектакли привлекали огромное внимание публики, причем не только в Иванове. «Валентина Евгеньевна приехала в Челябинск на фестиваль, там мы с ней познакомились, – вспоминает сейчас Маргарита. – Потом она пригласила нас в Иваново на практику, а после окончания института я получила от нее приглашение в труппу Ивановского музыкального театра». Так Маргарита Заболошина осталась в Иванове. «Я всегда думала: если что – смогу уехать, благо есть куда, – смеется она теперь. – Но пока я танцую, пока есть возможность заниматься тем делом, которое я считаю делом своей жизни, думаю, что никуда не уеду».

внутрь.jpg

- Начну с самого, что называется, стыдного вопроса: чем жителю Иванова может быть интересен балет – те же ваши постановки на сцене областной филармонии? Мне кажется, что сегодня этот вид искусства считается – вы только не обижайтесь – несколько устаревшим. Ну а если здесь и есть балетоманы, они всегда могут съездить на спектакли и в Москву, и в Санкт-Петербург…
- Это распространенное мнение, но я считаю, что балет сейчас не стоит отделять от других видов искусства – это такой же спектакль, как и те, что идут на сценах любых театров. Конечно, тут другие выразительные средства, особые требования к исполнителям, тут нужна балетная техника определенного уровня. Но главное – не это, главное – история, которую ты рассказываешь на сцене, эмоции, которые ты даришь зрителям.
Именно за этим – за эмоциями, живой энергетикой – люди по-прежнему ходят в театры, музеи, на живые концерты. В конце концов, сегодня практически любой спектакль или выступление можно найти в интернете. Но впечатления от такого взаимодействия с искусством, конечно, совершенно не те.
Если говорить о наших спектаклях, то в них я стараюсь сделать акцент именно на историю, на какие-то образы, на эмоцию, рассказать историю, которая кого-то заставит прослезиться, а кого-то – задуматься…

- Есть ли в Иванове вообще интерес к классическому балету?
- Конечно, он есть, хотя и слабый. Раньше был такой термин – балетная публика. Это люди, которые регулярно ходят на балетные спектакли, обсуждают их. Такого у нас нет. Возможно, потому, что больших классических балетов мы никогда не показывали. Постановки Ивановского музыкального театра, которые делала Валентина Лисовская, скорее, относились к камерным. Я бы их даже назвала драматическими балетами – в них обязательно был сюжет, понятный зрителю. Какие-то выдержки из классических балетов можно было увидеть разве что в исполнении заезжих трупп, когда их гастрольный маршрут включал Иваново.
Думаю, что если бы здесь была полноценная балетная труппа и ставились большие спектакли, то и зрительский интерес рано или поздно сформировался бы. Я сейчас это вижу на примере музыкального театра, где за последние 3-4 когда сформировалась зрительская фан-группа: они ходят на все спектакли, ездят на гастрольные спектакли. Причем это отнюдь не пожилые люди, там много молодежи, есть даже подростки. Я считаю, что это произошло, в первую очередь, за счет обновления репертуара музыкального театра: стало больше современных постановок, мюзиклов, расширился репертуар. И возник устойчивый интерес зрителей.
В случае с балетом принцип тот же самый: сначала надо сформировать предложение, а потом уже появляется зрительский спрос. А если сидеть и ждать, что публика сама к тебе придет, то никогда и ничего не сдвинется с места.

Заболошина2.jpg

- Вы ушли из музыкального театра четыре года назад, сейчас работаете в филармонии. Что удалось сделать за эти годы?
- У нас есть три спектакля, которые в сезон мы показываем примерно раз в месяц. Да, это немного – и до сих пор, когда я приглашаю к нам на спектакль, меня нередко спрашивают: а что, в Иванове есть балет? Возможно, надо больше про это рассказывать, информации о спектаклях в филармонии действительно немного. И продолжают существовать стереотип, что филармония – это классическая музыка, которая не всем понятна и для восприятия которой нужна специальная подготовка, и всё. Но классика – это не глыба, застывшая во времени и пространстве. Каждый исполнитель – человек своего времени, своей культуры, и он по-своему интерпретирует то или иное произведение. И само произведение несколько трансформируется в результате – появляются новые прочтения, новое вИдение.
А балет – эта та же музыка, но еще отраженная в движении человеческого тела. И здесь тоже идет постоянное развитие, постоянное обновление – несмотря на то, что «Лебединое озеро» остается «Лебединым озером». Ноты те же, но исполнение каждый раз иное.

- Вы одновременно и балетмейстер-постановщик, и солистка в ваших спектаклях. Кто еще участвует в них?
- Поскольку балетная труппа в филармонии не предусмотрена штатным расписанием, я приглашаю для участия в наших спектаклях и артистов балета музыкального театра, и студентов хореографического отделения Ивановского училища культуры, и учеников ивановской «Студии искусств», которая открылась в прошлом году. Так что у нас много молодых исполнителей.

Заболошина3.jpg

- «Кармен» в интерпретации для балета в первую очередь ассоциируется у многих с Майей Плисецкой, для которой Родион Щедрин, собственно и создал «Кармен-сюиту». Что нового вы как постановщик привнесли в этот вечный сюжет?
- Меня очень увлекала музыка Бизе – Щедрина. Когда-то у меня был сольный номер «Кармен» на музыку Щедрина. Плюс я давно увлекают Испанией, ее культурой. И когда появилась возможность самой делать постановки, я, конечно, не могла пройти мимо этой темы, хотелось вдохнуть в нее новую жизнь, найти какую-то свою грань. Тем более, что это не первая «женская» тема в моих постановках: два предыдущих спектакля были «Айседора» про Айседору Дункан и «Анна Павлова».
Я немного переделала сюжет – честно говоря, первоисточник, новелла Проспера Мериме, мне как-то не ложилась: образ Кармен казался слишком приземленным, каким-то вздорным. Мне ближе образ, созданный Плисецкой – гордая испанка. Но благодаря тому, что мы не скованы рамками чистого жанра, я включила в постановку и элементы фламенко, и вокальные номера в исполнении Сергея Захарова. Получилось интересно.
Мы не гонимся за какой-то потрясающей техникой, хотя поддерживаем ее на достойном уровне. И не придерживаемся только классической школы балета. Я бы скорее назвала тот стиль, в котором мы работаем, неоклассикой – некий микс из классического балета и свободной пластики.
Для меня важно донести до зрителя эмоции, чтобы кто-то после спектакля стал немного другим. Ведь основная роль искусства – через эмоции менять человека. Если взять мои спектакли в филармонии, то основная история в них – не история женщин, а рассказ о том, как человек смог пройти через испытания, смог перебороть себя. И даже если сама история заканчивается трагически, это дает надежду на лучшее.

- Не секрет, что карьера балерины заканчивается довольно рано: уже в сорок лет они выходят на пенсию. Что вас держит на сцене?
- Наверное то, что сцена – это какое-то волшебство. Это другая реальность. Когда ты выходишь к зрителям, возникает ощущение какого-то единства, какого-то огромного пространства. Наверное, это как выход в открытый космос. Особенно если ты не просто отрабатываешь номер, а пропускаешь роль эмоционально через себя. Это большая работа, после которой каждый раз ты чувствуешь себя немного другим. Я надеюсь, что каждый раз мы – и артисты, и зрители – становимся немножко лучше.

Заболошина6.jpg
23 ноября 2024
Все новости