Последние
новости
Власть

За что отыгрались на льготниках?

Странная история про повышение предельного тарифа на проезд в автобусах
Автор: Анна Семенова
10 мин
22 июля, 2024
Пятница прошлой недели оказалась днем, богатым на события, вызывающие массу вопросов. Очевидно, что никто на эти вопросы честных ответов не даст, поэтому официальные запросы направлять бессмысленно. Но поделиться своими сомнениями мы всегда рады.

Так вот, сначала правительство Ивановской области обрадовало широкие народные массы странным сообщением о том, что «для льготных категорий граждан при индексации тарифа сохранится скидка на оплату проезда более 50% от его фактической стоимости». Очевидно, что канцелярит – лучший друг пресс-службы, если за бессмысленным набором слов надо спрятать неприятную для граждан суть. Примечательно, что на странице правительства в ВК эту новость публиковать не стали – видимо, опасались негативных комментариев.

Зато коллеги с телеканала «Барс» донесли до зрителей и читателей именно то, что нужно знать каждому льготнику: с 1 августа проезд для них подорожает, причем сразу на 25% (на 3 рубля 34 копейки).

Пропорционально подорожает для льготников и проезд на межмуниципальных маршрутах: раньше 1 км поездки стоил 2,34 рубля, с 1 августа – 3,02 рубля.

Подорожание это связано с тем, что региональное правительство наконец-то повысило предельный тариф на перевозки в автомобильном общественном транспорте. С 2016 года этот тариф сохранялся на уровне 16 рублей, хотя реальная стоимость проезда в автобусах повышалась ежегодно и доросла уже до 34 рублей.

Что это за предельный тариф, почему льготникам последние годы было дешевле ездить на автобусах и как все это влияет на стоимость проезда для нельготников, можно почитать здесь. А для тех, кому лень переходить по ссылке, кратко поясню: исходя из предельного тарифа на перевозки рассчитывается стоимость проезда для льготников (не спрашивайте почему – это ооочень длинная история, так устроено наше законодательство); для автобусов и для троллейбусов устанавливаются два отдельных тарифа. И «троллейбусный» предельный тариф регулярно индексируется, а «автобусный» региональные власти индексировать отказывались. Первые несколько лет перевозчики на это особо внимания не обращали, поскольку разница между тарифами для льготников и фактическими была невелика. Но когда она превысила 5 рублей за поездку, начали бубнить. Потом случилась пандемия, потом навалились другие проблемы, но тему с предельным тарифом на проезд в автобусах перевозчики начинали разминать каждый раз, когда департамент дорожного хозяйства начинал предъявлять им очередные претензии.

В этом году разница между предельным тарифом и тарифом для льготников достигла уже 15 рублей, фактически же льготник платил за свой проезд 12,73 рубля, еще 6,27 рубля за него доплачивал бюджет. Собственно рост стоимости проезда в автобусах, в том числе, был связан с тем, что перевозчики компенсировали недоплату за «льготные» поездки.

Тем, кому все эти рубли и копейки кажутся смешными суммами, рекомендую учесть количество поездок, которые совершают льготники. Ну а дальше произвести простые арифметические действия, которые позволят понять, что в целом эти копейки по году выливаются в миллионы рублей.

Кстати, еще месяц назад ничто не предвещало, что правительство области, до последнего времени не желавшее ничего даже слышать про повышение предельной стоимости, внезапно пойдет на это повышение, да еще и сразу на 5 рублей. Даже неделю назад ничто этого не предвещало. И вот ближе к вечеру вторника, 16 июля, члены рабочей группы по оценке регулирующего воздействия нормативно-правовых актов Ивановской области получают письмо из департамента экономического развития – мол, граждане дорогие, вот вам проект постановления правительства по этим предельным тарифам, вы его быстренько рассмотрите и оцените, и до 22 июля пришлите ваши отзывы. А лучше пришлите как можно скорее (это уже устно сообщили, в письме всё солидно и чинно). Ну, в рабочей группе, куда входят не только чиновники, но и представители бизнес-сообщества, все поднапряглись и к четвергу всё согласовали. Так что уже утром в пятницу департамент дорожного хозяйства проводил свой брифинг с чистой душой – документ был уже подписан губернатором (хотя на сайтах для официального опубликования он появился только ближе к вечеру пятницы, но не будем придираться).

На сайте департамента экономического развития, кстати, нет ни проекта постановления, ни прочих документов. В принципе, это может быть основанием для оспаривания этого НПА, но тоже не будем придираться. Хотя как-то очень много стало возникать вопросов по соблюдению чиновниками всяких регламентов. Нехорошо, уважаемые чиновники, неприлично. Кому как не вам соблюдать все эти пункты и параграфы, а вы нехороших пример подаете.

И да, гражданам-льготникам поездки в автобусах теперь действительно будут обходиться дороже. Раньше у них с карты списывалось 12,73 рубля, с 1 августа будет списываться 16,08 рублей. И здесь возникает первый вопрос к правительству региона: уважаемые чиновники, а вы не хотите как-то индексировать общую сумму льготных поездок? Те самые 600 рублей, которые пенсионеры могут тратить на льготные поездки, а если в течение месяца она исчерпана, то дальше приходится платить по полному тарифу?

Кратко поясню: сумма льготного проезда на одного льготника в месяц ограничена и составляет 600 рублей. Если льготник ее не «выездил», то она сгорает, то есть накопить льготные поездки на огородный сезон не получится. До 1 августа льготник мог совершить 47 поездок по льготной цене в месяц. С 1 августа – уже только 37. Опять же, у нас разгар огородного сезона, который длится в наших широтах до середины, а у некоторых и до конца октября. Я понимаю, что выборов в этом году нет, но, может, уже стоит подумать о жителях, тем более о льготниках?

Еще один интересный момент, который я выковыряла из пояснительной записки к постановлению, утверждающему повышение предельного тарифа на проезд в автобусах. И он тоже про деньги.

Как известно, 33% от стоимости поездки доплачивает областной бюджет. Сейчас на эти цели в бюджете заложено 168 с копейками миллионов. С учетом повышения в этом году придется дополнительно выделить 18 миллионов, а в следующем году увеличить субсидию на 43,3 миллиона рублей.

При этом в последние годы так повелось, что почему-то деньги на субсидии перевозчикам заканчивались в бюджете где-то к сентябрю. Ну то есть как заканчивались? Начинались задержки выплат. В итоге, конечно, к середине января бюджет рассчитывался по своим долгам. А в этом году как будет? Депутаты облдумы вряд ли соберутся на заседание, где можно будет внести поправки в бюджет, раньше сентября – у людей каникулы, им тоже отдыхать надо. Интересно, в каких закромах правительство найдет эти 18 миллионов. Неужели все-таки урежут какие-нибудь фестивали? Что-то не верится.

Также не очень понятно, почему повышение тарифа составило именно эти 5 рублей. Дмитрий Вавринчук, начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта, пишет в проекте постановления: «Указанные размеры (повышения тарифов и субсидии. – прим.авт.) рассчитаны на основании максимального уровня тарифов, действующих с 2016 года, с увеличением на уровень инфляции в сфере пассажирского транспорта по Ивановской области на 10,2% за 2022 год и 17,1% за 2023 год (приложение)».

А самого-то приложения члены рабочей группы по оценке регулирующего воздействия и не получили – его просто не было в пакете документов, который им разослали. А они почему-то и не запросили его. Поэтому теперь меня терзает вопрос: а что, с 2016 по 2022 годы в сфере пассажирского транспорта по Ивановской области вообще не было инфляции? А если она была, то почему ее вдруг решили не учитывать? С какого потолка в расчеты включили инфляцию только за два последних года, неужели просто по доброй воле какого-то должностного лица?

Забавное совпадение: в тот же день, когда заместитель начальника департамента дорожного хозяйства Денис Марченко сбивчиво пытался объяснить журналистам на брифинге, что за тариф повышается и почему это хорошо и нужно, и что льготники все равно будут платить меньше, чем нельготники (напоминает неприличный анекдот про ежика и самовнушение, правда?), практически в то же самое время, его начальник господин Вавринчук на бескрайних просторах Вичугского района пытался объяснить прокурору Ивановской области Андрею Жугину, почему за 10 дней до окончания контракта на ремонт дороги Вичуга – Приволжск подрядчик к работам даже не приступал. Объяснялся он в компании с зампредом правительства Сергеем Чесноковым. Жаль, что пресс-служба областной прокуратуры не приводит подробностей – что-то же чиновники на вопросы прокурора наверняка отвечали. Ну ладно, пока удовлетворимся информацией о внесении представления о расторжении этого контракта и контракта на ремонт дороги Решма – Зобнино в Кинешемском районе и о возвращении в бюджет 80 миллионов рублей, выплаченных в качестве аванса.

Можно было бы предположить, что внезапное – реально в режиме спецоперации – подписание постановления о повышении тарифа и представление этого аттракциона невиданной щедрости журналистам было пиар-ходом для того чтобы отвлечь внимание общественности от проблем с ремонтом дорог. Но мы это предполагать не будем – уж очень похож этот пиар-ход на выстрел в ногу. Ничего очевидно позитивного для граждан это повышение тарифа не несет. Да и вряд ли прокуратура области согласовывает день и час размазывания начальников и запредов по дорожному полотну в Вичугском районе с этими самыми чиновниками. Так что нет, это не контроперация.

А вот понять, зачем вообще пресс-служба правительства и департамента дорожного хозяйства решила так неуклюже рассказать льготникам, что они с 1 августа будут платить больше, а ездить меньше, я по-прежнему не могу. Туповата, видимо.
30 октября 2024
Все новости