Пока значительное число жителей региона отвлеклось на игрища властей с льготами на проезд (в смысле перехода с социальной карты и карты школьника на карту «Мир»), в недрах правительства Ивановской области продолжают идти процессы, направленные на полный передел рынка перевозок автомобильным общественным транспортом.
И утверждение о переделе – не досужие вымыслы далекого от реальности журналиста (это я про себя, если что), а оценки представителей регионального бизнес-сообщества, причем зафиксированные в официальных документах.
На прошлой неделе, 3 июня, состоялось заседание рабочей группы с длинным и нудным названием, суть работы которой – давать оценку регулирующего воздействия нормативным актам, которые сотворили в том или ином департаменте правительства области. На этот раз обсуждался проект постановления правительства области о внесении изменений в постановление того же правительства об утверждении шкалы для оценки критериев, применяемых при конкурсном отборе на право работать на том или ином маршруте (название у этого постановления тоже длинное и нудное, поэтому не буду всем мозги засорять, ну а копия протокола заседания в редакции есть).
В рабочую группу, кроме чиновников, входят и представители бизнес-сообщества, в том числе руководитель группы компаний «Константа Холдинг» Марк Геллер, президент ТПП региона Леонид Иванов, гендиректор Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области Алексей Жбанов, директор строительной компании «Статус» Алексей Федорин.
Общий смысл изменений – расширение количества критериев конкурсного отбора. Появляются такие критерии, как оснащенность транспортного средства техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством; наличие кондиционера; оснащенность системой безналичной оплаты проезда. За каждый из этих критериев участник конкурса получит 5 баллов, при отсутствии этого оборудования – 0 баллов.
Чудесные критерии – на взгляд любого, кто пользуется общественным транспортом. Однако если взглянуть на них с другой точки зрения, то получается уже не очень чудесно. Вот, что, например, указал в своих замечаниях Алексей Федорин. «Полагаю, что данный проект подготовлен без учета сложившейся в настоящее время экономической ситуации и не отвечает критериям целесообразности и своевременности», – пишет предприниматель, представитель «ОПОРЫ России».
«Все три указанных критерия не являются безусловно обязательными с точки зрения федерального законодательства, – продолжает он. – Рынок пассажирских перевозок по регулярным маршрутам в городе Иваново имеет свои особенности, одна из которых заключается в работе большого количества перевозчиков и отсутствии крупных монополистов. Введение указанных критериев повлечет за собой очень существенные финансовые затраты для предприятий-перевозчиков, при этом возможности для осуществления таких вложений в данный момент отсутствуют».
Далее Алексей Федорин напоминает про убытки перевозчиков из-за резкого падения пассажиропотока в прошлом году, связанного с самоизоляцией, а также про миллионные потери денег по социальным картам (после банкротства «Кранбанка» перевозчики несколько месяцев возили льготников без оплаты с социальных карт, эти деньги до сих пор «висят» в обанкротившемся банке).
«Выполнение указанных требований возможно лишь для крупного автопредприятия-монополиста, – пишет представитель бизнес-сообщества. – В Ивановской области на сегодняшний день таковые отсутствуют. Следовательно, вполне возможна ситуация прихода на рынок крупного иногороднего перевозчика с последующим разорением всех автопредприятий Ивановской области. Такой подход не соответствует интересам бизнес-сообщества области и большинства жителей региона. Уже имеющийся опыт показывает, что пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам качественно осуществляются лишь местными перевозчиками. Автопредприятие, находящееся в другом субъекте РФ, занимается лишь показухой, и то в первые 2-3 месяца, после чего резко снижается как качество подвижного состава, так и оказываемых услуг».
Тут, как мне кажется, требуются некоторые пояснения. Основной массив конкурсов на право пассажирских перевозок приходится на лето 2022 года. До этого времени правительство области (в первую очередь, департамент дорожного хозяйства и транспорта) планирует провернуть два финта ушами. Во-первых, изменить маршруты – для этого будет проводиться обследование пассажиропотоков и разработка (возможно) новой маршрутной сети. Якобы это уберет дублирование муниципальных и межмуниципальных маршрутов и далее бла-бла-бла, которое уже раз 15 произносили чиновник и всех мастей.
А во-вторых, в правительстве до сих пор не отказались от идеи перевести общественный транспорт на регулируемые тарифы. Правда, для этого надо сначала найти довольно много денег в областном бюджете, чтобы компенсировать перевозчикам межтарифную разницу. Напомню, что перейти на регулируемые тарифы планировалось уже с 1 июля 2021 года, но что-то пошло не так. В требуемый законодательством срок – то есть за 180 дней до этого перехода – перевозчики никаких уведомлений от департамента не получили. Так что вряд ли это счастье нас накроет в заявленный срок. Хотя… хотя в документе планирования регулярных перевозок в Ивановской области на 2020-2022 годы, подписанном губернатором, по-прежнему значится срок 1 июля 2021 года. Впрочем, о том, как в департаментах, в том числе в ДДХиТ, относятся к документам, мы уже видели – на примере забытых детей-инвалидов до 14 лет, в частности. Вот, сейчас прочитают, всплеснут руками, и помчатся подсовывать губернатору очередные документы на подпись, ага.
В общем, конкурсы в обозримом будущем случатся однозначно. И перебить эти 15 баллов, которые действующие перевозчики вряд ли смогут обеспечить (не по жадности своей, а потому, что то же правительство загнало их в нехилый финансовый кризис), можно, например, полным отсутствием ДТП в течение года (уже смешно) плюс оборудованием для пассажиров-инвалидов (что вряд ли получится). Или, например, новыми (до 6 лет) автобусами вместимостью от 30 до 55 мест. По оценкам (неофициальным) местных перевозчиков – это почти нереально.
Что касается сказок про то, что нынешние терминалы АО «РИЦ» вполне можно перепрограммировать под оплату по обычной (не льготной) банковской карте, и никаких новых терминалов покупать не надо, то достаточно вспомнить, что за эквайринг и прочее счастье по обслуживанию таких платежей «РИЦ» будет брать с перевозчиков, если не ошибаюсь, 7% от транзакции. Нехило так – ну на то он и монополист. Скажите спасибо, что 20% не запросил. А ведь мог бы. Так что само наличие терминалов вроде бы бесплатное – но их использование очень и очень платное, причем не единовременно, а на всю оставшуюся жизнь. Интересно, конечно, чем всё это закончится и учтет ли департамент дорожного хозяйства замечания Алексея Федорина. Но вот что могу сказать точно: иногородний монополист – это однозначное зло. Лично убедилась в этом на примере оператора питания в школе, где учатся (и не могут теперь нормально поесть) мои дети.
Исходя из упорного желания региональных властей реализовать свои планы можно только посоветовать ивановцам плюнуть на всю урбанистику и осознанное потребление и покупать личные автомобили.
UPD: после публикации этого материала в нашу редакцию позвонил Алексей Федорин и сообщил, что зафиксированная в протоколе заседания рабочей группы позиция является не его личным мнением, а мнением группы перевозчиков, входящих в региональную «ОПОРУ России».
Общество
Иногородние занимаются показухой
Бизнес предупреждает о монополизации общественного транспорта