Последние
новости
Бизнес

Бизнес о санкциях: лекарства, здоровье, красота

Как повлияли санкции на экономику региона. Часть 5
Автор: Анна Семенова
8 мин
14 марта, 2022
Мы продолжаем серию публикаций о том, как на различных отраслях экономики региона отражаются последние события в стране. Мы спрашиваем руководителей компаний, работающих в разных отраслях экономики, сказались ли введенные санкции и рост курса валюты на деятельности их организаций на данный момент, а также о том, как они могут сказаться в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Сегодня о том, все это сказалось и скажется на рынке лекарственных средств и медицинских изделий, а также на платных медицинских услугах, в частности, стоматологических и косметологических.

О том, что происходит сейчас в розничной торговле, ресторанном и туристическом бизнесе, читайте здесь.

О том, как нынешние события сказались на промышленности региона, читайте здесь.

Что происходит в сельском хозяйстве, читайте здесь.

А про строительство и рынок недвижимости – здесь.

Сергей Желтиков, учредитель ГК «Волжская мануфактура»:

- Мы занимаемся оптовыми поставками лекарственных средств и медицинских изделий, и на нашем уровне пока изменения цен не было. Но это связано с тем, что пока мы не заключали новые контракты с крупными дистрибьюторами. Поэтому на сегодняшний день четкого ответа на вопрос, когда будут меняться цены на лекарства и насколько они вырастут, нет. Если коротко – ситуация непонятна всем участникам рынка, и все занимают выжидательную позицию.
Очевидно, что рост будет, поскольку цены на лекарственные средства связаны с курсом доллара. Причем не только на импортные лекарства – здесь связь прямая. Но даже российские производители лекарственных средств используют импортные субстанции. Поэтому курс доллара повлияет на их себестоимость и, соответственно, на цены в аптеках. Но, конечно, в меньшей степени.
Есть крайне важный вопрос, ответа на который пока нет. У нас есть федеральный реестр жизненно важных лекарственных средств, цены на которые устанавливает государство. То есть аптеки не имеют права продавать их дороже установленной цены. И эти цены зафиксированы в рублях. И если цена закупки таких лекарств по новому валютному курсу будет выше установленной государством цены, то, получается, работать с такими лекарствами будет проблематично.
Насколько мне известно, Правительство РФ сейчас готовит изменения в порядок ценообразования на лекарственные средства, внесенные в реестр жизненно важных, чтобы привязать их цену к курсу доллара. Это необходимо, чтобы избежать исчезновения таких лекарств из аптек (разговор с Сергеем Желтиковым состоялся 3 марта, но по состоянию на 11 марта никакой информации о привязке стоимости жизненно важных лекарственных средств к курсу доллара не сообщалось. – прим.ред.). В нашу группу компаний входит также производитель перевязочных материалов, и ситуация в этом сегменте, пожалуй, наиболее наглядно отражать сегодняшнее положение.
Мы прекратили продажи, потому что сырье для нашей продукции – марлю – мы закупаем за доллары. И непонятно, по каким ценам будут поставки сырья. Кроме того, существует серьезная неопределенность с контрагентами. Не секрет, что продукцию мы нередко реализуем с большой отсрочкой оплаты – до 120 дней. А в данный момент, на наш взгляд, реализовать продукцию с такой отсрочкой рискованно.
Работаем сейчас на тех запасах, которые у нас есть, производство перевели в режим минимального объема выпуска продукции – просто чтобы не останавливать. Сокращения персонала у нас на данный момент нет.

Мария Воскун, руководитель эстетик-центра «Ювента»:
Воскун.jpg
Фото: аккаунт эстетик-центра «Ювента» в Инстаграм
- У нас достаточно большой объем услуг составляют косметологические услуги. И если говорить о потребительском спросе, то на сегодняшний день я не замечаю особого спада. Скорее, наоборот. Возможно, это результат того, что мы объявляли акции, а возможно, наши клиенты переживают, что цены серьезно вырастут, и стремятся успеть получить услуги по старым ценам.
Единственный момент: нет традиционного весеннего всплеска спроса на услуги по коррекции фигуры. Может быть, причиной стал тот факт, что многие уже понимают: пляжный отдых в этом году, скорее всего, отменяется.
Что касается стоимости препаратов, которые мы используем, то изменения мы уже ощутили. Мы используем, в основном, продукцию европейских и американских производителей, небольшую долю составляют корейские. Закупаем препараты у российских официальных дилеров, думаю, что пока проблем с поставками быть не должно, поскольку у них есть складские запасы. Мы пока работаем тем, что успели закупить в преддверии повышения цен. Конечно, эти препараты закончатся, и мы сейчас изучаем предложения поставщиков. Могу сказать, что по новым прайсам идет повышение цен на 30-50%. Мы уже поменяли некоторые цены, в основном, на инъекции. Будут ли в дальнейшем поставки препаратов из Европы и США, не знаю.
Оборудование у нас тоже импортное – Германия, Италия, Израиль. Оно иногда требует замены расходных материалов, но в ближайшее время такой необходимости нет. Но в перспективе, думаю, цены на расходники вырастут значительно.
Мы уже думаем, каким образом строить работу дальше, потому что вряд ли мы сможем работать с теми же препаратами по новым ценам – просто резко упадет спрос. Уходовые процедуры – это не предмет первой необходимости, и в их себестоимости основную долю составляет именно стоимость препаратов. Поэтому подорожание на 50% может быть критичным. Как вариант, я вижу переход на другие препараты, более низкого ценового сегмента. Может быть, от российских производителей, может быть, от азиатских. Естественно, они должны быть сертифицированными, официально зарегистрированными как медицинские препараты. Люксовый сегмент останется, но мы будем искать более доступную для наших пациентов альтернативу.
Российские производители предлагают неплохие препараты. Например, если говорить про ботулотоксины, то есть хорошо зарекомендовавший себя препарат «Релатокс». Что касается косметики, то изучаем предложение – в последние годы появились качественные российские крема, сыворотки и др. Конечно, я не знаю, как у них изменятся цены, потому что я подозреваю, что они тоже используют импортные компоненты. Но пока они цены не повышают.
И, конечно, Южная Корея – у них всегда рынок был более демократичный по ценам, и они пока не отказываются работать с российскими покупателями.
Честно говоря, у меня не очень оптимистический взгляд на то, что будет в ближайшие месяцы. Думаю, что мы столкнемся с проблемами недели через две. Дело даже не в ценах на препараты. А в том, что люди будут меньше пользоваться нашими услугами, у них будут другие проблемы. Но я надеюсь, конечно, что мы выйдем из этой ситуации. Такого просто не было раньше. И пока даже не очень понятно, как себя вести, например, в плане маркетинга. Будем искать варианты – например, больше внимания уделять процедурам, которые не требуют большого расхода препаратов: массажи, плазмотерапия и т.д.

Татьяна Богатова, заместитель директора сети центров семейной стоматологии «Здравушка»:
Богатова.jpg
Фото: личная страничка Татьяны Богатовой в Фейсбуке
- В стоматологии практически все оборудование и расходники импортного производства. Мы используем оборудование производства США, Швейцарии, Германии, Японии. Сейчас, конечно, думаем, чем заменять, поскольку несмотря на то, что прямых отказов от поставщиков нет, рост цен идет очень серьезный. Конечно, мы не работаем с зарубежными производителями напрямую. Но у наших непосредственных поставщиков цены выросли, причем очень по-разному: на что-то на 50-70%, а на какие-то позиции – на 210%.
Мы уже были вынуждены на 10% поднять цены на ортодонтию. На терапию пока не поднимали (разговор с Татьяной Богатовой состоялся 3 марта. – прим.ред.). На гигиену полости рта планируем поднять цены примерно на 15%. Думаю, к маю во всех стоматологических клиниках цены вырастут минимум на 30%. Хотя делать какие-то прогнозы сейчас практически невозможно.
Одна из проблем, с которой мы столкнулись, - это сложности с поставками расходных материалов и лекарственных препаратов. Поставщики уже сейчас говорят, что период ожидания может составить до 3 месяцев.
Будем продолжать работать – наши услуги нужны, люди не отказываются от записи на прием. Пытаемся даже шутить и искать какие-то плюсы. Например, перчатки не подорожали – хотя два года назад, в начале пандемии коронавируса именно перчатки, маски, антисептики стали почти «золотыми». Сейчас это вспоминаем с улыбкой.
27 июля 2024
Все новости