Последние
новости
Интервью

Андрей Сафонов: «ТекстильПрофи для нас ничем не хуже, чем ГУМ для Москвы»

Авангардные фрагменты
Автор: Алексей Машкевич
10 мин
13 октября, 2023
Алексей Машкевич
Фото: vk.com/firstavantgarde

В рамках пятой «Первой фабрики авангарда» в торговом центре «ТекстильПрофи» открылась и работает фотовыставка «Текстильная столица. Всё только начинается». О чём эта экспозиция, как она формировалась и придумывалась, мы поговорили с «фабричным» куратором направления «Современная фотография», руководителем ивановского фотографического клуба Андреем Сафоновым. И ещё разговор шёл о том, почему в этом году проекты «Фабрики» отличаются от прошлогодних. И о том, возможны ли культурные проекты без финансовой помощи государства и частных благотворителей. И о том, что происходит за парадным фасадом главного осеннего культурного мероприятия в Ивановской области.

Сафонов.jpg

- На прошлой «Первой фабрике авангарда» изобразительная составляющая была вялая и неинтересная (на мой взгляд), а на нынешней – просто класс. Что произошло за год?
- Всё очень просто – в этом году за изобразительную часть отвечает музей AZ (частный музей российского художника Анатолия Зверева, Москва – ред.).

- Я говорю не только о проекте «Симпатические взаимодействия» в выставочном центре на Советской, а обо всех работавших на «Фабрике» выставочных площадках. Ты сам и в прошлом году делал фотопроекты, которые, на мой взгляд, были неудачны.
- А мне кажется, они очень удались. Но тут есть важный момент – в выставочных проектах, как и в любом другом деле, большую роль играет финансирование. Если есть средства, ты можешь приглашать людей, выбирать пространства…

- В прошлом году денег не было, а в этом появились?
- В этом году нашлись финансовые партнёры, спонсоры. В прошлом году на всю фотопрограмму дали всего-то около ста тысяч рублей – что можно сделать приличного на эти деньги? Но для меня на «Фабрике» всегда важнее была не визуальная часть, о которой ты говоришь, а образовательная. Чтобы приезжали эксперты, читали лекции и рассказывали об искусстве – это очень важно для того, чтобы ивановцы въезжали в искусство. В прошлом году и это было очень скудненько, совсем почти ничего. В этом году денег у фестиваля тоже не было: президентский грант, на который проводились все предыдущие фестивали, не выиграли. Музей Зверева привёз коллекцию за свои деньги, Даша Растунина выиграла какой-то свой отдельный грант, а до фоточасти денег совсем не дошло, потому что я этим заниматься не умею. Спасла ситуацию только Елена Колесова.

- И благодаря ей твой проект «Текстильная столица. Всё только начинается» был показан в торговом центре «ТекстильПрофи»?
- Да, именно так. Елена помогала мне и в предыдущие годы, но в 2022-м что-то не получилось, не срослось, и из-за этого пролетела образовательная часть. А тут она сама вышла на меня, и ее компания «АльфаТрейд» профинансировала выставку.
колесова.jpg
Настя Разживина и Елена Колесова
- Ты был куратором проекта, а кто был автором концепции?
- В конечном итоге это наш совместный с Еленой Колесовой продукт, мы соавторы. Она не только деньги дала, но и предложила идеи, приняла участие в отборе. Первоначальная моя идея в итоге сократилась примерно вполовину и, наверное, хуже от этого не стало, стало более цельно. Но такого, чтобы Елена давила, а я из-за её денег падал на спину и махал лапками – такого не было и нет. Если ей что-то не нравилось, она говорила: мне не нравится потому что, а не просто так. И в итоге мы вместе скорректировали первоначальную концепцию. Для меня изначально было интересно показать, как менялись приоритеты официозных фотографов, снимающих текстильную промышленность на протяжении ста пятидесяти лет.

- То есть проект о текстиле глазами фотографов?
- Да, в разные времена. Елена предложила – Андрей, давай сделаем вообще позитив-позитив. В том числе для того, чтобы преодолеть негативный контекст, сопровождающий текстильную промышленность с конца девяностых.

- Показать, что текстиль жив?
- Не просто жив, а развивается – и это видно по представленным в рамках проекта фотографиям. Когда губернатор Мень в первый год своей работы в Ивановской области делал для Лужкова выставку ивановской промышленности в московской мэрии, возникла идея оформить стенд так: показать, насколько всё убого было в ивановской промышленности до революции и как всё круто сейчас. Советский период они не брали, понимая, что с ним не потягаешься. Я пошёл в Бурылинский музей, попросил снимки дореволюционной «убогости», и мне вытащили альбомы братьев де Жонг (De Jongh freres) и Михаила Мищенко. Сказали – выбирай. И я получил моральный удар, потому что перед этим снимал по заказу областного правительства одно из текстильных предприятий, в тех самых дореволюционных помещениях, только с облезлой, ещё советской краской и старыми станками. Один был новый, правда, но явно бэушный, привезённый из Германии, где на нём уже лет пятнадцать отработали – одинокий, весь ободранный… Но им гордились. В итоге я принёс в правительство два самых убогих снимка из музея, хуже просто не было, и лучшее из современного. Ни одну нынешнюю фотографию тогда так и не взяли, остановились на дореволюционных – написали под ними «традиции ивановского текстиля» (смеётся). А у фотографов почему-то стало модным снимать мрак ивановского текстиля, бедных ткачих и швей в халатиках.
Мне такого не хотелось, а сегодня неожиданно всё изменилось, появились нормальные позитивные съёмки. Варя Гертье прекрасно снимает, красиво. Дима Рыжаков для бюджетного издания снимает текстиль, фабрики – всё хорошо. И Лена Колесова говорит – смотри, мы снова можем гордиться текстилем, показывать его нормально, не стесняясь. Давай сделаем на этом акцент? Я подумал и говорю – давай. Мы убрали и из нынешнего времени какие-то негативные моменты (они всё равно часто у фотографов проскальзывают), и из старинных фотографий.
Приехали когда-то в Иваново-Вознесенск братья де Жонги, которые снимали до этого императоров, Папу Римского. Их в Россию Савва Морозов пригласил, а глядя на Савву встали в очередь наши фабриканты – чем мы хуже? Ивановским фотографам тогда не дали заказа – французов позвали за золотые рубли. Приходит этот француз в цех, там пол завален мусором, мужик валяется – а ему наплевать, он фотографирует. Всё это идёт в презентационный альбом, и ни французам не стыдно, ни фабриканту, который съёмку заказал – для них это было нормально. А я, рекламный фотограф, с этим всегда боролся. Приехал на фабрику в девяностые, на станках слой пыли. Я говорю – не буду это фотографировать, убирайте.

архив.jpg

- А Владимир Смирнов (наш земляк, фотокор ТАСС) всегда фотографировал как есть.
- У Смирнова другая тема – он репортёр, отражает действительность, а я же рекламный фотограф, должен её приукрасить. У правды жизни две стороны. Поэтому мы позвали в проект Варю Гертье, которая в основном снимает рекламу и позиционирует себя как фотограф, снимающий текстильные предприятия, и Диму Рыжакова, который всю жизнь работает в официальных СМИ и не будет прямо вот такой негатив-негатив снимать. А из советской старины взяли Лисовского, который работал на Камвольном комбинате, снимал для газеты «Заря». Прекрасный фотограф. И Володю Егорова из «Рабочего Края». И дореволюционные съёмки – они же тоже были рекламными.

новое.jpg

- С двумя частями экспозиции, исторической и современной, всё понятно, а о чём центральная часть? Этот искусственный тоннель стоит особняком в экспозиции.
- Это как раз то, что привнесла Елена Колесова. Если бы мы ограничились только исторической частью, то было бы как в прошлом году, когда ты же мне и сказал – Андрюш, а где у тебя авангард?

- Я тебе в прошлом году о низком уровне говорил, а не об отсутствии авангарда.
- И этот проект всему соответствует. На представленных фотографиях, сделанных ивановскими фотографами, художник и модель Данила Поляков позирует в заброшенных цехах ивановских текстильных фабрик.

проект.jpg

- Но на этих фото ни текстиля, ни рекламы…
- Они визуально красивы? Красивы. Авангардны? Авангардны. Подходят под критерии «Первой Фабрики»? Подходят. Это наша связь с общим проектом «Фабрики авангарда» – без этих фото непонятно было бы, зачем эта экспозиция именно здесь и сейчас. Современная фотография безумно многогранна и проходит через личностное восприятие. Данила приехал в Иваново, увидел город, прошёл по музеям, посмотрел мумию, полазил по разрушенным фабрикам, послушал об истории этих фабрик. И у него, художника, в душе родилось такое высказывание. Это его авторский проект, запечатлённый ивановскими фотографами – он сам всё придумал. Может быть, для ивановцев это непонятно.

- А разве искусство должно быть понятным?
- Я думаю, не всегда.

- Экспозиция останется в «ТекстильПрофи», будет демонтирована или переедет куда-то в другое место?
- Думаю, несколько месяцев она провисит в торговом центре и её демонтируют, а выставочное оборудование останется для следующих проектов.

- Слышал такое мнение от пришедших на вернисаж художников, что выставляться в торговом центре – это моветон и недостойно настоящих мастеров. Что скажешь?
- Когда больше двадцати лет назад в Москве начали проходить фотобиеннале Ольги Свибловой (директор московского Мультимедиа Арт Музея – ред.), одной из площадок была галерея ГУМа. Прекрасно там всё смотрелось. И выставлялись там, в том числе, итальянские фотографы, для которых это было не в лом. А для ивановских… Я считаю, для нас «ТекстильПрофи» ничем не хуже, чем ГУМ для Москвы.

- Ходят слухи, что Ирина Голубева, бессменный куратор «Первой фабрики авангарда», устала от того, что проект не нужен нынешней власти, и хочет уехать из Иванова. Как ты думаешь, без неё в следующем году «Фабрика» состоится?
- В этом году она сделала просто вау!!! И без неё, нет, ничего не получится. Или это будет уже совсем не тот масштаб: кто-то возьмётся, сделают плохо, и все потом скажут – ну его нафиг.  

голубева.jpg
24 ноября 2024
Все новости