Последние
новости
Общество

Очередной «интернациональный» скандал

Московскому художнику приписали участие в конкурсе
Автор: Анна Семенова
5 мин
13 июля, 2022
Непонятные истории вокруг памятника воинам-интернационалистам в одноименном сквере в Иванове продолжаются. На сей раз случилась полная дичь, подобной которой я за 20 с лишним лет работы в СМИ не смогла припомнить.

На электронный адрес редакции «Слухов и фактов» пришло письмо от художника Виталия Беспятова, в котором он сообщал, что не принимал участия в конкурсе на эскиз памятника воинам-интернационалистам в Иванове, к проекту, приписанному ему, не имеет никакого отношения. И просил довести эту информацию до аудитории сайта, поскольку, с одной стороны, приписывание ему авторства чужой работы может нарушить чьи-то авторские права, а с другой… С другой стороны он высказал свое профессиональное мнение о художественном качестве этой работы, и я с этим мнением в целом согласна – ужас какой-то.
P3.jpg
Работа, которую приписали Виталию Беспятову
Я попыталась узнать у председателя комитета по культуре ивановской мэрии Сергея Фролова, как так получилось, что ни в чем не повинному художнику приписали чужую работу, и кто на самом деле автор эскиза, о котором идет речь. Сергей Иванович отделался кратким сообщением: «Разбираемся».

Хотя о каких разбирательствах может идти речь, если в комитете по культуре и в конкурсной комиссии должны быть все заявки, поданные на конкурс? Или документы уже куда-то канули? Конкурс-то уже прошел, кто надо (то есть придворный скульптор РВИО Салават Щербаков) его уже выиграл, кому теперь нужны какие-то бумажки, вернее, электронные документы…

На этом фоне возникают подозрения, что если с одним эскизом случилась какая-то лажа, то нет ли чего такого и с другими? Действительно ли все эти московские скульпторы решили вдруг сделать работу для какого-то там города Иваново? Сразу же вспоминается мутная история с проектом памятника, который обсуждался летом 2020 года – шарик с безногими солдатами. Тогда, напомню, публично автором проекта памятника себя называла Оксана Соловьева, директор ООО «Искусственный мрамор», никакого отношения к искусству не имеющая. А реальным автором «шарика», по одной из версий, был выпускник Ивановского художественного училища Дмитрий Старшинов.

Дарю версию моим любимым конспирологам: на самом деле реальная заявка была только одна – от Щербакова, а остальные по братской теме быстренько наваяли из пластилина местные умельцы типа того же Старшинова или, скажем, Бычкова (именно он «осчастливил» город памятниками Гарелину и Бурылину), чтобы создать видимость конкуренции. Ну а заявки подавались от рандомно выбранных скульпторов, среди которых попался и художник Беспятов, который никакой скульптурой не занимается.

Уверена, что перед Виталием Беспятовым никто из мэрии даже не потрудился извиниться – хотя подобная история (вернее, приписывание ему ТАКОЙ работы) вполне может попортить репутацию художнику.

И еще один сюжетный поворот, связанный с прошедшим конкурсом на памятник воинам-интернационалистам. Еще до подведения итогов конкурса президент Национального института дизайна и почётный президент Союза дизайнеров России, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, президент Национальной Академии Дизайна Юрий Назаров написал письмо на имя губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского. К сожалению, это письмо так и не было направлено губернатору, но несколько цитат из него заслуживают внимания.

«При всех тектонических сдвигах в мировой и общественной культуре эстетические критерии и критерии художественности остались, - пишет Назаров. - Их нельзя отменить чьей-то прихотью, как нельзя отменить законы гравитации.

Дилетанты всегда очень активны и рядятся в одежды патриотов и неравнодушных представителей гражданского общества. В результате городская среда засоряется патриотическим китчем и сомнительными поделками, скопированными из интернета. <…>

Пластика памятника в городской среде не должна носить характера обезличенных скульптурных композиций, содержащих фигуры людей с оружием, поляризующих общество. Для объединения всех гражданских позиций нужна сильная ассоциативная композиция, несущая позитивное патриотическое начало, соответствующее современным реалиям».

Мы попытались получить комментарии у Юрия Владимировича, и на вопрос, почему сейчас представители сферы искусства и культуры предпочитают идти на поводу у массового вкуса или мнения чиновников, он ответил: «Это явление называется «бюрократический синдром». Он вызван желанием победить (на конкурсах. – прим.ред.), и отсюда схожие решения. Так происходит во всем мире, и не только в России».

Но, похоже, только в России и конкретно в Иванове может возникнуть ситуация, когда люди даже не знают, что их имена используют для легализации очередного патриотического китча.
09 октября 2024
Все новости