Последние
новости
Общество

Крышевать бизнес по «Соглашению о взаимодействии» – разве так можно?

Наверное, если за плечами служба в ФСБ
Автор: Алексей Машкевич
9 мин
25 июня, 2021
«Крышевание» (от слова крыша) — обеспечение защиты бизнеса
со стороны государственных, правоохранительных
или криминальных структур («крыши»)
за вознаграждение на постоянной основе.
ru.wikipedia.org

В материале  «Ветеран ФСБ Михаил Юдин и махинации в Кинешме» я рассказал о видеозаписи (сделана 25 июня 2020 года), на которой кинешемский перевозчик Юрий Батаев передаёт господину Юдину денежные суммы, а потом рассказывает о проблемах в бизнесе и о притеснениях со стороны начальника отдела транспорта и связи кинешемской администрации Александра Яковлева. Того самого Яковлева, которому Юдин в апреле этого года передал сто тысяч рублей под присмотром оперативников.

Есть у меня ещё видеозапись – на ней тот же Михаил Юдин сидит с директором кинешемского универмага в его кабинете. Потом входит перевозчик Андрей Трубников, и директор из своего офиса сразу уходит. Трубников садится и как подчинённый начальнику разъясняет Юдину ситуацию с перевозками, даёт расклад структуры расходов, показывает реальную прибыль и спрашивает – как её делить? Сходятся на 50 на 50. Дальше смотрят междугородние перевозки, там Андрей Трубников тоже подбивает прибыль и так же предлагает разделить её поровну. Михаил Юдин соглашается, перевозчик достаёт деньги из кармана, пересчитывает, отдаёт и просит пересчитать. Юдин пересчитывает и убирает деньги в пакет.


Что это было? За что перевозчик отдаёт половину месячной прибыли директору муниципального рынка? Из дальнейшего разговора Юдина и Трубникова это непонятно, но это видео – кусочек дела о взятке, которую директор МУПа Юдин дал чиновнику Яковлеву за то, чтобы тот оказывал преференции кинешемским перевозчикам. Где частные перевозчики и где директор кинешемского МУПа «Муниципальная управляющая компания», управляющего городским рынком? Но уже не секрет, что Михаил Юдин после убийства авторитетного предпринимателя Евгения Холоши и ареста Алексея Подшивалова называет себя владельцем и управленцем областного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций. Видимо, корни денежных отношений Юдина с кинешемскими перевозчиками тут. Материалы дела чиновника Яковлева подтверждают эту версию – судя по всему Юдин, не имея официального отношения к пассажирским перевозкам в Кинешме, был (да и остаётся, похоже) неким «решалой» на этом рынке.

Но документы из дела Яковлева позволяют предположить, что Михаил Константинович не столько «решал» проблемы бизнеса, сколько разводил перевозчиков и чиновников, рассказывая им небылицы и собирая деньги в собственный карман (или в пакет, как на видео с Батаевым и Трубниковым).

Давайте сразу оговоримся – этот текст не о виновности или невиновности начальника кинешемского транспортного цеха Александра Яковлева, а о местном бизнес-климате. Александр Яковлев пусть сам разбирается со следователями – были ли сто тысяч, полученные от Юдина, взяткой или суммой в долг на ремонт личной машины. Нам же в этой истории интересен подполковник ФСБ в отставке Юдин, которого коллега Владимир Рахманьков называет провокатором.

Судя по показаниям перевозчика Юрия Батаева, тот 25 июня 2020 года передавал Юдину деньги не первый и не последний раз. Но в пандемию в бизнес пошёл наперекосяк, Батаев «потерял в прибыли, в связи с чем не мог отдавать Юдину денежные средства, обусловленные нашей с ним сначала устной, а затем письменной договоренностью – соглашением о взаимодействии» (в кавычках – цитаты из материалов дела Яковлева). А Юдин, по словам Батаева, с сентября 2020 года стал рассказывать, что «часть передаваемой суммы он ежемесячно в размере 100 000 рублей отдавал в виде взятки Яковлеву за общее покровительство мне (Батаеву) как перевозчику, пояснив, что если он не будет передавать Яковлеву эти деньги, тот примет меры к моему отстранению от перевозок на территории городского округа Кинешма».

Не знаю, как обстояли дела на самом деле, но теперь Батаев утверждает, что Юдину он до конца никогда не верил и, «пользуясь случаем напрямую спросил Яковлева, передаёт ли ему деньги Юдин в виде взятки за покровительство моей предпринимательской деятельности». Яковлев, конечно, ответил, что нет (посмотрел бы я на чиновника, который в таком сознается), и Батаев поверил, потому что между ним и Яковлевым «за длительное время взаимодействия в сфере перевозок сложились доверительные отношения».

И пошёл к Юдину с предложением отдавать Яковлеву деньги напрямую, без посредничества «решалы» – хотел посмотреть на реакцию. Вот как он вспоминает тот разговор: «Юдин увильнул от ответа на предложение, чем подтвердил мои подозрения о том, что не передает никакие деньги в виде взятки Яковлеву, а попросту дурачит меня». Уверенность в том, что его водят за нос, подогревалась и словами Яковлева, который сказал Батаеву, что Юдин хочет отстранить его от перевозочной деятельности: «Яковлев несколько раз говорил мне о предложениях Юдина перераспределить мои маршрутные карточки между другими перевозчиками. Также со слов Яковлева я понял, что Юдин обращался к последнему с просьбами усилить в отношении меня меры контроля соблюдения различных транспортных регламентов. Полагаю, что Юдин делал это, зная об испытываемых мною временных финансовых трудностях, а также в связи с невыполнением мною в полном объеме обязательств по ранее достигнутой между нами договоренности».

Ай да бывший комитетчик, не забыл, чему учили – классическая разводка!

Кажется, всё ясно в этой истории: Батаев перестал платить деньги Юдину из-за пандемийных трудностей – значит надо его счистить и поставить кого-то другого.

Но есть вопросы. Первый: а что, перевозчику Андрею Трубникову, который отсчитывает Юдину деньги на видео в начале материала, Юдин про Яковлева такую же шляпу задвигал, как и Батаеву, и тот так же безоговорочно верил? И второй – что за соглашение, о котором постоянно говорит перевозчик Батаев? На первый вопрос ответа нет, а на второй есть, и он прекрасен.

Оказывается, 2 апреля 2020 года (как раз тогда, когда начались разговоры о том, что чиновник Яковлев хочет придушить бизнес перевозчика Батаева) Юдин предложил Батаеву подписать «Соглашение о взаимодействии», согласно которому «стороны ежемесячно определяют сумму вознаграждения, причитающуюся Стороне-2 (Михаилу Юдину). При этом сумма вознаграждения не должна превышать четыреста тысяч рублей в месяц».

батаев_юдин_договор.jpg

Сам Батаев при этом сначала говорит следователям, что договор является фиктивным, хотя и подписан им лично. «Как Юдин мне пояснил, у него были проблемы, ему было необходимо показать этот договор кому-то, кому именно, он не пояснял, чтобы к нему не было вопросов». А потом Батаев начинает вилять и путаться. Сначала, несмотря на наличие договора, «Юдин не участвует в распределении прибыли, <…> никакого содействия мне никогда не оказывал». А потом поменял показания и рассказал, что «начиная с весны 2020 года в связи с вышеуказанными финансовыми трудностями не ежемесячно выплачивал Юдину денежные суммы, обусловленные нашим с ним соглашением. Всего давал ему деньги около трех раз, точнее не скажу, в каких именно суммах пояснить также затрудняюсь, но не более 100 000 рублей каждый раз. Помесячно сказать не могу, но примерно в первой половине 2020 года, в связи с чем между нами в конце года и состоялись вышеуказанные разговоры. Что же касается 2021 года, то я передавал Юдину деньги в соответствии с соглашением не более трех раз, в суммах, также не превышающих 100 000 рублей». То есть когда была прибыль платил, хотя за что – из текста договора не понятно.

И вишенка на тортик от Батаева: «Данные обязательства я никогда не оспаривал, незаконными их не считаю, так как в свое время, Юдин действительно оказывал мне помощь».

Не берусь квалифицировать (я не следователь, не прокурор и не адвокат), но этот договор напоминает соглашение о том, что одна сторона «крышует» другую. А когда Батаев перестал регулярно платить, начались страшные сказки, очень похожие на шантаж. В итоге Юдин сдаёт (или подставляет) Яковлева, и где теперь гарантия, что пришедший ему на смену транспортный чиновник не счистит перевозчика с кинешемских маршрутов?

Думаю, сейчас многие представители братвы, когда-то осуждённые за рэкет, прочитав текст соглашения Юдина и Батаева с удивлением спросят: а что, разве так можно было? Не уверен, но кинешемские следователи пока никакого криминала в этой бумажке не нашли.

Видимо, не зря Михаил Юдин рассказывал Юрию Батаеву, что Дмитрий Карпов – сегодняшний главный в кинешемском ФСБ – когда-то у него в Иванове работал в подчинении. Все же знают, что контора своих не бросает – там «бывших» нет.
25 апреля 2024
Все новости