Похоже, пора вернуться к такой любимой нами теме общественного транспорта. Вернее, к так называемой транспортной реформе, которую проводит правительство Ивановской области (а конкретно – департамент дорожного хозяйства с благословления губернатора Станислава Воскресенского). Хотя бы потому, что даже по первым телодвижениям, предпринятым в этом направлении, уже есть куча вопросов. Ну а ответы на них, видимо, никто давать не собирается – в лучших традициях последних лет.
Главный вопрос: зачем в преддверии выборов в Госдуму, на фоне коронавирусных ограничений и столь же коронавирусного экономического спада и роста цен, кому-то пришло в голову устроить очередные социальные эксперименты на пенсионерах? Или при нынешнем недельном голосовании на пеньках даже лояльность пенсионеров никому не нужна?
Сразу хочу оговориться: мне не нравится та ситуация, которая есть в сфере общественного транспорта сегодня. Этим самым транспортом я нечасто, но пользуюсь, и знаю немало и про тесные маршрутки, в которых люди набиваются, как кильки в банку, и про водителей, регулярно нарушающих ПДД и попадающих в аварии, и много про что еще. И при этом я прекрасно помню 90-е годы, когда в автобус (государственный! Тогда еще было ПАТП-1) в час пик впихнуться можно было только с разбега, и если повезет. И в других областных центрах я бываю, видела, как там организована эта система и какие услуги люди получают.
Теперь напомню, что происходило на фронте общественного транспорта в последнее время. Сначала в конце 2019 года все муниципальные автобусные маршруты (номера которых меньше 100) перешли в ведение областного департамента дорожного хозяйства и транспорта. Потом была длинная, почти в год, пауза (видимо, ДДХиТ боролся с коронавирусом). В конце прошлого года департамент дорожного хозяйства объявил конкурс по отбору оператора для организации системы льготного или бесплатного проезда на автобусах и троллейбусах. Сам конкурс состоится в начале февраля.
Не буду вдаваться в технические подробности, скажу только, что «заточен» этот конкурс под изменение самой системы предоставления льготного проезда: сейчас для этого нужна социальная карта жителя Ивановской области или универсальная карта школьника, а через несколько месяцев все эти функции будут завязаны на банковскую карту «Мир».
Этот переход предусмотрен указом губернатора. Планируется, что уже с 1 апреля социальные карты превратятся в ненужный кусок пластика, а получить льготу на проезд в автобусах и троллейбусах можно будет только по карте «Мир».
Ну и что? – спросят те, кто не часто сталкивается с различными «карточными» вопросами. Цели изначально заявлялись благие. Например, уберечь граждан от возможности банкротства банка и потери денег на соцкарте – жители области столкнулись с этим в декабре 2019-го, когда ЦБ отозвал лицензию у «Кранбанка». Не надо бегать в кассы коммунальных платежей, чтобы пополнить карту – часть пенсионеров получают на нее пенсию. Не возникнет ситуация, когда на карте нет денег, и куча других бонусов.
Ну да, ну да, бонусы, возможно, будут. Вот только есть и другая сторона медали. Например, сейчас льготники пользуются соцкартами бесплатно, а за обслуживание банковской карты надо платить. При зарплатах в 100 тысяч рублей в месяц сложно понять, что 60 рублей за некое обслуживание карты – это немало. Две буханки хлеба почти.
Второй – более важный – вопрос: успеют ли все льготники, включая школьников, получить эти карты менее чем за 2 месяца. Напомню, оператора определят в начале февраля, а с 1 апреля соцкарты перестанут действовать. У нас порядка 150 тысяч (!) «живых», то есть активно используемых, соцкарт, плюс несколько сотен школьников-льготников (сироты, дети из многодетных семей и т.д.). И за два месяца все они вряд ли успеют оформить себе карты «МИР» и направить информацию об этом тому самому оператору или в школы. Особенно с учетом коронавирусных ограничений, удаленной работы части клерков и прочего. Если что – напоминаю, что лицам старше 65 лет, не переболевшим коронавирусом и без прививок у нас по-прежнему нельзя никуда ходить, в том числе в банк оформлять карту. Получается, департамент дорожного хозяйства побуждает граждан массово нарушать указ губернатора об ограничительных мерах? Так это общественно опасное деяние, похлеще митинга против Путина будет.
Третий вопрос: как прекрасные люди, придумавшие «МИРовую» схему, представляют себе обеспечение сохранности банковских карт и денег на этих картах при частом использовании их пожилыми людьми? В правительстве области рассказывали, что на эти же карты можно и пенсию получать, и всякие социальные выплаты – удобно, все денежки на одном счете. Оно, конечно, так, вот только что будет, если пенсионер потеряет карту? Далеко не все сообразят позвонить в банк и заблокировать счет. Можно, конечно, на одну карту получать пенсию, потом в мобильном приложении переводить деньги на другую, и ею уже расплачиваться в транспорте. Но многих ли вы знаете пенсионеров, которые ловко пользуются всеми этими сервисами?
А уж про то, как можно смошенничать и списать с карты бабушки больше, чем следует, мне тут знакомые программеры просто набросали несколько схем. Недобросовестных людей, у которых рука не дрогнет обворовать пенсионера, к сожалению, у нас немало.
Кроме прочего, есть и четвертый вопрос: за чей счет банкет? За транзакции с банковских карт перевозчикам придется платить больше, чем они платят сейчас за транзакции с соцкарт. И все эти копейки за месяц будут складываться в серьезную сумму. При постоянном росте стоимости топлива, запчастей и прочего очевидно, что плата за проезд неизбежно вырастет – и не на 2 рубля, как это случится уже в ближайшие недели на многих маршрутах, а выше.
В конце концов, счета соцкарт сейчас находятся в НКО «Расчетные решения» – дочерней структуре Сбера. Чисто теоретически можно представить ситуацию, когда у Сбера отзовут лицензию – но вероятность этого ничтожно, исчезающе мала. Так что пугать бабушек тем, что деньги на социальных картах опять могут заморозить, как минимум, некорректно.
Буду рада ошибиться, но, на мой взгляд, с 1 апреля в общественном транспорте благодаря «усилиям» департамента дорожного хозяйства и транспорта начнется натуральный бардак. Вернее, постоянные скандалы по поводу того, что сотням льготников придется ездить за полную стоимость. А виноватыми окажутся перевозчики – вот прям гарантирую. Люди у нас простые, разбираться во всяких конкурсах и технологиях не будут.
Общество
НеМИРный транспорт
Переход с соцкарт на «МИР» может привести к проблемам