Последние
новости
Бизнес

Максим Никонов об интеллектуальной собственности

Из практики юридического бюро «Константа»
6 мин
19 июня, 2023
Директор правового департамента юридического бюро «Константа» Максим Никонов делится впечатлениями от нескольких кейсов, с которыми столкнулся в своей работе.

Никонов_фото.jpg

С начала этого года наши юристы столкнулись сразу с несколькими интересными задачами в сфере охраны объектов интеллектуальных прав. Возникшие конфликтные ситуации были либо мирно разрешены, либо до сих пор находятся в стадии урегулирования. Но сами обстоятельства дел, в которых разбирались юристы «Константы», снова показывают, как мало внимания предприниматели уделяют интеллектуальной собственности (Intellectual Property – IP).

IP – собирательное понятие, включающее в себя результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателей и юридических лиц (а в скором времени – и самозанятых граждан), товаров, работ, услуг, которые охраняются законом. Правовой режим IP регулирует процессы создания таких объектов, их использования, распоряжения и ответственности за нарушение, прекращение охраны и другие действия.

Для бизнеса коммерческую ценность в интеллектуальной собственности представляет исключительное право – это как раз то полномочие, которое может быть «продано» (отчуждено) или «сдано в аренду» (предоставлено в рамках лицензии, франшизы, коммерческой концессии).

Но, как показала практика, ошибки могут не только обесценить результаты интеллектуального труда, но и стать причиной для серьезных штрафов и иных санкций.

Какие это ошибки?

При разработке бренда предприниматели всецело доверяются дизайнерам и маркетологам, но не задумываются о юридической проверке придуманной концепции собственной идентификации. В итоге фирменное наименование может пересекаться с уже существующими названиями компаний на том же рынке, с их товарными знаками и коммерческими обозначениями. И такие претензии могут «прилететь» из любого региона России. Особенно болезненно это сказывается на уже состоявшемся, успешном и узнаваемом клиентами бизнесе, которому в сжатые сроки приходится проводить полный ребрендинг и на самом предприятии, и на интернет-ресурсах.

При регистрации товарных знаков и знаков обслуживания предприниматели не задумываются о верном определении классов товаров и услуг, в отношении которых будет защищаться созданный логотип. В итоге правообладатель получает заветное свидетельство Роспатента, но не вчитывается в описание охраняемых услуг. Но, как известно, «дьявол в деталях» – у одного нашего клиента товарный знак зарегистрирован в отношении очень широкого круга продукции, но в описании нет той, которую он выпускает! А знак, между тем, регистрировало именитое столичное агентство.

При выходе из франшизы предприниматели не уделяют должного внимания своевременному прекращению использования чужой интеллектуальной собственности. В итоге ряд элементов бренд-бука продолжает эксплуатироваться без согласия правообладателя, что является поводом для привлечения к ответственности. Похожая ситуация возникла и после прекращения сотрудничества одного завода со своим заказчиком, обладателем патента на изделие: отсутствие грамотного оформления правоотношений и определения судьбы продукции едва не стоило нашему клиенту изъятия промышленного оборудования;

Учредители компании расходятся, не договорившись о судьбе бренда. Это тоже реальный случай из практики. В итоге новые компании бывших партнеров вместо ведения бизнеса погрязли в долгих и дорогостоящих судебных разбирательствах, экспертизах и рассмотрениях в Роспатенте. Результатом проявленной беспечности стало взыскание многомиллионной компенсации с компании бывшего соучредителя.

Игнорирование азиатских брендов. Продвигаемая на высшем государственном уровне «дружба с Китаем» имеет и обратную сторону: китайцы активизировали юридическую работу по защите своих товарных знаков в России. Итогом являются реально полученные досудебные претензии от российских представителей китайских брендов и сложные переговоры по урегулированию таких ситуаций;

Не всегда производитель текстильной продукции имеет на руках письменное согласие автора произведения на использование созданного изображения (картины, фотографии, гравюры, орнамента, принта) при выпуске готовых изделий и введении их в оборот. И даже если визуальный контент создается специально по заказу предпринимателя, очень редко отношения с автором оформляются юридически корректно (с подписанием соответствующих договоров, выплатой вознаграждения, приемкой исключительного права по акту, урегулированием вопроса использования имени автора).

Ситуацию усугубляют и безответственные популистские заявления некоторых высокопоставленных политиков о том, что теперь якобы можно безнаказанно использовать чужую интеллектуальную собственность в зависимости от страны нахождения правообладателя (звучат призывы к «пиратству» и обороту контрафакта). Мало того, что такие утверждения не имеют ничего общего с действующим российским законодательством, так еще и подпитывают общий правовой нигилизм в обществе, подрывают авторитет судебной системы. И, что закономерно – некоторыми предпринимателями такие заявления воспринимаются всерьёз, и свой бизнес они планируют с учётом якобы открывшихся новых возможностей. Таких клиентов нам регулярно приходится разубеждать в рамках проводимой консультационной работы.

Еще, по итогам множества консультаций отмечаем, что правообладатели, ставшие потерпевшими от посягательств на их интеллектуальную собственность, не всегда знают о юридических средствах защиты. В частности, не все учитывают, что вместо длительных судебных тяжб, недобросовестного конкурента можно жестко наказать руками антимонопольной службы, а иногда – и правоохранительных органов. Ведь кроме гражданско-правовых компенсаций, оборот контрафакта может влечь административное и уголовное наказание, а также иные организационные санкции.

В заключение отмечу, что бурное развитие маркетплейсов делает вопросы защиты интеллектуальной собственности всё острее и острее, а их коммерческую значимость всё больше. Но часть конфликтных ситуаций в сфере исключительных прав можно предвосхитить и нейтрализовать, если заблаговременно продумать собственную IP-безопасность и принять меры к правовой охране бренда. Если же спор не удалось предотвратить, то действующее законодательство позволяет добросовестным правообладателям эффективно защищать свои интересы.
30 апреля 2024
Все новости