Последние
новости
Политика

Я/Мы новая нефть

Как выжать деньги из нищего региона
Автор: Анна Семенова
9 мин
05 января, 2022
Губернатор Станислав Сергеевич Воскресенский в ушедшем году часто и в разных вариациях повторял фразу о том, что главное богатство Ивановской области – это люди. Добрые, отзывчивые – какие еще? В общем, просто праздник какой-то, а не люди.

После пятого повторения эта банальщина начала вызывать аллергию – уж слишком лицемерно она звучит. Но, думаю, что к официальным речам губернатора стоит прислушиваться внимательно, хотя бы потому, что чиновники подобного ранга в своих тирадах либо направляют определенные месседжи тем, кто в теме, либо расслабляются и допускают проговорки буквально по Фрейду. Ну или по русской пословице «что на уме – то и на языке».

В случае с «добрыми, отзывчивыми людьми» мы имеем второй вариант. То есть вербализацию принципов управления Воскресенским подведомственной территорией. Ведь, по большому счету, Станислава Сергеевича стоит пожалеть: ему достался регион, с которым, как ни работай, ничего особо не сделаешь. Ресурсов нет, Москва под боком, на крайняк есть Ярославль и Нижний, куда население так и норовит свалить. Если бы не пандемия, которая дала в 2020 году мощный направляющий пинок текстильной и швейной промышленности, в экономике Ивановской области было бы совсем грустно. Потому что все финтифлюшки в виде фермерских хозяйств с клубникой на гидропонике и якобы развития туризма с помощью #вШуебала годятся только для пиара, и то лишь в местной прессе. На показатели, входящие в KPI губернаторов, они никак не влияют.

Но Станислав Сергеевич оказался достойным сыном своего отца и нашел-таки точки, из которых можно выдавливать финансовые потоки даже в Ивановской области. Причем выдавливать почти бесконечно и в нужных направлениях. Это население и бюджет. Да-да, выражение про то, что люди – это наша новая нефть, надо понимать буквально. Но при этом иметь в виду, что новый газ – это бюджеты всех уровней, начиная от федерального и заканчивая муниципальными.

Еще в начале года, ковыряясь в странной истории про возможное закрытие поликлиники №8 в Иванове, я поняла, в чем может быть интерес подобных действий. Напомню: прошлой зимой пошли слухи о том, что одну из городских поликлиник закроют, а жителей, приписанных к ней, переведут на обслуживание в больницу РЖД. Смысл этого мероприятия прост: за медобслуживание гражданина по полису ОМС из бюджета фонда медицинского страхования положены деньги. А больница РЖД, видимо, совсем перестала приносить доход учредителю, так что гарантированный финансовый поток из бюджета ей был очень нужен.

Потом эта история заглохла, но свои деньги в больнице РЖД все равно получили: теперь там по ОМС лечат пациентов тех больниц, которые переоборудованы под ковидарии. Нормальный такой поток – и денег, и пациентов. Хотелось бы только понимать, на каком основании эти деньги получает именно больница РЖД, а не какая-нибудь ивановская частная клиника. Думаю, местный медицинский бизнес был бы тоже не против участия в разделе этого пирога. Но наверняка всё решилось тихо и по законам ковидного времени – закупка у единственного поставщика, вот это всё.

И это только один пример того, как добрые, отзывчивые люди по мановению руки губернатора начинают приносить доход конкретной коммерческой структуре. Маленький ручеек бюджетных средств – а таких ручейков и даже потоков становится всё больше и больше. Один из долгоиграющих проектов Воскресенского, который он таки продавил в прошлом году, - это продажа «Ивгорэлектросети», ранее принадлежавшей городу Иваново. Покупателем стала федеральная компания «Россети», с руководством которого у Воскресенского давние и тесные связи. И вот что удивительно: как только решение о продаже «ИвГЭС» было принято, так сразу из областного бюджета на строительство линий уличного освещения в частном секторе областного центра было выделено 150 миллионов рублей. Плюс 80 миллионов из бюджета города. При этом надо понимать, что кроме расходов на строительство, город также будет нести расходы на содержание этих линий, а также на оплату электроэнергии (часть ее стоимости составляет тариф на транспортировку, который идет сетевой организации). Ну и в целом контракт на обслуживание сетей наружного освещения в областном центре – штука вкусная, недаром «Ивэнерго» еще пару лет назад пыталось его получить. Теперь получит без проблем, поскольку конкурентов у этого филиала «Россетей» в Иванове не осталось.

А вот еще один пример как новая нефть и новый газ из Ивановской области помогают крупной федеральной компании. Речь об АО «РЖД». Говоря о заслугах и достижениях губернатора, его пресс-служба и прикормленные блогеры постоянно поминают «Ласточку» и «Орланы», которые вроде как только губернаторскими стараниями «прилетели» в наш регион. Про «Ласточку» вопрос спорный, поскольку, как утверждают осведомленные люди, принципиальная договоренность с РЖД была достигнута еще при губернаторе Павле Конькове, а Воскресенский только ускорил реализацию этого проекта. А вот «Орланы» - пригородные типа электрички – это да, это дело Станислава Сергеевича. Впрочем, стоит помнить о том, что для РЖД это не благодеяние, поскольку железнодорожники получают очень нехилые субсидии из областного бюджета на компенсацию разницы между тарифами для граждан и экономически обоснованной стоимостью поездки на пригородном поезде. И чем чаще жители региона ездят на «Орланах» (не самом дешевом виде пригородных поездов), тем больше платит область РЖД. Для того, чтобы понимать порядок цифр: в 2019 году, еще до пандемии, областной бюджет заплатил РЖД компенсацию за пригородные перевозки в размере 117,8 млн рублей (по данным с сайта департамента финансов Ивановской области). В проблемном 2020-м, когда несколько месяцев люди сидели по домам, - 87,8 млн рублей. Ну а в 2021-м – уже 169,5 млн рублей. Если мне не изменяет память, количество рейсов «Орланов» в этом году было увеличено.
Внутрь.jpg
Фото: пресс-служба правительства Ивановской области
Пресловутая транспортная реформа, кстати, во многом, похоже, направлена не столько на наведение порядка в сфере общественного транспорта, сколько тоже на поддержку РЖД. В начале декабря на одном из совещаний с перевозчиками начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Вавринчук проговорился о сути этой реформы. По его словам, денег на компенсацию перевозчикам будет выделено крайне мало. Зато железнодорожный транспорт планируется активно задействовать даже при перемещении пассажиров по территории областного центра и его ближайших пригородов. Планируется построить семь (!) дополнительных остановок пригородных «Орланов» - в Подвязновском, на ул. Парижской Комуны, на Сортировке, в Пустошь-Боре, в Кохме и т.д. – и потоки пассажиров направлять именно на «Орланы». Под это, похоже, и затачивается новая транспортная схема. Безумное количество пересадок никого из разработчиков, видимо, не смущает, рост затрат бюджета на компенсацию межтарифной разницы – тоже. Главное – РЖД получит больше доходов в Ивановской области. Зря, что ли, федералы ремонтировали вокзалы в Иванове и Шуе для пиара губернатора?

Еще один нехитрый способ вывода денег из областного бюджета – это создание кучи всяких АНО – автономных некоммерческих организаций. Их фишка в том, что они нигде не обязаны публиковать отчетность о расходовании выделенных им средств. Отчитываться нужно разве что перед учредителем, а если в качестве таковых выступают департаменты правительства региона, то и спроса с АНО не будет никакого. Ну и об эффективности их «работы» никто никогда не заикнется. Главное – чтобы подрядчики были правильными.

Вы, например, в курсе, что у нас есть АНО «Центр гарантийной поддержки Ивановской области»? Или АНО «Региональный Фонд развития промышленности Ивановской области»? А они есть – живите теперь с этим.

Всего за последние годы в регионе создано штук семь таких контор по освоению бюджетных средств. И только на прямые субсидии им в 2021 году (если верить приложениям к областному закону о внесении изменений в бюджет Ивановской области от 13 декабря 2021 года) было выделено более 365 миллионов рублей. Куда всё это ушло – бог весть. Уверена, что это только вершина айсберга, просто никто не роется в околобюджетных документах.

Про очевидные вещи вроде «правильного» освоения федеральных бюджетных потоков на ремонт и строительство дорог или на формирование комфортной городской среды можно даже не упоминать – кинешемские скамейки за миллион еще долго будут символом этого освоения. Ну и история с «Водоканалом», подгребающим под себя водоснабжение и водоотведение вместе с платежами за эти услуги и субсидиями за них же плюс федеральные программы типа «Чистой воды» и «Оздоровления Волги» - тоже вполне себе наглядный пример.

В общем, здесь 100 миллионов, там 200 миллионов, там еще 150 – и если работа выстроена системно, то население и бюджет вполне могут обеспечить финансовый поток нужного объема в нужных направлениях. А вы говорите, что результатов работы губернатора нет. Есть, и еще какие. Просто не для нас.
24 апреля 2024
Все новости