Последние
новости
Общество

Война за «Мир»

Переходный период не для всех
Автор: Анна Семенова
7 мин
08 апреля, 2021
Четвертый день «реформы» системы оплаты льготного проезда в общественном транспорте начался со скандала. Спровоцировали его департамент дорожного хозяйства и транспорта и новый оператор АО «РИЦ». Причем непонятно, почему они это сделали: по недомыслию и некомпетентности, из-за жадности, или это в чистом виде беспредел. Ну а пострадавшими оказались, естественно, льготники и перевозчики. Льготники – потому что в очередной раз могут потерять деньги на своих социальных картах, а перевозчики – потому что могут остаться без компенсаций за проезд, предоставленный по социальным картам.

Напомню, что еще в марте из всех телевизоров региона было сказано, что с 5 апреля по 1 июля устанавливается переходный период, когда оплатить проезд льготники всех категорий могут как социальной картой (ее обслуживает ООО «ИБТ»), так и банковской картой «Мир», зарегистрированной как транспортная карта (оператор – АО «РИЦ»).

Вроде всё нормально, и с 5 апреля перевозчики работали и с терминалами «ИБТ», и с терминалами «РИЦ», принимая оба вида карт. И, разумеется, рассчитывая получить от областного бюджета положенную компенсацию за предоставленную скидку на проезд. Тем более, что договор областных властей с ООО «ИБТ» о принятии отчета о количестве льготных поездок действует до 1 июля этого года.

Правда, первые три дня реформы показали, что мало кто из льготников перешел на карту «Мир» - количество транзакций по ним на порядки меньше, чем по социальной карте, на которой у многих пенсионеров еще остались деньги. Видимо, опасаясь уйти в глубокий минус (да-да, они пришли сюда деньги зарабатывать, а не социальные проекты реализовывать), сбербанковские товарищи поднажали на региональные власти. А те, в свою очередь, начали давить на перевозчиков, чтобы те срочно подписали те самые договоры, о которых мы уже писали. Стоит ли говорить, что все замечания, направленные на проект, в ДДХиТ просто проигнорировали?

6 апреля перевозчикам сообщили, что они должны на следующий день обязательно подписать договоры, потому что отчеты о проезде льготников будут приниматься только от «РИЦ». То есть компенсацию за предоставленные льготы перевозчики получат только по тем поездкам, которые проводились через терминалы «РИЦ». Хотя никто не предупреждал, что социальные карты надо тоже проводить через терминалы этой фирмы. И договор у «ИБТ» с правительством области действует.

На резонный вопрос, а как же переходный период, который губернатор установил до 1 июля, начальник одного из отделов ДДХиТ Елена Харитонова ответила: «Переходный период у льготополучателей, а не у нас с вами». И подтвердила, что отчеты по терминалам ООО «ИБТ» к оплате приниматься не будут.

По нашей информации, вечером 7 апреля состоялось очередное совещание руководства департамента дорожного хозяйства с перевозчиками, разговор на котором шел на повышенных тонах. И сомнительный договор подписал только один перевозчик. Но указания своим водителям проводить соцкарты по терминалам «РИЦ» дали.

Утром 8 апреля выяснилось - бинго! – что не все социальные карты читаются на терминалах «РИЦ». Водители пытались отказывать льготникам в льготном проезде, но, естественно нарвались на волну недовольства – вплоть до обещаний написать заявления в прокуратуру и в приемную Президента РФ.

В ответ на вопросы перевозчиков, что делать, представители «РИЦ» долго молчали, а потом выдали гениальную рекомендацию (в редакция есть копия переписки) «льготникам нужно рекомендовать выпустить карту нового образца».

На резонные вопросы, возить или не возить льготников, высаживать их или везти вообще бесплатно, никто из специалистов «РИЦ» по состоянию на 10 часов утра не соизволил ответить.

При этом ходят слухи, что губернатор Станислав Воскресенский уже устроил выволочку начальнику ДДХиТ Дмитрию Вавринчуку из-за того, что операция по увеличению доходов «Сбербанка» в Ивановской области (она же – реформа системы оплаты проезда в общественном транспорте) пробуксовывает. И дал указания, чтобы до 9 апреля все нужные договоры были подписаны перевозчиками. Напомню, что именно 9 апреля состоится очередное судебное заседание по рассмотрению иска ООО «ИБТ» о признании незаконным приказа департамента дорожного хозяйства и транспорта о назначении конкурса по отбору оператора системы льготного и бесплатного проезда.

А самые злобные языки поговаривают о том, что со стороны областного правительства идет давление на судью, рассматривающую этот иск, чтобы она ни в коем случае не принимала решение в пользу ООО «ИБТ», несмотря на очевидные нарушения в документах и действиях департамента. Но, конечно, не стоит верить этим наветам.

В общем, реформа идет, обстановка накаляется, льготники уже жалуются. А впереди у департамента дорожного хозяйства заготовлено еще немало интересного: и изменение маршрутов общественного транспорта, и переход на регулируемые тарифы…

Вы скажете: и чего ты так переживаешь за этих перевозчиков? Они сами не лыком шиты, и претензий к ним целый список – недавно этот список (очень вовремя, прям как специально, но это наверняка случайно совпало) выкатила уполномоченный по правам человека Светлана Шмелева.

Ну да, перевозчики не ангелы и не благотворители, и у меня у самой к ним масса претензий. Но тот уровень компетентности, который в истории с реформой оплаты льготного проезда демонстрируют областные чиновники и заезжие специалисты, потрясает.

Потрясает и отношение чиновников к перевозчикам. За последние полтора года их уже дважды кинули на серьезные деньги. Первый – в конце 2019 и начале 2020 года – когда после отзыва лицензии у «Кранбанка» перевозчиков попросили возить льготников несмотря на блокировку карт, обещая компенсировать их расходы из бюджета. Ну и не компенсировали, разумеется – более 30 млн рублей убытков повисли на перевозчиках. Которые как раз незадолго перед этим взяли в лизинг новые автобусы.

Ну а второй раз – это пандемийная история, когда пассажирские перевозки, как и многие другие отрасли, ушли в глубокий минус. Но не увидели от региональных властей никакой поддержки: даже обещанной компенсации расходов на дезинфекцию. Сюда же – скандал с запретом на повышение тарифов на проезд в сентябре 2020 года (что-то незаметно, чтобы областные власти так яростно борятся за сдерживание цен в продуктовых магазинах или цен на бензин и дизтопливо).

И почему-то есть уверенность, что в других департаментах и комитетах правительства Ивановской области дела обстоят не намного лучше – по крайней мере там, где рулят близкие к телу губернатора люди. А значит, под подобный каток, под который сейчас угодили перевозчики, может попасть кто угодно. Ведь неизвестно, какую отрасль губернатор решит реформировать завтра.
22 декабря 2024
Все новости