Анна Семенова
Я тут хочу присоединиться к предпринимательнице Вере Котовой, которая поблагодарила губернатора Станислава Воскресенского за очередную прямую линию, которую тот провел 15 марта, и предложила проводить такие линии почаще. Правда, Вера писала – стоило пожаловаться на проблемы под анонсом, как сразу, не дожидаясь начальственного пинка, власти Лежневского района, где она живет, начали их решать. Ну а от меня – низкий поклон за прелюбопытные мелочи, которые внимательное ухо может выхватить из часовой речи губернатора. О многом эти мелочи говорят, ох, о многом.
Маленький пример – про мой любимый общественный транспорт в Иванове, на который многие пользователи ожидаемо пожаловались. Вряд ли стоит перечислять все претензии к перевозчикам – они не меняются годами. И вот что на эти многочисленные жалобы ответил Станислав Сергеевич (расшифровка по видео на страничке правительства области в ВК):
«Мы действительно подступимся к более масштабным преобразованиям транспорта, я уже о них говорил. Необходимо будет поменять автобусы на большие магистральные, что в большинстве городов сделано. Но пока мы этого не сделали, я поручаю департаменту дорожного строительства (видимо, имеется в виду департамент дорожного хозяйства и транспорта. – прим.ред.) вот что реализовать: надо поставить информационную систему и сделать в ближайшие месяцы, чтобы все автобусы были оборудованы ГЛОНАССом, чтобы люди видели онлайн, как едет автобус. Яндекс-сервисы для этого есть, другие сервисы. Но чтобы порядок был здесь наведен. И второе: была реальная картина кто где как ездит и нарушает.
Более того: поручаю Ространснадзору вместе с департаментом внимательно посмотреть на работу всех перевозчиков. И в случае системных нарушений лицензии отзывайте».
К конкретным жалобам ивановцев этот спич, конечно, имеет мало отношения. Но обратите внимание: губернатор раздает поручения федеральному надзорному ведомству – бывшему УГАДН. Причем в Иванове даже нет самостоятельного управления Ространснадзора – только территориальный отдел. Но тем не менее.
Губернатор поручает внимательно посмотреть на работу перевозчиков – это значит, что до 15 марта и экс-УГАДН, и департамент дорожного хозяйства смотрели в эту сторону недостаточно внимательно, что ли? Вообще-то надзор за соблюдением лицензионных требований входит в должностные обязанности сотрудников теротдела Ространснадзора.
Ну а приостановить или отозвать лицензию у перевозчика, если что, можно только за оооочень серьезные нарушения. Например, если он в течение трех дней не выпустил ни одну машину на маршрут. Ну, установили федеральные органы власти такие критерии, понимаете? Достаточно недолго пошуршать документами на сайте того же Ространснадзора, и становится очевидно, что отзыв лицензии у перевозчиков – дело практически невозможное. Разве что все водители у него будут без прав, автобусы, не прошедшие техосмотр или, как уже выше сказано, на три дня маршрут вообще останется без транспорта. А всякие мелочи – типа отсутствия машин после 20.00 – федералы за серьезное нарушение не считают. И губернатор может сколько угодно поручений давать начальнику территориального отдела Ространснадзора Сергею Максимову, никакого эффекта не будет. Зато на видео заявление выглядят эффектно.
Или вот история с ГЛОНАССом и сервисами типа Яндекс.Транспорт. Во-первых, система ГЛОНАСС должна быть установлена на каждом автобусе, выходящем на маршрут – это входит в лицензионные требования, и как раз Ространснадзор это проверяет. И все перевозчики давно установили эти системы – так же, как и тахографы и прочее, прописанное в положении о лицензировании «перевозок пассажиров и иных лиц автобусами».
Во-вторых, никаких юридических оснований обязать перевозчиков участвовать в той или иной «информационной системе» по отслеживанию перемещения автобусов на данный момент в Российской Федерации нет. Ну нет. Ну хоть тресни. И не факт, что возможно ввести такие требования на региональном уровне. А даже если извернуться и ввести, все равно до окончания действия свидетельств о праве на работу на маршруте к перевозчикам их применить не получится. А по большинству маршрутов эти свидетельства заканчиваются аж в 2027 году. Разве что получится убедить перевозчиков добровольно сдать свидетельства – но мне сложно представить, что такое может случиться. Не те времена, не те нравы.
Ну и в-третьих, достаточно открыть Яндекс.карты в разделе «Транспорт», как можно легко обнаружить, что некоторые перевозчики уже сами, по своей инициативе завели в эту систему свои машины. В реальном времени можно с любого смартфона видеть перемещение маршруток №№ 24, 30, 43, 128, 141, 144, автобусов №№ 3, 7, 8, 14, 38, 111, 116, 121. И никаких дополнительных систем особо не надо. Или на этих системах можно немножко бюджетных денег получить? Поэтому никто и не рассказал Станиславу Сергеевичу о том, что его мечта уже начала воплощаться в жизнь – безо всякого финансирования со стороны государства.
Про автобусы большой вместимости, кстати, вообще смешной пассаж: да, есть федеральные программы, по которым можно получить эти автобусы в льготный лизинг. Но только при условии софинансирования со стороны региона и при желании перевозчиков участвовать в этих программах. А лизинговые платежи за автобусы большой вместимости даже на льготных условиях получаются раза в два выше, чем те, которые до сих пор платят многие перевозчики за «ПАЗики».
Двойка с минусом тем, кто готовил этот блок выступления губернатора. Подставили уважаемого человека – наговорил он хоть немного, но всё как-то мимо кассы. А ведь люди действительно не могут уехать вечером с работы домой, а маршрутки по-прежнему являются местом унижения человеческого достоинства. А теперь еще и за 30 рублей.
P.S.: А ведь спич про общественный транспорт – это только две минуты из пятидесяти семи прямой линии губернатора. Надо еще раз послушать повнимательнее на досуге.
Спасибо еще раз, Станислав Сергеевич!
Власть
Как губернатор Яндекс.Транспорт не заметил
По следам прямой линии