Мария Краснова – одна из тех, о ком говорят «человек, широко известный в узком кругу». Она завсегдатай культурных и светских мероприятий и всяческой другой активности. До пандемии Мария возила по Европе туристов, а потом, когда мир закрылся, приняла предложение собственников и стала управляющей отеля Sheddok в Иванове. А в свободное время проводит экскурсии по городу. Как всё это уживается в ней и что Мария показывает туристам в Ивановской области – об этом мы с ней и поговорили.
- Мы познакомились, когда ты работала в пресс-службе мэра Александра Фомина. Как тебя после этого угораздило заняться туризмом?
- Когда меняется мэр, меняется команда юристов, бухгалтеров и, конечно же, пиар-служба. Мой переход на абсолютно другую профессиональную стезю совпал с концом срока Александра Германовича. Это стало толчком, потому что я поняла, что в занятии пиаром для меня развития нет. Созрела идея поменять жизнь кардинально. Но как? Задала себе откровенный вопрос– что я люблю? Путешествия! А дальше методом тыка начала писать московским туроператорам и искать вакансию. Идея работать здесь, в области, тогда даже близко не рассматривалась. В итоге судьба уберегла меня от банальных трансферов в Египты и Турции. С первой же попытки – европейский туроператор и работа в Европе. Стажировка, практика… И понеслось – следующие десять лет я в профессиональном туризме.
- Чем занималась?
- Работала гидом-сопровождающим, экскурсоводом.
- Помогло знание английского?
- И английский, и немецкий быстренько восстановились. Все знания, которые были, пошли на пользу. Работая руководителем группы, нужно быть хорошим психологом, и хорошим оратором.
- Ты, получается, классический self-made?
- Абсолютный. У меня посмотрели анкету, количество путешествий, тот бэкграунд, с которым пришла, языки…И все совпало.
- Почему не осталась жить в Европе, что-то не сложилось?
- Этот вопрос мне задавали туристы почти в каждом путешествии. Я же придерживаюсь того, что жить надо в России, а отдыхать или работать – в Европе. Было много возможностей посмотреть на эмиграцию изнутри, но ни один пример не был вдохновляющим. Поэтому всегда говорю – не путайте туризм с эмиграцией. Мысль о том, чтобы остаться там жить, мной всегда отвергалась и отметалась.
- Сейчас не жалеешь об этом?
- Абсолютно нет.
- Но работать в Европу ещё долго не поедешь, все закрыто.
- В момент, когда была объявлена спецоперация, я находилась в Европе, и был сложный вопрос с выездом, потому что рейсы отменялись один за другим. Но каждый день я говорила себе одно – скорее вернуться домой.
- Работа гидом в Европе явно хорошо тебя кормила. Почему перестала ей заниматься?
- Сказать, что перестала – немножечко слукавить, это пандемия внесла корректировки в жизнь. Я находилась в Италии, когда ковид пришел в Европу. Это совпало с периодом карнавалов, действовать приходилось в форс-мажорных обстоятельствах – всё закрывается, нужно реагировать. Выбралась из закрывающейся Европы и сделала, наверное, одна из первых граждан нашей страны ПЦР-тест на границе. В пандемию путешествий за границу просто-напросто не было, ездила по России, начала активно заниматься экскурсоводческой деятельностью в Ивановской области. Потом меня пригласили работать в отель Sheddok.
- Работа гида в России – это хобби, а не то, на что можно жить?
- Не скажу, что хобби – это обидит многих моих коллег. И не все связано с финансами. Давай говорить честно – здоровье, когда работаешь гидом-сопровождающим, постоянно на колесах, ухудшается. С возрастом становится тяжелее работать в том же ритме, ездить в Европу по нескольку раз в месяц. Приходит осознание того, что нужно как-то корректировать нагрузку. Когда Европа опять открылась, я снова стала возить туда туристов. Слава богу, собственники отеля позитивно смотрят на это – такой опыт неоценим, его по-другому не получишь. Представь, какое количество отелей прошло у меня перед глазами за десять лет, когда за одно путешествие меняешь по 4, 5, 6 отелей.
- Владельцы отеля сами тебя пригласили на работу?
- Это была их идея. То предложение было для меня абсолютно неожиданным сюрпризом. Пришли попить кофе, а мне говорят: «Давай попробуем. Ты всё равно сидишь дома, а мне интересен свежий взгляд». Изначально я сюда пришла консультировать, что можно доработать, переработать, изменить. Рассказать, как это делается в других местах. Sheddok – это бизнес-отель категории 4 звезды. Как раз то, что я чаще всего видела в своей европейской практике. Туристов, которые ездят в экскурсионные туры, не возят по пятизвездочным отелям класса люкс. Поэтому мой опыт был в копилку. Как-то все очень быстро закрутилось, завертелось, и вот…
- Не жалеешь?
- Конечно, нет.
- Многие говорят, что в Иванове мало гостиниц, где туристам можно комфортно остановиться, а в области их вообще почти нет. Отсутствие нормального гостиничного фонда и большого количества гостевых домов сильно сдерживает туристический поток в город и область?
- Думаю, дело не в отелях, а в том, что наш город – и я об этом всегда говорю на экскурсиях – самый нераскрученный, незаезженный и нетипичный в «Золотом кольце».
- Транзитный город на маршруте?
- Конечно. Иваново проезжают по пути из Владимира и Суздаля в Кострому и Ярославль. И насколько безобразно это выглядит подчас! Проезжают Иваново по проспекту Ленина, посмотрите налево, направо, проехали. Какое впечатление у туристов? Делать в этом городе нечего. И моя экскурсоводческая деятельность – это в какой-то степени популяризация нашего города. Хочется, чтобы его видели моими глазами – вот так нескромно скажу.
- Что ты показываешь?
- Я на полном серьёзе считаю, что Иваново – уникальнейший город. Всегда стараюсь показать его в динамике развития. От исторического села Иваново, от Щудровской палатки, где стартует моя пешеходная экскурсия, до современного наследия. Сейчас невероятная мода на конструктивизм. Очень часто приходит запрос: «Мария, только вот не надо ваших фабрикантов и исторического наследия, проведите нас по конструктивизму». Мы сейчас переживаем бум популярности конструктивизма, а если есть запрос и спрос, то есть и предложение. Хотите смотреть конструктивизм – обязательно покажем.
Непременным атрибутом моей экскурсии служит вокзал – это объект, которым я не перестаю восхищаться, который поражает всех, кто сюда приезжает. Посмотрели историческое наследие, посмотрели широкие проспекты со сталинским ампиром, и бац – привозишь на вокзал. Там просто катарсис случается, ничего подобного в провинциальном городе никто не ожидает увидеть. Всегда говорю туристам, что еще несколько лет назад, до реставрации, мне и в голову не пришло бы привезти их на вокзал. Сейчас вокзал стали использовать как арт-объект, и он невероятно хорош. Можно проводить отдельную полноценную экскурсию только по вокзалу – есть что показать, рассказать. Но не вокзалом единым.
Если спросишь, зачем тебе это надо, отвечу – провести два часа на воздухе, поработать голосом, особенно в морозный денек, это отличная практика. Я не расстаюсь с профессией, верю, что и европейский туризм возродится. Может, сейчас это утопично звучит, но я в это верю. Плюс ко всему у каждого человека есть миссия, как бы это пафосно ни прозвучало. Проведя годы в туризме, я знаю, что есть много людей, которые этим живут, а сейчас у них ограничения – нельзя поехать туда, сюда, еще куда-то. И едут к нам. Здесь я выступаю как связующее звено между привычной их жизнью и качественным экскурсионным продуктом.
- Но если это не автобусная и не автомобильная экскурсия, туристы с трудом идут по городу зимой, ломая ноги о неубранный снег и лёд. Осенью и весной это грязь, летом пылевые бури.
- Действительно, есть такие проблемы. Но в том и миссия экскурсовода – демонстрировать и подавать свой город с лучших сторон. Если зима и гололед, мягко подвожу к тому, чтобы посмотреть город на машине. Не потому что гололед, а потому, что так мы сможем посмотреть больше. Это психология, а экскурсовод – это проводник, стоящий между туристом и городом. От того, как ты это сделаешь, зависит впечатление. И часто гости, уезжая, говорят, что наше Иваново впечатлило их больше, чем Ярославль, Владимир и Суздаль. И это уже комплименты мастеру, скромно так скажу (смеётся).
- Есть ещё околовластные структуры, которые занимаются туризмом – в первую очередь «Визит Иваново». На твой профессиональный взгляд, в их работе есть что-то рациональное? Мне по привычке кажется, что такие конторы всегда просто бюджет пилят – как во все времена.
- Возможно, я тебя разочарую, но меня не интересует эта составляющая.
- У нас разные миссии.
- Мы очень плотно взаимодействуем с «Визит Иваново» и по отелю, и по каким-то интересным городским мероприятиям. Они меня периодически привлекают к своей работе. В этой компании делается много рационального. И то, насколько растёт интерес к нашему региону, для меня напрямую взаимосвязано с деятельностью именно «Визит Иваново». Прекрасно, что у нас когда-то появился фестиваль «Зеркало», но по-хорошему в последние годы он стал «междусобойчиком». А те мероприятия, что делает «Визит Иваново», это для народа, они привлекают простых туристов.
- Я бы поспорил. Ты написала в соцсетях, что «Русское Рождество» – это новая первоклассная традиция, в том числе из-за того, что ты фанат рождественских рынков. Но ведь там четко делится – есть роскошный бал для избранных, и есть массовые гуляния на улицах, где нет общественных туалетов. Насколько ты искренна, когда даешь восторженные оценки?
- Абсолютно искренна. Могу тебе сказать, что на Новый год я всегда работаю где-то в Европе, но безусловный элемент продолжения каникул – это посещение Шуи. И не с туристами, а самостоятельно. Мне интересно наблюдать за проектом в развитии.
- А у него есть развитие? Одни и те же инсталляции и один на всю Шую туалет.
- Безусловно, развитие есть. Появляются новые инсталляции, я вижу разницу год от года. И ты затронул мою «любимую» тему (смеётся), потому что туризма без туалетов не бывает. Но кто ищет, тот всегда найдет – не иронизирую. Посмотри, как складывается маршрут в Шуе. Сначала нам предлагают посетить вокзал, где все удобства бесплатно. Музей – пожалуйста, ты можешь туда зайти и с этими целями. Кафе – тоже. Если посмотрим на рождественские рынки Европы, там не стоит полным-полно голубых кабинок. Да, если есть городской туалет, это замечательно. Если нет, говорю туристам: «Ребята, чашка кофе или 50 центов на стойку». И в Шуе мне не режет глаз то, что я вижу. Постоянно говорю тем, кто приезжает в Иваново – приезжайте зимой на «Русское Рождество». И говорю об этом туристам, с кем путешествую по адвентовским рынкам в декабре в Европе – в начале января приезжайте в мою родную Ивановскую область. Ни доли лукавства, мне действительно это нравится.
А фишка с ретропоездом, считаю, абсолютно шикарна. Мне, правда, в этом году только с третьей попытки удалось на нем проехать. Проблема с покупкой билетов действительно есть. Но хочется верить, что выводы делаются, и количество рейсов будет увеличиваться год от года. Это шикарный информационный повод. Сделано здорово, и дай Бог, чтобы таких проектов было больше – вот что могу сказать.
- Рано или поздно Станислав Воскресенский перестанет быть губернатором Ивановской области. Уедет Воскресенский и приехавшие с ним девушки соберут чемоданы и быстренько убегут. Как думаешь, «Рождественский бал» останется или заглохнет так же, как с уходом, там, Михаила Меня заглохло «Зеркало»?
- Мне бы очень не хотелось, чтобы эта традиция заглохла.
- Я по-другому спросил.
- Хочется надеяться, что у тех, кто останется или придет на смену, хватит разума поддержать то, что сделано.
Могу о другом сказать. Во Франции есть ассоциация цветущих городов villes fleuries. В Италии ассоциация самых красивых деревень. И это тоже определенные туристические маршруты, ты можешь проехать по точкам, которые заанонсированы. И вот в России тоже появился подобный маршрут – ассоциация самых красивых деревень. Как ты думаешь, кто первый туда вступил? Наш Палех. Для меня, безусловного патриота нашего края, это просто супер.
- Давай вернемся к отелю. Sheddok строился для командировочных предпринимателей или для туристов?
- В момент, когда зарождалась идея, я была далека от этого. Знала, что есть интереснейший проект нашего любимого ивановского архитектора Александра Лосева, знала, что будет опытный застройщик Николай Порошин. Сегодня Sheddok позиционируется как бизнес-отель, и я склонна думать, что изначально именно эта задумка и была. Но ты должен понимать, что мы не стоим на месте. Постоянная реновация, изменения в декоре и функционале. Это отель европейского типа, как часто нам пишут в отзывах. Номера уютные, компактные. Здесь никогда нет шалмана и гуляний, чтобы в ресторане гремела музыка или в баре долго и шумно сидели посетители. Попадая сюда, наши гости, постояльцы, чувствуют особую атмосферу. Туризм у нас не до такой степени еще развит. Иваново только в зачаточной стадии развития туризма, чтобы говорить, что этот отель строили для туристов. Это не Суздаль.
- Отель один из деловых партнёров фестиваля «Первая фабрика авангарда». В чём выгода отеля, и каков его вклад в мероприятие?
- Давай напрямую – часто наш логотип не светится там, где мог бы быть, но если что-то делается, то не ради того, чтобы поместили наш логотип. Мы (и собственники, и команда) по-хорошему считаем, что культурная жизнь – это важный пласт жизни, стараемся поддерживать эту линию. О Sheddok как-то написали, что это арт-отель, и было очень приятно читать это. И рациональное зерно в этом есть, потому что здесь кругом арт-объекты. Это заставляет приезжающих призадуматься, а для чего это, почему? А если подойти к стойке рецепции, то увидишь информацию обо всех выставках и мероприятиях в городе. Мы и экскурсии проводим и, если надо, бронируем билеты куда угодно. Очень важно, чтобы человек мог реализовать здесь свои культурные интересы. Без понимания культурной составляющей нашего города нет понимания Иванова. Поэтому поддержка культуры – это и искренний порыв, и одновременно желание популяризировать её в городе.
- При отеле есть ресторан «Сезоны» и он популярен в городе. Он и Sheddok – это единое целое или его изначально делали как отдельную единицу бизнеса?
- Мы никогда не раскручивали гранд-кафе «Сезоны», как супер мега проходимый ресторан. В первую очередь он функционирует, чтобы обеспечить наших постояльцев – пообедать, поужинать. Считаю абсолютно ненормальной историю, когда турист приезжает, хочет поужинать в отеле, а ресторан либо закрыт, либо занят. Это ненормально. У нас разумный баланс – в обед здесь огромный поток местных бизнесменов и гостей города, потому что о нас знают и нас посещают. Вечерами здесь тихая камерная атмосфера, без каких-то разгуляев. И, конечно, всегда квота для гостей отеля. Плюс ко всему есть услуга бесплатного рум-сервиса, что редкость для отелей.
- Как Sheddok и «Сезоны» пережили пандемию, которая сейчас уже кажется далеким кошмарным сном?
- Мы выполняли все директивы власти от и до – сказано закрыться, значит закрывались.
- Не как некоторые, хочешь сказать?
- Уйдем от этого. Ресторан и отель в пандемию не работали, и это был тяжелый период. Я пришла работать в период пандемии, на моих глазах это всё воскресало, но возрождение шло медленными темпами. Если кто-то говорит о том, что у них – раз, и все в одночасье вернулось, здесь было не так. Мы еще только приходим к тем показателям, которые хотелось бы видеть.
- То, что туристы сегодня не летают за рубеж, сказывается на трафике отеля?
- Нет. Это тоже миф о туризме – если не летают туда, то раз, и все сюда. По крайней мере, что касается Sheddok, это не наша история. Если ты классический турист и едешь с семьей в другой город, то хочешь остановиться в отеле, где есть бассейн, сауна, развлекательные бонусы. Разве это о «Sheddok? Нет.
- Именно поэтому владельцы Sheddok сейчас строят пятизвездочный отель на улице 10 Августа под брендом Alchemist («Алхимик»)?
- Рискну предположить, что для собственника, инвестора самое важное – развитие. И это отличает нашу команду – мы не стоим на месте. Стагнация –не про нас. Изначально у собственников был трехзвездочный отель «Пятый угол». От трешки появилась идея создания большего – места, в котором все будет так, как должно быть по классическим канонам хорошего европейского отеля. Так появился Sheddok. Сейчас есть желание сделать нечто большее. В соседних областях пятизвездочных отелей нет, и цель, конечно, грандиозная. Мы заходим на этот рынок по стандартам сертификации, потому что есть звезды официальные, а есть псевдозвезды (улыбается).
- Когда рассчитываете запустить Alchemist?
- Есть надежда, что это произойдёт уже в следующем году, темпы взяты мощные. Но человек предполагает, а Господь располагает.
- За сколько собственники рассчитывают выйти на окупаемость?
- Это вопрос к ним.
- В чём будет химия проекта Alchemist?
- Это бутик-отель, в котором нет одинаковых номеров. Классная интересная история, когда в рамках одного отеля можешь попадать в абсолютно разные пространства. Привлекаются дизайнеры с невероятно развитым художественным вкусом, проект в стадии активной разработки. Естественно, как в любом проекте, многое меняется в процессе. Пока идёт процесс стройки и ремонта, я наблюдаю за этим на расстоянии вытянутой руки, но не сомневаюсь, что это будет очень здорово.
- Там будет ресторан?
- Да.
- Откуда такая наглая уверенность в своём проекте, что открываете ресторан рядом с супер раскрученным «Огоньком» и только что пафосно открывшимся «Сальвадором»?
- Зайдем с другой стороны: вопрос не столько в азарте и наглости, как ты говоришь, а в сертификации – при пятизвёздочном отеле должен быть ресторан, и никто не смотрит на «Огоньки» и «Сальвадоры». А с другой стороны, всегда интересно, когда рождается ресторанная миля или квартал. Я обожаю эту историю, ты можешь совершать паб-кроулинг (pub crawl – тур по барам) – это классно. Другой вопрос, очень сомневаюсь, что ресторан при Alchemist будет местом, в которое будут переходить из «Огонька» или наоборот, потому что он планируется небольшой, камерный. В общем-то, как и отель. В первую очередь, конечно, мы рассчитываем на посетителей отеля, чтобы у них не было желания куда-то уходить. А если захотят разнообразия, то здорово, что рядом есть другие места.
Если приезжаешь на сутки, можешь ограничиться рестораном отеля. А если приезжаешь на дольше, захочешь куда-то ещё. И если есть выбор в шаговой доступности, это здорово. Надеюсь, что на улице 10 Августа появится еще что-то большее, хочется, чтобы она развивалась, потому что это историческое ядро города.
Скажу тебе по секрету, что разрабатываю отдельные экскурсионные маршруты именно под старт работы отеля, чтобы начинать прямо от его дверей. Там, в самом центре города, есть, что показать и есть, о чем рассказать.
Интервью
Мария Краснова: «Жить надо в России, а отдыхать или работать – в Европе»
Про уникальность Иванова, туризм, отельный бизнес и желание развиваться