Последние
новости
Общество

Транспортная реформа забуксовала

Автор: Анна Семенова
6 мин
07 февраля, 2022
Я не сторонник теорий заговора – всех этих рассуждений о хитрых замыслах, заранее спланированных и управляемых катастрофах и прочих фейлах, за которыми стоят некие группы интересантов. Но глядя на то, что происходит в Ивановской области, поневоле задумаешься, что текущими скандалами кто-то пытается отвлечь внимание общества и СМИ от того, что действительно важно. Впрочем, стоит помнить: уровень компетенции нынешних начальничков явно не тот, чтобы выстраивать (а главное – реализовывать) хитрые стратегические планы. Им бы с текущей повесткой разобраться и перевести стрелки за свои факапы на кого-нибудь другого.

К чему я всё это? А вот смотрите: о чем пишут все региональные СМИ, паблики в соцсетях и телеграм-каналы? Есть две основные темы: бардак с уборкой и вывозом снега в Иванове и корректировка за отопление, которую выставило АО «Ивгортеплоэнерго». За этим белым шумом на задний план ушла, скажем, история с транспортной реформой. Помните, как ивановцы и жители пригородов возмущались в конце прошлого года после публикации предложений от питерского ООО «ОТС Лаб» по изменению схемы маршрутов общественного транспорта? В декабре была опубликована откорректированная схема, и после этого – тишина, только мертвых с косами не хватает. И все как-то забыли, что идет объявленная губернатором реформа.

Бесконечная схема маршрутов

А зря. Во-первых, по слухам, на этой неделе «ОТС Лаб» разместит на специально созданном сайте очередную версию новой схемы маршрутов. И если вы или ваши близкие пользуетесь/пользуются общественным транспортом, то есть смысл еще раз посмотреть, как вы теперь будете добираться на работу, и в очередной раз накидать разработчикам схемы полную кепочку замечаний. Потому что потом может быть поздно: предложения принимаются до 28 февраля.

Сделать это стоит даже несмотря на то, что, похоже, реализацию планов департамента дорожного хозяйства по реформированию системы общественного транспорта мы будем ждать до морковкина заговенья.

Напомню немного о законодательстве в сфере пассажирских перевозок (федеральный закон № 220-ФЗ, если кому-то интересны подробности). Существует два вида тарифов на перевозки – регулируемый и нерегулируемый. В Иванове и окрестностях по регулируемым тарифам осуществляются перевозки только на троллейбусах, именно поэтому МУП ИПТ получает многомиллионные субсидии из городского бюджета – на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и установленной для граждан платой за проезд. Все автобусные перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то есть каждый перевозчик сам определяет размер платы за проезд. И, соответственно, никакой компенсации не получает.

Правительство Ивановской области в рамках транспортной реформы планировало не только изменить схему маршрутов, но и ввести регулируемые тарифы в автобусах, а также так называемые брутто-контракты. Это дало бы рычаги влияния на перевозчиков, но, кроме того, заработок перевозчиков зависел бы не от количества перевезенных пассажиров, а от соблюдения графиков движения и прочих условий контрактов, заключенных с департаментом дорожного хозяйства. Для жителей это был бы оптимальный вариант, однако для его реализации потребуется значительная сумма из бюджета региона для компенсации разницы в тарифах или (в случае с брутто-контрактами) расходов перевозчиков на осуществление рейсов. Плюс ко всему при регулируемых тарифах организатор перевозок, то есть департамент дорожного хозяйства и транспорта, может практически в любой момент на свое усмотрение изменять маршруты. А для того чтобы изменить маршруты при нерегулируемых тарифах, нужна довольно длительная процедура и – что самое важное – согласие перевозчиков.

Профуканное окно возможностей

Единственное окно возможностей для кардинального изменения маршрутов – это момент, когда у перевозчиков заканчиваются свидетельства на осуществление перевозок. Тогда, в соответствии с 220-ФЗ, организатор перевозок может не менее чем за 180 дней до окончания срока действия свидетельства уведомить перевозчика, что маршрут, на котором он работает, отменяется или изменяется. И следующее свидетельство выдается уже на новый маршрут (это очень упрощенное описание схемы действий, разумеется). Если же такого уведомления власти перевозчикам не направляют, то срок действия свидетельства автоматически продлевается еще на 5 лет.

Значительная часть свидетельств у ивановских перевозчиков заканчивается 5 июня 2022 года. То есть департамент, если бы чиновники собирались менять схему маршрутов, должен был направить уведомления перевозчикам в начале декабря. И тогда с 5 июня была бы возможность хотя бы частично запустить движение транспорта по новой маршрутной сети.

Но нет – никаких уведомлений перевозчикам не направили.

Нет денег – нет реформы

Но, может быть, в правительстве и не собираются сохранять нерегулируемые тарифы, и сроки действия свидетельств не имеют значения? Может, все процедуры будут проведены и транспортная реформа бабахнет уже к концу мая? Именно этот срок сейчас называют руководители департамента дорожного хозяйства в разговорах с коммерсантами, которые опасаются, что сотрудники их предприятий не смогут добраться на работу из-за изменений в маршрутной сети.

По нашей информации, и эти надежды не имеют основания. Говорят, что губернатор Станислав Воскресенский, ознакомившись с приблизительными расчетами дополнительных расходов из бюджета, в категорической форме заявил, что денег на перевозчиков он не даст. А значит, перехода на регулируемые тарифы или брутто-контракты не будет, тарифы на перевозки останутся нерегулируемыми. Что, по большому счету, ставит крест на идее навести порядок на рынке пассажирских перевозок в Иванове, Кохме и Ивановском районе.

Бурные аплодисменты эффективным менеджерам из департамента дорожного хозяйства и транспорта.

Пожалуй, это прекрасный пример того, что получается, когда важные и нужные реформы начинают проводить люди, игнорирующие не только мнение и интересы участников рынка (это как раз нормально, потому что они, разумеется, себе топор на ногу не уронят), но и здравый смысл. Уже даже интересно, чем закончится эта транспортная реформа и не будем ли мы при очередном упоминании обследования пассажиропотоков вспоминать потраченные впустую не только 10 миллионов из городского бюджета, но еще и 10 миллионов из областного.
30 мая 2024
Все новости