Последние
новости
Бизнес

Мониторинг бизнеса в законе

Новые формы проверок и что с ними делать
Автор: Анна Семенова
7 мин
29 июня, 2021
С 1 июля вступают в силу основные положения федерального закона № 248-ФЗ «О государственном надзоре (контроле) и муниципальном контроле в Российской Федерации», которые сделают жизнь бизнес-сообщества, мягко говоря, интереснее. Этот закон вводит формы государственного и муниципального контроля, которые ранее не практиковались, или практиковались, но, что называется из-под полы. Самый наглядный пример – так называемые мониторинги надзорных органов, которые активно проводились этими самыми органами после введения ограничительных мер в связи с коронавирусом. Да-да, это те самые проверки, которые были отменены, но активно проводились под новым названием.

Чего ждать бизнес-сообществу с 1 июля, на что обращать внимание, какие у предпринимателей есть права и обязанности в ходе проведения новых контрольных мероприятий? Об этом рассказывает директор правового департамента юридического бюро «Константа» Максим Никонов.

IMG_9023.jpg

- Какие новые виды государственного и муниципального контроля (надзора) вводятся 248-ФЗ?
- Новый закон существенно расширяет полномочия органов власти в сфере контроля и надзора за бизнесом. Напомню, что сейчас контрольно-надзорные орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки (в документарной либо выездной форме), проводить контрольные закупки (которые, по сути, являются видом внеплановой выездной проверки), а также осуществлять мероприятия без непосредственного взаимодействия с проверяемой организацией (это рейдовые осмотры, обследование земельных участков, измерения различных параметров, наблюдение и т.д.).
С 01 июля к уже перечисленным видам контрольных мероприятий добавятся:
- мониторинговая закупка, в ходе которой организуется приобретение товаров либо заказ работ (услуг), и направление их результатов на испытание (экспертизу) на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
- выборочный контроль - проводится по месту хранения, эксплуатации или реализации продукции и представляет собой инструментальное обследование, а также отбор проб и образцов товаров в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству;
- инспекционный визит. Данное мероприятие уже было опробовано в рамках действия постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. N 1969 о проведении проверок в 2021 году. По новому закону такой визит – это, по сути, вид внеплановой выездной проверки продолжительностью до 1 рабочего дня. В ходе визита инспектор проводит осмотр, опрос, получение объяснений, истребование и проверку документов.
- выездное обследование – по сути, это тот же инспекционный визит, только проводимый без взаимодействия с контролируемым лицом (соответственно, без общения с ним, получения объяснений и т.п.). В ходе такого мероприятия инспекторы смогут проводить отбор проб (образцов), инструментальные обследования (с обязательным применением видеозаписи), назначать испытания и экспертизы.

- Каковы права и обязанности надзорных органов при осуществлении контроля и надзора?
- Права и обязанности инспекторов практически не отличаются от уже существующего по действующему закону статуса должностных лиц.
Кроме общих обязанностей по соблюдению законодательства при реализации своих полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, закон ещё раз формализует некоторые важные гарантии для проверяемых организаций и предпринимателей: должностные лица органов власти должны проводить мероприятия только во время исполнения служебных обязанностей и только при предъявлении служебного удостоверения. Чиновники не вправе препятствовать присутствию контролируемых лиц и их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, инспектор обязан предоставлять контролируемым лицам информацию и документы, относящиеся к предмету проводимого контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании мероприятия с прокуратурой; далее он должен ознакомить предпринимателя с результатами проверки.
Также отмечу, что инспектор не вправе выдавать предписания или предложений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий или отдельных действий за счёт проверяемых лиц.
Важно добавить, что именно на инспектора закон возлагает обязанность доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в суде или в административном порядке. К сожалению, в новом законе мы не находим существующей сейчас презумпции добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (по замыслу законодателя, теперь такую добросовестность нужно только стимулировать и далее поощрять). Поэтому возложенное на органы власти бремя доказывания в суде можно считать некой презумпцией невиновности для предпринимателей (хотя ничего нового тут законодатель не придумал – аналогичные нормы давно есть в процессуальных кодексах).
Новый закон предоставляет инспекторам следующие основные права: беспрепятственно посещать и осматривать производственные объекты, знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников, представления письменных объяснений, знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, составлять акты по фактам причиненных препятствий в проведении контроля, обращаться за содействием к органам полиции. Другие полномочия предусмотрены для отдельных видов контроля.

- Есть ли какие-то моменты в 248-ФЗ, на которые предпринимателям следует обратить особое внимание?
- Во-первых, всегда важно знать свои права при взаимодействии с органами власти. Отмечу наиболее значимые по новому закону: присутствовать при проведении контрольного мероприятия, давать пояснения, получать от должностных лиц информацию по проводимому мероприятию, в том числе о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, знакомиться с результатами проверки и сообщать инспектору о своем согласии или несогласии с ними; обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц в досудебном и судебном порядке.
Также предприниматели вправе привлекать к участию в проверке бизнес-омбудсмена (как федерального, так и областного).
Во-вторых, закон перечисляет те нарушения со стороны властей, которые являются грубыми и влекут отмену результатов проведённой проверки. К таким нарушениям относятся: отсутствие оснований для контрольного мероприятия либо необходимого согласования с прокуратурой, нарушение требований к уведомлению о проверке, нарушение периодичности контроля либо плана проверок, привлечение к проверке посторонних лиц, истребование у предпринимателя неотносимых к проверке документов (материалов, продукции), непредоставление проверяемому результатов проведённых мероприятий, нарушение сроков контрольного мероприятия (добавлю, что по новому закону срок выездной проверки сократился до 10 рабочих дней).

- Насколько, на ваш взгляд, этот закон усложняет или улучшает положение малого и среднего бизнеса? Какое влияние он может оказать на бизнес-климат нашего региона?
- Влияние любого нормативного регулирования на бизнес можно оценивать только по итогам анализа правоприменительной практики. Поэтому для ответа на данный вопрос нам нужно будет встретиться как минимум через год – когда уже будут отработаны новые формы контроля, пройдут первые обжалования, начнут формироваться позиции судов и прокуратуры. А сейчас можно только выразить надежду на то, что сотрудники органов власти при осуществлении своих полномочий будут учитывать как формальные требования закона, так и экономические последствия пандемии, в связи с чем к правам и законным интересам предпринимателей будут относиться более бережно, чем к своим внутренним показателям.
29 марта 2024
Все новости