Последние
новости
Общество

Сверчков навсегда

Вместо монумента героям-интернационалистам мы рискуем получить очередной памятник эпохе безвкусицы  
Автор: Анна Семенова
7 мин
25 июня, 2020
Дилетантизм, убивающий город

Анна Семенова

Обсуждение проекта памятника воинам-интернационалистам, которое организовала ивановская мэрия, оказалось очень странным. И наводящим на невеселые выводы о том, что главная проблема областного центра – дилетантизм и пошлость. Отсюда и уродливые новострои, и памятники, за которые стыдно перед гостями города, и многое другое…

Напомню, что история с этим памятником тянется уже несколько лет. Сначала общественная организация «Побратим» объявила конкурс, в котором победил проект Владимира Демьяненко и Владимира Каурова.

Памятник.jpg
Потом оказалось, что памятник по этому проекту будет стоить порядка 20 млн рублей. Потом сквер Интернационалистов на проспекте Ленина попал в перечень объектов, которые будут благоустраиваться по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» и печально знаменитое КБ «Стрелка» нарисовало такой проект благоустройства, где никакого памятника вообще нет. «Афганцы» уперлись, и в прошлом году реконструкцию сквера вообще решили не проводить. В этом году работы в сквере начались, и внезапно оказалось, что уже год разрабатывается новый проект, который надо срочно утвердить.

1.jpg
Обсуждение нового варианта состоялось 23 июня в режиме zoom-конференции. Состав участников очень пестрый – от почетных граждан города, включая Ольгу Хасбулатову, до предпринимателей, педагогов, студентов, общественных активистов.

Начать, пожалуй, следует с непоняток с автором проекта. На обсуждении в качестве автора назвали некую Соловьеву Оксану Алексеевну. Поисковые системы не находят скульптора или дизайнера с таким именем – есть в Иванове только руководитель компании «Искусственный мрамор». Ну а в качестве «проектов, по которым все мы знаем Оксану Алексеевну» председатель общественного совета города Евгений Смирнов назвал «Серебряный парк» и аллею Славы. По версии других источников, реальным автором проекта является Дмитрий Старшинов (закончил Ивановское художественное училище).

Глава города Владимир Шарыпов привел несколько примечательных деталей. Во-первых, назвал стоимость памятника – 9 миллионов рублей. И добавил: «Сейчас мы можем установить скульптуру за федеральные деньги, которые до нас уже доведены. А если мы будем дорабатывать концепцию и откажемся от ее установки в этом году, то, скорее всего, придется ставить за городские либо за областные деньги».

Звучала информация, что проект памятника разрабатывался больше года, почему же эскизы не были вынесены на широкое обсуждение? Теперь заявление Шарыпова о федеральных деньгах и срочность принятия решения выглядит как шантаж: или ставим то, что есть, или рискуем остаться без памятника вообще, потому что у города денег нет, а область вряд ли что-то даст.

Правда, мэр потом уточнил, что памятник все равно будут ставить, просто федеральная халява уйдет. Но судя по желанию представителей ветеранских организаций утвердить памятник именно в таком виде, где-то (есть подозрения, что на уровне правительства области, но это мои личные подозрения) ветеранам-афганцам очень жестко сказали: или этот, или ничего.

Среди традиционных сервильных реверансов различных общественных и прочих активистов неожиданной оказалась позиция деятелей культуры. Неожиданной – потому что они, как правило, взахлеб поддерживают мнение властей. Вот выдержки из выступления председателя регионального отделения Союза художников Галины Вороновой, которая обсуждала проект с коллегами-художниками, архитекторами и дизайнерами.

«Представленный проект вызвал шок у профессионалов. Образы не найдены – просто люди без ног, выступающие то ли изо льда, то ли из скалы. Эскиз памятника не соответствует современной стилистике, многосложен. Использованы образы времен Великой Отечественной войны. Этот памятник искажает понятие воинов-интернационалистов, образы воинов превратились в три столбика, вкопанных в скалу, больше похожих на сварщика, почтальона и мотоциклиста. А над ними условный земной шар, напоминающий моток проволоки.

От себя хочу сказать: мы все сошлись во мнении, что этот памятник не станет украшением областного центра и не увековечит подвигов воинов-интернационалистов. По сути это не является скульптурным произведением. Это статуэтка, место которой на комоде. А по форме вообще напоминает кубок чемпионата мира по футболу. Избитая, проходная композиция с отсутствием динамики в образах. И пластические задачи не решены, и выбран неверный ход в их решении. В общем, непрофессионально. Не хочу обидеть автора, но с профессиональной точки зрения это недопустимо».

В чате zoom-конференции звучали не менее резкие оценки, хотя все отмечали, что памятник интернационалистам нужен. Были и те, кто поддерживал новый проект памятника безоговорочно, но их оказалось подавляющее меньшинство.

Я тоже выступила против этого проекта. Ничего не имею против автора (или авторов), с уважением отношусь к «афганцам» (хотя разделяю мнение, что сама афганская авантюра СССР стала одной из причин краха страны, а бойцы были только пешками в геополитической игре), понимаю, что мнения у всех разные, и всем угодить не получится. Но…

Но за последние годы в Иванове в плане городской скульптуры, как монументальной, так и камерной, творится что-то невообразимое. Начало положил Михаил Мень, который нашел где-то в закромах голову Есенина и решил, что ее непременно надо впихнуть на видное место. Продолжил дело приснопамятный Вячеслав Сверчков, который питал необъяснимую слабость к работам скульптора Бычкова, и мы получили сверчковообразных Гарелина и Бурылина весьма сомнительного художественного качества. Следующий шаг дилетантизма по улицам областного центра – пресловутый селфи-маршрут, конструкции которого вызвали шок у профессиональных дизайнеров. А теперь вот композиция, буквально слизанная с монументов 50-60-х годов и вызывающая кладбищенские ассоциации. В конце концов, кому-то ангелочки и скорбящие дамы нравятся – пройдите по городским кладбищам, особенно по престижным кварталам, и сами в этом убедитесь.

Памятник, установленный в общественном месте (а сквер – это не личный двор кого-то из ветеранов Афганистана), на мой взгляд, должен соответствовать не массовым вкусам, а быть произведением искусства, отражать современные нам тенденции в монументальном искусстве. В конце концов – извините за банальность – он должен воспитывать художественный вкус горожан. Пройдет еще лет 50, и большинства из тех, кто вчера обсуждал проект памятника, уже не будет на этом свете. А памятник останется. И хочется, чтобы он был памятником не эпохе безвкусицы и дилетантизма, а героизму бойцов. И заодно и напоминанием о том, что геополитические авантюры оборачиваются болью и потерями для простых людей.

Некоторую надежду на то, что история завершится благополучно и нам не придется очередной раз краснеть перед гостями города, прикрывая свой стыд анекдотами и шутками, дает позиция Шарыпова. Он заявил, что «памятник в любом случае не должен вызывать недоумение и отторжение жителей города». Остается только пожелать, чтобы к разработке проектов, которые планируется разместить на общественной территории, все-таки привлекали профессионалов – дизайнеров, художников, архитекторов. Иначе воинствующий дилетантизм рано или поздно просто убьет наш город.
20 апреля 2024
Все новости