Последние
новости
Общество

Еще один способ кинуть перевозчиков

От департамента дорожного хозяйства и транспорта
Автор: Анна Семенова
5 мин
01 февраля, 2021
Тут мне рассказали дивную историю, которая прекрасно характеризует подходы, практикуемые отдельными чиновниками в правительстве области. И заставляет осознать, что мы давно вернулись в те самые 90-е, которыми нас пугает телевизор. Вот только кидают теперь не представители криминальных структур, а чиновники.
Перевозчики-дети.JPG
Фото: Варвара Гертье 
Льготный проезд у нас организован не только для пенсионеров и инвалидов, но и для определенных категорий школьников – детей-сирот и детей из многодетных семей. Вернее, не льготный, а бесплатный. Система такая: перевозчики заключают договор с департаментом дорожного хозяйства и транспорта и берут на себя обязательства этот самый льготный проезд предоставлять, а правительство, в свою очередь, обязуется компенсировать расходы. А другой департамент – развития информационного общества – заключает договоры с оператором карт, по которым предоставляется льготный проезд (соцкарта и универсальная карта школьника) – с ООО «ИБТ».

Уполномоченная организация (ООО «ИБТ») через терминалы, находящиеся в каждом автобусе и троллейбусе, фиксирует количество льготных поездок, по итогам месяца предоставляет отчеты в департамент дорожного хозяйства, а департамент, исходя из этих отчетов, выплачивает деньги каждому конкретному перевозчику.

Не знаю, что там за игры начались в конце прошлого года, но факт таков: очередной такой договор с «ИБТ» закончился в конце 2020-го, а нового, по всей видимости, нет. То ли чиновники посчитали, что всё равно с 1 апреля соцкарты и карты школьника для проезда использоваться не будут и досрочно «прекратили их полномочия», то ли просто некогда мелочью такой заниматься, руки не доходят. А может, «ИБТ» решил вдруг за свои услуги заломить неподъемные цены, обидевшись на транспортников. Но ни о чем таком пока нет информации. Известно только, что ранее договоры с ООО «ИБТ» были на небольшие суммы, поэтому заключались напрямую, без торгов.

Перевозчики, разумеется, об этом не знали, и в конце января с удивлением обнаружили, что никаких компенсаций за детей-льготников за декабрь 2020-го им платить не собираются. В департаменте дорожного хозяйства так прямо и сказали: дескать, договора с «ИБТ» нет, отчетов от них мы не принимаем, поэтому идите, граждане, лесом и продолжайте дальше возить детей за свой счет.

Часть перевозчиков от такого подхода просто выпала в осадок – в основном, те, у кого суммы компенсаций за детей-льготников получаются солидные. По одним предприятиям компенсации за детей в декабре прошлого года получились 40-50 тысяч рублей, а по другим – 200 тысяч. С учетом того, что в прошлом году правительство области уже кинуло перевозчиков на миллионы рублей, не компенсировав перевозку по социальным картам в декабре 2019-го и январе 2020-го, потом грянули ковидные ограничения, и перевозчики работали в убыток из-за отсутствия пассажиров, получается очень веселая картинка.

Правда, есть и такая версия: сейчас «ИБТ» и правительство области находятся в конфликте, и незаключение договора на карты школьника – это рычаг давления на «ИБТ». Хотя не очень понятно, что тут можно выдавить? Особых доходов от договоров по школьникам у «ИБТ» не было, разве что гнев перевозчиков направить на айтишников, чтобы потрепать последним нервы…

В договорах с перевозчиками указано, что выплаты за бесплатный проезд школьников производятся в течение двух месяцев, следующих за отчетным, и формально у чиновников еще есть целый месяц на то, чтобы заплатить за «детский» проезд в декабре 2020 года.

Но понятно, почему перевозчики не верят в подобный исход: год назад, после банкротства «Кранбанка», господа Вавринчук и Марченко (начальник департамента дорожного хозяйства и его зам, курирующий транспорт) на всех совещаниях уверяли предпринимателей, что проезд по соцкартам будет компенсирован. Что вопрос решается на уровне губернатора и тот чуть ли не лично гарантирует компенсацию. А в результате более 30 миллионов так и не заплатили, и теперь делают вид, что так и надо, оснований для выплат нет. Так что велика вероятность, что и в случае с бесплатным проездом детей-сирот и детей из многодетных семей будет так же.

Более того: нет никаких гарантий, что в правительстве не решат оставить ситуацию в нынешнем виде до 1 апреля, когда планируется перевод всех льготников на оплату через банковскую карту «МИР». И повесят свои обязательства на перевозчиков. Прецедент-то с «Кранбанком» уже был. Ну а за 4 месяца (плюс растущая интенсивность перемещения школьников по городу в связи с отменой дистанционки в школах и учреждениях дополнительного образования) там набегут вполне ощутимые суммы даже по небольшим предприятиям.

Так что зря говорят про ужасные 90-е годы: бояться надо не их, а людей, которые, обладая властью, не стесняются откровенно кидать представителей бизнеса и знают, что им за это ничего не будет.
23 ноября 2024
Все новости