Последние
новости
Власть

Муниципальная реформа по-ивановски: ФАПы на месте, местных депутатов не будет

Подробно о том, что задумали в администрации Ивановского района
Автор: Анна Семенова
12 мин
10 февраля, 2025
На прошлой неделе редакции различных СМИ и телеграм-каналов получили сообщения от анонимов, в которых говорилось о страшных перспективах, которые ждут Ивановский район после того, как районная администрация ликвидирует сельские поселения. «По слухам, хотят расформировать сельские администрации и ликвидировать ФАПы, всё перенесут в Ново-Талицы. И старики, и дети вынуждены будут ездить со всего района в Ново-Талицы, потому что там будет и поликлиника, и администрация. Врачей теперь не дождемся», – примерно так рисовали анонимные авторы перспективы жителей района.

Еще одно направление мысли заключалось в том, что ликвидация сельских поселений – это первый шаг к присоединению части земель Ивановского района к городу Иваново, а под этим предлогом – к лишению жителей района так называемых сельских льгот, в частности, на тарифы на электроэнергию.

На этой неделе во всех поселениях Ивановского района пройдут публичные слушания по вопросу преобразований, перед ними администрация района проводит встречи с жителями. В пятницу, 7 февраля, такая встреча состоялась в администрации Коляновского сельского поселения.

Надо отметить, что жители, несмотря на бурные обсуждения в соцсетях, не проявили особого интереса к этой встрече: больше половины присутствовавших составляли чиновники сельской администрации и депутаты сельского совета. Впрочем, немногочисленные жители задали главе района Сергею Низову немало вполне конкретных вопросов. Резюме под встречей подвела одна из участниц: «Нам часто говорят одно, а потом все по-другому получается».

Так что, собственно, планируется и почему? Вот что сказал Сергей Низов в своем выступлении:

«В настоящее время в Ивановском муниципальном районе обсуждается вопрос о преобразовании 12 муниципальных образований – 11 сельских поселений и 1 муниципального района – в единое муниципальное образование под названием муниципальный округ. Подобная реформа уже прошла и проходит в 50 регионах страны. Федеральный закон, который обязывает нас это сделать, еще не принят, он рассматривается во втором чтении. Но мы понимаем, что он будет принят в ближайшее время. Мы обсуждали этот вопрос в правительстве Ивановской области и предложили, что 4 муниципалитета пойдут чуть впереди, чтобы наработать практику. Это Палехский, Верхнеландеховский, Вичугский и Ивановский районы. Три маленьких и один большой.

Суть реформы в том, что не будет сельских поселений, не будет муниципального района, будет единый муниципальный округ с единым бюджетом и едиными полномочиями.

Почему мы приняли решение идти по пути муниципальной реформы? Две основные причины. Первое – мы фактически к этому уже пришли. В федеральном законе 45 полномочий, которые отдаются на уровень муниципальной власти. Из этих 45 у сельского поселения на данный момент осталось 8. Из них три – за счет средств муниципального района, и только пять за счет собственных средств. Основные полномочия – это благоустройство, пожарная безопасность, выдача справок и некоторые другие.

Фактически администрации сельских поселений у нас давно превратились в управление по благоустройству той или иной территории. И мы хотим привести это в порядок, чтобы не путать людей, и чтобы бюджет был единым.

На сегодняшний день консолидированный бюджет у нас около 2 млрд рублей. Из них 1,5 млрд – это бюджет района, остальное – это бюджеты сельских поселений. Фактически они содержат сами себя, им остается совсем немного на то, чтобы скосить траву, убрать мусор на помойках. Все остальное они просят в районе.

В Коляновском сельском поселении из 16 млн собственных доходов 12 млн уходит на содержание администрации – содержание здания, зарплаты и т.д. То есть денег на благоустройство практически не остается. А если еще есть судебные решения или представления прокуратуры, то мы вынуждены помогать, придумывать различные способы, как передать деньги поселению. Реформа позволит уйти от этого.

После реформы администрация сельского поселения останется где и была, только она будет называться не администрацией, а территориальный управлением, с юридическим лицом и теми же самыми полномочиями, которые есть сейчас. Администрация района не в силах заниматься расчисткой дорог, кошением травы – это все, как и сейчас, будет делать территориальное управление. Весь коллектив сохраняется, сокращений не будет, у нас и так людей не хватает.

Не будет сельских депутатов. Будут выборы в совет района, от территории будет где-то по три человека. Это вторая причина, по которой мы пошли на муниципальную реформу сейчас.

В сентябре по всей Ивановской области будет проходить выборы в органы местного самоуправления. Мы изучали опыт муниципалитетов в других регионах, например, Ярославского района. У них получилось так: они в сентябре прошлого года провели выборы в сельские советы, а в апреле сельские советы будут распущены и пройдут выборы в районный совет. То есть за полгода проведут выборы два раза. Мы экономим средства, если переходим на муниципальный округ уже сейчас, и муниципальные выборы, которые будут проходить уже в сентябре, будут осуществляться за счет областного бюджета. В этом случае у нас экономия по муниципальному району составит более 12 млн рублей. Если этого не произойдет, сельское поселение само должно организовать выборы. Коляновскому поселению это обойдется чуть больше миллиона рублей. А поскольку федеральный закон все равно рано или поздно будет принят, выборы все равно придется проводить в муниципальный округ.

Писали, что администрация переедет в Ново-Талицы, это не так. У нас и сейчас администрация района зарегистрирована в Ново-Талицах, чтобы мы налоги платили в свой бюджет, а не в бюджет города Иваново.

Для жителей ничего фактически не изменится, просто на здании администрации поселения будет другая вывеска.

Сельские льготы – это «пуля», которая пускается в ряде соцсетей. Мы будем не городским округом, а муниципальным. Деревни остаются деревнями, их статус не меняется, льготы по тарифам сохранятся.

Что касается присоединения земель к городу, то могу сказать, что этого не планируется. У губернатора позиция – не укрупнять муниципальные образования.

Про ликвидацию ФАПов – это недостоверная информация. Это полномочия региона, к вопросам здравоохранения муниципалитет не имеет отношения».

Также Сергей Низов ответил на вопросы «Слухов и фактов».
внутрь.jpg
Фото: Анна Семенова
- Федеральный закон о ликвидации низового уровня местного самоуправления пока не принят. Действующее областное законодательство позволяет принимать такие решения, или вы рассчитываете, что пока будет идти процедура, в Госдуме его примут?
- На данный момент 131-ФЗ и областное законодательство позволяет принять решение и укрупнить муниципальное образование, для этого не требуется ждать принятия федерального закона. Я проводил консультации с депутатами районного и сельских советов, их согласие зафиксировано в решениях о намерениях по проведению преобразований. Решение районного совета было принято в декабре, советы сельских поселений рассматривали этот вопрос в январе.

- А дальше что будет? Как будет проходить сама процедура?
- Сейчас мы проводим встречи с жителями в разных поселениях, на которых стараемся разъяснить, что это за реформа и зачем она нужна. На следующей неделе во всех поселениях пройдут публичные слушания.

- Будут ли на что-то влиять решения, которые примут на этих публичных слушаниях?
- Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

- А как будет учитываться позиция жителей разных поселений? Ведь где-то люди могут высказаться против.
- Будет учитываться позиция большинства участников публичных слушаний. Они будут проходить во всех 11 сельских поселениях. В каком-то поселении будет больше против, в каком-то больше за. И будет учитываться в целом.

- То есть по голосам или по поселениям?
- По голосам. Но при этом это без бюллетеней, люди будут высказываться за или против. И нужно обосновать, почему против. Голосование будет проходит в конце слушаний.

- В соцсетях появляется информация об ухудшениях в социальной инфраструктуре.
- Думаю, что у тех, кто рассылает эту информацию в паблики, есть определенная цель. Ивановский район привлекателен в период избирательной кампании. С сельскими поселениями у нас 136 мандатов, так что на выборах у нас всегда было очень весело, большое количество кандидатов, в том числе независимых. Сейчас усложняется процесс выборов, после реформы, чтобы победить на выборах, надо набрать не 100 голосов, как раньше, а около тысячи.
Мы видим ситуацию, что она разгоняется в негативном плане, видим, что распространяются недостоверные сведения. Плюс идет провоцирование на какие-то сходы, неофициальные собрания – это мы тоже видим. Значит, это кому-то надо.

- Что будет после публичных слушаний?
- Протокол предоставляется совету сельского поселения, и совету Ивановского муниципального района. Депутаты, исходя из того, что было на публичных слушаниях, принимают решение о готовности к преобразованию или нет. Сначала сельские поселения, потом район. В конце февраля ориентировочно эти решения будут приняты. Затем они направляются в Ивановскую областную думу.
Надеюсь, что в конце марта этот вопрос будет рассмотрен. Мы начали эту процедуру сейчас, чтобы успеть до муниципальных выборов в сентябре, не тратить лишние бюджетные деньги на выборы в поселениях, которые будут расформированы.

- У вас не опасений, что депутаты будут менее доступны для населения?
- Нет. Мы эту ситуацию просчитываем. И понимаем, что у территориальных управлений будут общественные советы. И фактически они будут из тех же людей, кто сейчас депутаты сельского совета.
Ведь кто становится депутатами сельского совета? Это председатели ТОСов, уважаемые учителя, директор школы, заведующий ФАПа, и старосты деревень.

- То есть больше желающих депутатствовать нет?
- Почти нет, а эти люди и так в центре событий. О сельских старостах закон уже принят, соответственно, нам нужно просто подумать о стимулировании развития института сельских старост, чтобы мы им компенсировали расходы на их общественную деятельность. Председатели ТОСов продолжают работать. ТОСы у нас организуются новые, это стимулирует программа местных инициатив. Председатель ТОСа тоже в курсе всего, что происходит у него на территории, фактически депутат. Директор школы знает все беды и несчастья, руководитель ФАПа то же самое. Они все здесь.

- То есть обратная связь с населением переключается с депутатов на каких-то людей, которые как были на земле, так и остаются?
- Те, кто был в статусе депутата, просто будут не депутатами, а членами Общественного совета при территориальном управлении.

- И они не будут принимать бюджет?
- Да.

- Нет ли опасений, что более крупные и более богатые поселения, например, Коляновское, будут против, потому что деньги их бюджета уйдут в районный бюджет и будут размазаны в среднем по всему району, в том числе, на те поселения, где меньше жителей. То есть у них отберут и отдадут другим.
- На бытовом уровне эта ситуация присутствует, на самом деле это совершенно не так. Все-таки основные вопросы решает муниципальный район. 45 полномочий у муниципального уровня власти, из них только 8 – в поселениях, остальные решает район. За что люди переживают? Окос травы, благоустройство пожарных прудов и все. Даже содержание, в том числе расчистка дорог, происходит за счет средств района, которые мы просто передаем сельскому поселению по соглашению. После реорганизации никаких соглашений не будет, будет прямая передача средств.

- Вы говорили, что будет на чем-то экономия. Но если вы сохраняете штат сельской администрации и просто переводите его в штат территориального управления админисмтрации, то где экономия? На депутатах?
- Существенной экономии мы от муниципальной реформы не получаем. Мы получаем единообразие и более эффективное управление. Не будет путаницы в полномочиях и постоянного изобретения способов, как дать поселению денег на благоустройство.

- Как вы оцениваете вероятность успешного прохождения этой реформы?
- Я думаю, что большинство населения ее поддержит. Конечно, есть категория людей, которые всегда против. И это нормально. В Ивановском районе людей, которые всегда против, больше, чем в других муниципалитетах, потому что у нас активные жители. Но в целом, думаю, что жители поддержат нас. Потому что депутаты на местах общаются. Те вопросы, которые возникают у жителей, в основном от непонимания. Поэтому мы проводим встречи, все публичим.
14 марта 2025
Все новости