Я сам когда-то закончил художественное училище, зависал в подвалах и мастерских, на музыкальных и поэтических квартирниках конца прошлого века. Культурная жизнь тогда била ключом, протекала в разных локациях, и проявления её были чрезвычайно многообразны. Потом я отошёл от этой весёлой творческой тусы, а со временем мне стало казаться, что у нынешних молодых с драйвом и творчеством как-то тухло – не то что в наши далёкие, почти уже былинные времена.
Каюсь – был не прав. Это не движуха затихла, это я из неё выпал, а жизнь в культурном подполье продолжается и, похоже, бьёт ключом в разных точках. На одной культурной движухе я побывал вечером 1 мая.
Знакомьтесь: мастерская керамики и гончарного мастерства «Глина», которая в тот вечер превратилась в выставку современного искусства и концертную площадку. Пригласил меня на эту тусу коллажист Кирилл Пискунов, который продюсировал вернисаж и, осмотревшись в подвале, я задал ему несколько вопросов.
Кирилл Пискунов
Фото: Алексей Машкевич
- Что это за мероприятие такое?
- Это некоторая андеграундная тусовка, но в первую очередь встреча друзей и знакомых. Люди собрались не просто так, а чтобы посмотреть на современное искусство, на работы, созданные на темы взросления, старения, времени.
Видео: Алексей Машкевич
- Ты куратор проекта. Как подбирал участников?
- Это была открытая заявка, и все желающие могли принять участие. Практически все, кто заявился, попали на выставку. Некоторые просто физически не смогли прислать работы или они ещё находятся в пути, едут из Санкт-Петербурга, например. Позже, скорее всего, повесим и их.
- Уровень работ на стенах абсолютно разный: от любительских до профессиональных. Каковы были критерии?
-Критериев и оценок по профессионализму не было, любой желающий мог принять участие в проекте. Единственным условием было совершеннолетие.
- Чтобы спокойно выставлять голых баб, члены и вагины?
- Нет, не в этом дело. Сам участник, художник, должен быть совершеннолетним. Потому, что иначе могут быть некоторые проблемы: родители или ещё что-то. Мало ли что он нарисует.
- Непрофессионализм некоторых авторов не стал препятствием для участия в проекте?
- Для меня это никакое не препятствие. Для меня главное – попадание в тему. Не всегда это получилось в работах, считаю, но это мнение художника. Каждый художник выразил мнение на тему, которая заявлена.
Художник Андрей Филаретов (ФАВ) у своей работы
Фото: Алексей Машкевич
- Я не нашёл твоих работ.
- Одна есть, но я её не подписал.
- Почему?
- Не знаю. Я все-таки тут куратор, поэтому... А кто заметит, тот заметит, я на себя меньше внимания стал обращать.
Пространством, в котором проходила выставка, управляет Анастасия Заварзина, или, как её называли все присутствующие, Настя. Настя к моменту была открытия сильно усталой, но видимо довольной. Поймать её и поговорить в крошечном пространстве мастерской оказалось не такой уж и простой задачей, но я смог.
Анастасия Заварзина, управляющая пространством «Глина» и куратор выставки Кирилл Пискунов
Фото: Алексей Машкевич
- Что это такое?
- Это стечение обстоятельств.
- Это твоё пространство?
- Да, так вышло, что я здесь работаю. Но я к себе его не привязываю – здесь сегодня представлены творческие достижения людей. Кирилл (Пискунов) пришёл как-то и говорит: «Давай выставку сделаем». И мы сделали. Всё случилось совершенно нечаянно, и ни одной моей, например, работы здесь нет – я просто помогаю что-то делать. Очень здорово, кстати, вышло, мне нравится. Давно здесь не было подобных движух.
- А для чего это всё?
- Для чего выставка? Вот для вот этого всего (обводит руками пространство, полное людей). Чтобы собрались люди, ведь мы все хотим пообщаться, познакомиться. Цель одна.
- Ты здесь всех знаешь?
- Нет, знаю процентов двадцать.
- Почему не было никакой рекламы мероприятия? Если бы не Кирилл и не наш случайный разговор, я бы тоже ничего не узнал.
- Знаешь, со всеми этими людьми я знакома, через одно какое-нибудь рукопожатие, у нас точно есть куча общих знакомых. И пришли только те, кого мы как-то знаем. Ты сам, наверное, многих знаешь.
- Немногих. Я просто постарше, видимо.
- Наверное. Сюда пришли только знакомые и друзья.
- Здесь регулярно что-то такое проходит?
- Давно ничего не проходило, а раньше – да, было регулярно. Сейчас здесь регулярно мастер-классы проходят, занимаемся керамикой.
И убежала куда-то – что-резать, наливать, объяснять – хозяйка же.
Кусочек «Глины»
Фото: Алексей Машкевич
Как и обещал в самом начале мероприятия Кирилл, ивановская поэтесса Юлия Горбунова читала свои стихи и гадала зрителям на карточках со своими текстами – гадание было очень запутанным, а потому абсолютно беспроигрышным. Юлия пишет под псевдонимом Юг. Что такое поэт и поэзия сегодня – особенно в провинции, что заставляет писать, где брать вдохновение? Поэты моего поколения или уехали из Иванова, как Игорь Жуков или Дмитрий Бушуев, или перестали писать стихи, как Виктор Ломосков. Оказывается, выросла смена.
- Зачем ты здесь?
- По двум причинам. Во-первых, Кирилл пригласил. А во-вторых, я считаю, что классно, когда художники разных направлений (не только те, кто занимается изобразительным искусством, я себя тоже считаю artist, в смысле, художник) собираются и продвигают это всё дело. Мне нравится быть здесь.
Я думаю, что мы обязательно должны собираться.
- В Иванове есть поэзия?
- Да, в Иванове есть поэзия.
- А Иванову нужна поэзия?
- Хороший вопрос. Подожди, я сформулирую (задумывается). Мне кажется, что... (пауза) Я не знаю – у меня нет ответа на этот вопрос. Мы явно живём не в эпоху поэзии, но пока поэзия существует, мир будет держаться.
- Ты зарабатываешь этим на жизнь?
- Поэзией? Нет.
- А зачем ты этим занимаешься?
- Потому что я не могу этим не заниматься.
Видео: Алексей Машкевич
А закончилось всё выступлением музыкальной группы «Цальпува», тоже мне до этого не известной. Ребята яростно жгли реплики на темы средневековой музыки, и судя по тому, что не пришли возмущённые соседи из подъезда (студия «Глина» находится в подвале жилого дома), музыка нравилась не только собравшейся молодой богеме.
Видео: Алексей Машкевич
Чуть позже к музыкантам присоединился гитарист Даниил Болдин, и они ещё какое-то время музицировали вместе. Тот самый Даниил Болдин, которого недавно забрали в отделение полиции с площади Революции и с которым делала интервью коллега Анна Семенова. Художники чаще сторонятся политики, и мне было интересно понять, как протестная активность уживается с музицированием в адеграундных пространствах.
Музыкант Даниил Болдин
- Даниил, зачем ты здесь?
- Потому что меня позвали помузицировать. Если меня зовут музицировать, я обязательно прихожу.
- Неделю назад тебя забрали с протестного митинга в отделение полиции, сегодня ты музицируешь...
- Я думаю, это никак не связано. Это как бы жизнь, она разная, с разных сторон прекрасная. Вчера ты отделении полиции, завтра играешь музыку, послезавтра ты поехал куда-нибудь в другой город. Это жизнь.
- У тебя в голове как-то коррелируются музыка и то, чем ты занимался на площади Революции?
- Да нет, наверное.
- То есть музыка и гражданские свободы – это разные вещи?
- Сегодня, здесь - это перфоманс, выступление, это какое-то искусство. То, что мы делали на площади, это… Можно ведь политикой и через перфоманс тоже заниматься.
- Я другое имел в виду: ты на площади был не ради того, чтобы заниматься искусством, музыкой?
- Ну, и ради этого тоже, конечно, потому что с этим большая проблема. Нынешняя власть нам мешает и в этом смысле тоже.
- Как власть тебе мешает играть музыку?
- Она мне мешает... Музыкантам нужно же место, чтобы выступать, да? Желательно, чтобы это был какой-нибудь бар, например, в который люди ходят.
- Власть тут при чём?
- Власть причём. У нас какие бары остались хорошие в Иванове?
- К счастью, частные. Не государственные и не муниципальные.
- Их очень мало, к сожалению, а несколько лет назад было гораздо больше.
Одним словом, вечер 1 мая прошёл нескучно, я познакомился с кучей интересных людей, которых теперь регулярно встречаю на мероприятиях «Первой фабрики авангарда». А следующим проектом, который задумал реализовать Кирилл Пискунов, станет выставка «Препарация богемы», которую он покажет в пространстве ArtHub, а «Слухи и факты» станут информационным партнёром проекта.