Тема освещения на ивановских дорогах вызвала неожиданно широкий резонанс. Свою позицию относительно того, что происходит, а также по поводу планов и попыток гражданских активистов провести замеры освещенности высказал генеральный директор АО «Ивгорэлектросеть» Алексей Балушаев.
- Хотел бы высказать свое мнение по поводу дискуссии, которая возникла при обсуждении вопроса освещенности ивановских дорог на заседании комиссии по безопасности дорожного движения в городе Иваново. Во-первых, относительно замеров освещенности, которые Федерация автовладельцев России проводила в сентябре этого года. Видеозапись и я, и наши специалисты видели. И на этой записи видно, что замеры производились не в соответствии с надлежащей методикой. Человек несет прибор в руках, и с нескольких сторон на него падает тень. Так что я не считаю корректным строить разговор, основываясь на результатах подобных замеров. Именно из-за того что эти результаты вызывают сомнения, и возникли претензии к гражданским активистам, в том числе, к Илье Пигалкину.
Нормативные документы не зря четко прописывают процедуру проведения замеров. Потому что прибор для измерения освещенности продается, его может купить каждый. Но на основании чего эти замеры принимать в работу? Как мы можем быть уверены в том, что замеры выполнены без нарушений? Поэтому, если говорить о замерах, то требование относительно наличия у проводящих обследования организаций лицензии и аккредитации вполне логичны.
Во-вторых, хотел бы обратить внимание еще на одну тему, которую Илья Пигалкин поднимал на заседании комиссии по БДД. Это взаимодействие органов власти, обслуживающих организаций и общественности. По его мнению, власти должны использовать для обратной связи с населением такие интернет-сайты, где персонализация пользователя не является обязательной. К чему это может привести? Например, когда я полгода назад был назначен на должность генерального директора АО «Ивгорэлектросеть», мы зарегистрировали наш аккаунт в твиттере, чтобы иметь оперативную связь с потребителями параллельно с работой по заявкам, которые поступают от жителей по телефонам, а также от управления благоустройства г. Иваново.
Когда 3-4 октября по городу прошел ураганный ветер и объективно было очень много повреждений на сетях, мы естественно не могли все восстановить мгновенно – в городе только по уличному освещению 750 км линий, более 10 тысяч опор, помимо гораздо более значительных по объемам распределительных электрических сетей. Практически, не существует четких нормативов по восстановлению объектов пострадавших от чрезвычайных ситуаций т.к. это каждый раз объективно индивидуальные ситуации и различные объемы работ, и, тем более, нет нормативов по восстановлению непосредственно во время чрезвычайных ситуаций - например, ураганов. Так, например, один из пользователей твиттера (в период ликвидации последствии ЧС с ураганом) был крайне недоволен тем, что именно его заявку не выполнили немедленно, и практически сразу перешел на массовую ненормативную лексику в соцсетях. Нам пришлось изменить схему работы в соцсетях: теперь мы практически не вступаем в переписку с пользователями, просто учитываем информацию, поступающую от них, в нашей работе, передавая ее в дежурную службу для анализа и проверки.
И, наконец, хочу обратить внимание, что в итоге на заседании комиссии по БДД было принято решение о повышении освещенности зон пешеходных переходов. Перед нами поставили задачу изучить ситуацию с освещенностью 350 переходов, провести замеры (либо самим, либо нанять стороннюю организацию, имеющую лицензию). И если освещенность не соответствует нормативной, установить дополнительные светильники. Я согласен с тем, что эту работу надо проводить, потому что очень часто пешеходов, подходящих к переходу, действительно не видно.
- Эти работы будут проводиться на деньги вашего предприятия или на средства городского бюджета?
- Все, что связано с уличным освещением, - это имущество города, так что работы будут осуществляться на средства бюджета областного центра. Мы в данном случае являемся подрядчиками, обслуживающей организацией, которая выиграла конкурс на содержание и текущий ремонт сетей уличного освещения. Таким образом, мы работаем по заявкам от жителей и управления благоустройства, а не по нашему усмотрению. Мы можем что-то предложить, но сами работы проводятся только по согласованию с управлением благоустройства.
- В последние годы, когда вообще стал подниматься вопрос об освещенности улиц, в городской администрации предпочитали говорить, что у нас все нормально, а если у кого-то проблемы с видимостью на дорогах, то пусть снижает скорость. С вашей точки зрения, проблема недостаточной освещенности улиц все-таки существует или ее нет, она надуманна?
- У нас есть эта проблема. Более того, на некоторых улицах вообще нет освещения. Но эти проблемы, как и проблемы во многих других сферах городской жизни, копились годами, и все их невозможно решить в короткий срок за год, два, три. В первую очередь, потому что бюджет города не резиновый.
- 350 переходов, 700 светильников. Если финансирование со стороны города будет сохраняться в нынешнем объеме, насколько эта работа может растянуться по времени? Или за лето вы все сделаете?
- Теоретически мы должны завершить эту работу к осени 2016 года - если не будет снижения финансирования, если исходить из тех параметров бюджета, которые известны на сегодня.
- И все-таки будет сторонняя организация привлекаться для проведения замеров освещенности, или «Ивгорэлектросеть» сама их проведет?
- Вот смотрите: в принципе, мы все это можем сделать сами, прибор у нас есть, аккредитация, лицензия, лаборатория тоже есть. Но я считаю, что если организация, которая занимается обслуживанием сетей уличного освещения, сама же будет и замеры проводить, это будет как-то неправильно. Сами работаем, и сами себя проверяем. Это нелогично. В городе есть другие организации, которые имеют право заниматься этой работой. Возможно, ФАР также предложит варианты подобных организаций. Только все должно делаться в соответствии с законом – по итогам конкурса, в рамках договора.
- То есть информация о том, что в январе будет проводиться обследование, не соответствует действительности?
- Нет, соответствует, но я сказал, что мы планируем это сделать, организовать данную работу. Мы хотим и с сотрудниками ГИБДД сотрудничать, и с ФАРом, если есть необходимость. Но я считаю некорректным, когда люди что-то услышали, вырвали из контекста и начинают из этого раскручивать нечто страшное. Если вас интересует какая-то проблема – спрашивайте у специалистов. По дорогам – у дорожников, по освещенности – у тех, кто этим занимается. А почитать ГОСТы и сделать какие-то громкие выводы по вырванным из контекста данным – нелогично, больше похоже на пиар - саморекламу. Мы все не можем быть грамотными специалистами сразу во всех направлениях. Я, например, по вопросам отопления никому ничего не буду советовать, потому что я в этом не разбираюсь. А когда начинают в СМИ подавать некорректную информацию, это неправильно. Потому что в любом вопросе есть много нюансов, неочевидных для тех, кто этим не занимается профессионально. Например, мы с Ильей Пигалкиным проговаривали вопрос о возможности установки дополнительных светильников над широкими улицами. Он предлагал навесить их над проезжей частью. Но если это делать, то нужно укреплять их на железных балках, а не на проводах, как он предлагает. Потому что провод при сильном ветре может не выдержать тяжести светильника. А если он упадет на машину или, не дай бог, на пешехода? Есть другие варианты, например, направить два светильника, как это сделано на Лежневской, на дорогу в два яруса. Мы сейчас занимаемся этим вопросом.
Что касается того, что организация для проведения замеров уже найдена, могу сказать, что никакого договора на выполнение измерений освещенности на сегодняшний день нет. И проводиться эти измерения будут не так, как представляют себе активисты. Никто не будет измерять освещенность под всеми 17 тысячами светильников, в 15 точках под каждым. Как правило, выбирается определенное количество объектов улично-дорожной сети, на площади каждого из которых делаются замеры в 15 и более контрольных точках.
- Есть мнение, что те ГОСТы по освещенности улиц, которые сейчас действуют, впервые были утверждены еще во времена Советского Союза и не соответствуют нынешним реалиям. Сейчас гораздо более мощные фары у машин, и это снижает видимость на дорогах. То есть свет от фонарей более тусклый, чем фары, бьющие в лицо. И бороться с этим можно только увеличением яркости освещения. Это правда или нет?
- Имеется в этом определенная доля правды и, в т.ч., стандарты понемногу, но, все-таки, актуализируются. Однако есть и еще причины, почему сейчас в ряде мест наблюдаются проблемы с видимостью на дорогах: например, у нас снег должен выпасть в октябре, а снег отражает свет и от фар, и от светильников. Как только ляжет снег, света будет больше. Сейчас, иногда, сверху не доходит освещение, а снизу фары встречного потока слепят водителей. (Интервью проводилось в пятницу, 25 декабря, когда снега в Иванове еще не было. – прим.ред.)
Что касается нормативов и ГОСТов, то надо понимать, что они относительные. Например, есть нормативы по расходу топлива, но на практике мы вряд ли когда-нибудь получим такой результат. Вместо 6 литров на 100 км обычно получается 9, потому что есть дополнительные факторы. И с освещенностью то же самое. Нормативы предполагают определенные идеальные условия: например, ясный летний день, сумерки…
- А почему именно летний? А не вот такая погода – ранние сумерки, отсутствие снега, дождь - которая является самой сложной для водителей и для пешеходов?
- Я сейчас не готов полностью ответить на этот вопрос. Однако, могу сказать, что если на пешеходных переходах освещенность будет в 1,5 раза превышать норматив, тогда можно быть практически на 100 процентов уверенным, что в любое время года в различных погодных условиях там должно быть все нормально - с точки зрения наружного освещения. При этом, нельзя сбрасывать со счетов множество прочих дополнительных, но не менее важных факторов, как например: необходимость внимания и соблюдения ПДД со стороны пешеходов и владельцев транспортных средств, а также обеспечения должного технического состояния автотранспортных средств как объектов повышенной опасности.
1000inf.ru