Последние
новости
Власть

Как губернатор Яндекс.Транспорт не заметил

По следам прямой линии
Автор: Анна Семенова
6 мин
17 марта, 2023
Анна Семенова

Я тут хочу присоединиться к предпринимательнице Вере Котовой, которая поблагодарила губернатора Станислава Воскресенского за очередную прямую линию, которую тот провел 15 марта, и предложила проводить такие линии почаще. Правда, Вера писала – стоило пожаловаться на проблемы под анонсом, как сразу, не дожидаясь начальственного пинка, власти Лежневского района, где она живет, начали их решать. Ну а от меня – низкий поклон за прелюбопытные мелочи, которые внимательное ухо может выхватить из часовой речи губернатора. О многом эти мелочи говорят, ох, о многом.

Маленький пример – про мой любимый общественный транспорт в Иванове, на который многие пользователи ожидаемо пожаловались. Вряд ли стоит перечислять все претензии к перевозчикам – они не меняются годами. И вот что на эти многочисленные жалобы ответил Станислав Сергеевич (расшифровка по видео на страничке правительства области в ВК):

«Мы действительно подступимся к более масштабным преобразованиям транспорта, я уже о них говорил. Необходимо будет поменять автобусы на большие магистральные, что в большинстве городов сделано. Но пока мы этого не сделали, я поручаю департаменту дорожного строительства (видимо, имеется в виду департамент дорожного хозяйства и транспорта. – прим.ред.) вот что реализовать: надо поставить информационную систему и сделать в ближайшие месяцы, чтобы все автобусы были оборудованы ГЛОНАССом, чтобы люди видели онлайн, как едет автобус. Яндекс-сервисы для этого есть, другие сервисы. Но чтобы порядок был здесь наведен. И второе: была реальная картина кто где как ездит и нарушает.

Более того: поручаю Ространснадзору вместе с департаментом внимательно посмотреть на работу всех перевозчиков. И в случае системных нарушений лицензии отзывайте».

К конкретным жалобам ивановцев этот спич, конечно, имеет мало отношения. Но обратите внимание: губернатор раздает поручения федеральному надзорному ведомству – бывшему УГАДН. Причем в Иванове даже нет самостоятельного управления Ространснадзора – только территориальный отдел. Но тем не менее.

Губернатор поручает внимательно посмотреть на работу перевозчиков – это значит, что до 15 марта и экс-УГАДН, и департамент дорожного хозяйства смотрели в эту сторону недостаточно внимательно, что ли? Вообще-то надзор за соблюдением лицензионных требований входит в должностные обязанности сотрудников теротдела Ространснадзора.

Ну а приостановить или отозвать лицензию у перевозчика, если что, можно только за оооочень серьезные нарушения. Например, если он в течение трех дней не выпустил ни одну машину на маршрут. Ну, установили федеральные органы власти такие критерии, понимаете? Достаточно недолго пошуршать документами на сайте того же Ространснадзора, и становится очевидно, что отзыв лицензии у перевозчиков – дело практически невозможное. Разве что все водители у него будут без прав, автобусы, не прошедшие техосмотр или, как уже выше сказано, на три дня маршрут вообще останется без транспорта. А всякие мелочи – типа отсутствия машин после 20.00 – федералы за серьезное нарушение не считают. И губернатор может сколько угодно поручений давать начальнику территориального отдела Ространснадзора Сергею Максимову, никакого эффекта не будет. Зато на видео заявление выглядят эффектно.

Или вот история с ГЛОНАССом и сервисами типа Яндекс.Транспорт. Во-первых, система ГЛОНАСС должна быть установлена на каждом автобусе, выходящем на маршрут – это входит в лицензионные требования, и как раз Ространснадзор это проверяет. И все перевозчики давно установили эти системы – так же, как и тахографы и прочее, прописанное в положении о лицензировании «перевозок пассажиров и иных лиц автобусами».

Во-вторых, никаких юридических оснований обязать перевозчиков участвовать в той или иной «информационной системе» по отслеживанию перемещения автобусов на данный момент в Российской Федерации нет. Ну нет. Ну хоть тресни. И не факт, что возможно ввести такие требования на региональном уровне. А даже если извернуться и ввести, все равно до окончания действия свидетельств о праве на работу на маршруте к перевозчикам их применить не получится. А по большинству маршрутов эти свидетельства заканчиваются аж в 2027 году. Разве что получится убедить перевозчиков добровольно сдать свидетельства – но мне сложно представить, что такое может случиться. Не те времена, не те нравы.

Ну и в-третьих, достаточно открыть Яндекс.карты в разделе «Транспорт», как можно легко обнаружить, что некоторые перевозчики уже сами, по своей инициативе завели в эту систему свои машины. В реальном времени можно с любого смартфона видеть перемещение маршруток №№ 24, 30, 43, 128, 141, 144, автобусов №№ 3, 7, 8, 14, 38, 111, 116, 121. И никаких дополнительных систем особо не надо. Или на этих системах можно немножко бюджетных денег получить? Поэтому никто и не рассказал Станиславу Сергеевичу о том, что его мечта уже начала воплощаться в жизнь – безо всякого финансирования со стороны государства.

Про автобусы большой вместимости, кстати, вообще смешной пассаж: да, есть федеральные программы, по которым можно получить эти автобусы в льготный лизинг. Но только при условии софинансирования со стороны региона и при желании перевозчиков участвовать в этих программах. А лизинговые платежи за автобусы большой вместимости даже на льготных условиях получаются раза в два выше, чем те, которые до сих пор платят многие перевозчики за «ПАЗики».

Двойка с минусом тем, кто готовил этот блок выступления губернатора. Подставили уважаемого человека – наговорил он хоть немного, но всё как-то мимо кассы. А ведь люди действительно не могут уехать вечером с работы домой, а маршрутки по-прежнему являются местом унижения человеческого достоинства. А теперь еще и за 30 рублей.

P.S.: А ведь спич про общественный транспорт – это только две минуты из пятидесяти семи прямой линии губернатора. Надо еще раз послушать повнимательнее на досуге.

Спасибо еще раз, Станислав Сергеевич!
19 апреля 2024
Все новости