Город Плёс в Ивановской области – особенное место. Именно туда, а не в Иваново, приплывает патриарх и там строит дачу премьер-министр. Там в ресторанах подают блюда высокой кухни, а в камерных залах поют оперные звезды первой величины. Там регулярно случаются громкие скандалы с землёй и недвижимостью. А с приходом в плёсскую власть зятя Игоря Сечина Тимербулата Каримова у города появилась ещё одна изюминка – муниципальную власть там настиг паралич, и она живёт отнюдь не по законам Российской Федерации. В этом уверен плёсский предприниматель Алексей Шевцов, который поделился с нами своим видением ситуации.
- Мне рассказали на днях дивную историю, как ваш брат Сергей хотел выступить 11 октября на форуме «Открытый диалог власти с бизнесом», а ему не дали этого сделать. Сначала замгубернатора Юлия Васильева сказала что-то типа «ваш бизнес тут не по формату», а потом представитель прокуратуры заявил Сергею: «Что вы здесь вообще делаете? Вас не должно здесь быть». Почему так произошло?
- Это удивительная история. Сергей хотел задать областной прокуратуре простой вопрос: «Почему в Плесе семь лет нет главы поселения?». Есть федеральный закон «О местном самоуправлении», который соблюдается всей Россией, но власть Плесского городского поселения почему-то устроена по-другому, по-особенному. Когда в других городах приходит время выборов депутатов и смены исполнительной власти, «старый» глава уходит и объявляется конкурс на замещение должности – это очевидная процедура. А мы с братом уже два года пишем в прокуратуру и другие инстанции и задаем вопрос – почему в Плесе после ноября 2017 года (тогда ушла последняя глава, Ольга Орлова, назначенная на должность в полном соответствии с законом. – ред.) конкурс на замещение должности главы больше не объявляли, а Плёсом руководят так называемые врипы, которые постоянно сменяют друг друга. Семь лет назад тема конкурса на замещение должности главы просто исчезла из повестки дня местных депутатов. Я думал, что мы, возможно, невнимательно читаем документы и где-то есть какой-то параграф, регламентирующий отсутствие полноценного главы в нашем муниципальном образовании. И что нам это объяснят знающие люди. Допустим, Плёс является каким-то особенным поселением с каким-то особенным статусом и всё происходит в соответствии с законами РФ. Есть же закрытые города и разные другие особенные образования, жизнь которых регулируются отдельными ФЗ – может, Плёс в их числе?
Но нам на протяжении двух лет присылают отписки. Все письма «наверх» спускаются в районную прокуратуру, откуда поступает однообразный ответ – в связи с досрочным уходом главы решением совета назначен врип, а на период пребывания врипа конкурс на замещение должности не предусмотрен. Всё нормально, до свидания. Мы же в ответ просим прочитать следующий пункт того же закона, где написано, что вся процедура назначения нового главы должна уложиться в шесть месяцев со дня ухода в отставку предыдущего – того, что ушёл семь лет назад.
- И что вам отвечают?
- Отвечают – как будто это бот пишет, а не живой сотрудник – что «в связи с уходом прежнего главы досрочно…» и дальше опять то же самое.
- Это называется «сказка про белого бычка».
- Да. Я-то хотел услышать: гражданин, не беспокойтесь, всё происходит согласно такому-то подпункту такого-то пункта такого вот закона, из-за того, что город Плёс является исключением из многих тысяч остальных городских поселений… Но прокуратура, как говорят англичане, поворачивает слепой глаз к этой теме и в упор не видит Плёса. А из администрации Плёса и из местного совета нам отвечают вальяжно и с достоинством: всё нормально, не торопите нас, мы смотрим документы и изучаем регламенты.
Мы в России всегда надеемся, что высокие начальники просто не в курсе того, что их нижестоящие коллеги готовят неправильные решения. И что когда главные начальники на областном уровне и выше подписывают что-то, у них, видимо, нет времени вчитываться и вдумываться в то, что происходит в административной единице низшего порядка – Плёсском городском поселении. Хотя, может быть, это и правда.
Местные администраторы осознанно не отвечают нам: «Ой, мы не досмотрели, у нас наводнение было, баржа перекрыла Волгу и поэтому в шесть месяцев мы не уложились». Так ведь бывает иногда в отдалённых сельских поселениях, где совет не собирается из-за того, что кто-то заболел или умер, или мосты разрушены и в деревню не доехать. Нет, сонм юристов городской администрации и местного совета отвечают нам длинно и красиво, что они находятся в каких-то процессах и по неизвестным причинам имеют право читать документы и сохранять эту ситуацию бесконечно долго – столько, сколько захотят. Мой брат в итоге подал иск в районный суд о бездействии плёсского совета, и на днях будет рассматриваться апелляция.
- То есть вы проиграли первую инстанцию?
- Да. Перед судебным заседанием мы получили возражение на иск Сергея от плёсской власти, и оно тоже потрясающее. В двух словах: мы делаем что хотим, а гражданин не вправе задавать нам вопросы, поскольку он не прокурор и, значит, ненадлежащий истец. А раз так, то мы продолжим действовать так, как хотим, потому что прокуроры нас ни о чём не спрашивают.
А районный суд моему брату ответил лаконично – вы не вправе задавать этот вопрос, потому что вы обычный гражданин. Тут же речь идет не о личном вопросе, а об интересе неопределённого круга лиц, под которыми подразумеваются жители Плёсского городского поселения, значит и реагировать должна прокуратура, а не гражданин.
- Я слышал версию, что ситуация с безвластием в Плесе сохраняется для того, чтобы не принимать ПЗЗ и градостроительный план, и чтобы глава плёсского совета Тимербулат Каримов мог спокойно делать всё, что ему хочется, в отношении собственности и земли.
- Меня сейчас меньше всего интересуют персоналии и конкретные последствия этой ситуации. Я предлагаю разобраться без ожесточенных боёв на глазах у почтеннейшей публики – почему не самый отдаленный от Москвы городок выведен из правового поля? Ведь Плёс сегодня – это история про победившего Хлестакова, и мы с Сергеем за два года увидели, что нет никаких документов, которые узаконивали бы эту ситуацию. Есть, например, особая территория «Сириус» в Сочи, которая управляется особенным образом и в отношении которой Госдума приняла закон, а президент его подписал. И там есть шлагбаумы, кстати, в тех документах.
- Да, шлагбаум – это чудная история. Давно-давно на въезде в Плес по указке Каримова появился шлагбаум, который перестал пропускать в городок неместных. Потом по распоряжению приволжского прокурора Вячеслава Машукова этот шлагбаум снесла полиция. Потом шлагбаум встал на место, а у Машукова начались проблемы в прокуратуре, которую он вскоре покинул.
- Шлагбаум на въезде в Плёс, если почитать документы, устанавливается каждый год по разным причинам: ковид, ремонт дорожной сети...
- Но это же не делает его законным?
- …и он существует уже несколько лет. А кроме шлагбаума, еще есть бетонные блоки, которые перекрывают все въезды и выезды из Плёса. Но на них, как и на шлагбаум надета специальная шапка-невидимка, которая защищает их от глаз любых проверяющих и надзорных органов.
- Да, после Машукова ни один прокурор почему-то ничего не видит.
- Это такая мистическая плёсская особенность.
- Вы не задавали этот вопрос прокуратуре?
- Нет, мы настойчиво задаем главный вопрос, от которого идет всё остальное, – почему в Плёсе муниципальная власть устроена особенным образом? И когда мы видим, что она устроена по неписаным законам, то понимаем, что устроена она не в интересах государства. У государства есть единственный способ что-то делать в своих интересах – жить по писаным законам, указам, уставам… А если нынешняя плёсская ситуация нигде не прописана, то мы приходим к выводу, что здесь есть частный интерес. А сама ситуация год от года становится всё тяжелее и сложнее. Потом, когда-нибудь, как обычно у нас в России бывает, все будут удивляться – а как это вообще могло происходить? Я писал в прокуратуру, просил не доводить до такой ситуации, как в станице Кущёвской, потому что такие истории обязательно заканчиваются чем-то ужасным. Надеюсь, соответствующие инстанции всё-таки опомнятся.
- В невидимости Плеса есть еще одна интересная сторона. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский уже несколько лет продвигает идею развития малых городов, используя чей угодно опыт. Но опыта Плёса, который известен всему миру, Станислав Сергеевич в упор не видит. Почему?
- Способность не видеть Плёс присуща многим инстанциям, не только губернатору. Есть такой подход – этот колхоз и так хорошо себя чувствует, поможем отстающему.
- Секундочку, речь идет не о помощи, а о тиражировании уникального опыта.
- Но это первое, что приходит на ум сторонним наблюдателям, – мысль о традиционной социалистической уравниловке, о размазывании внимания на всех. На самом деле, говоря о развитии малых городов и туризма, надо очень внимательно подходить к опыту лидеров, а Плёс продвинулся на этом пути дальше, чем остальные города. Когда-то запущенный бедный малый городок становится коммерчески интересным, цены на все его составляющие выходят на вполне интересный уровень – изучайте, тиражируйте. Но мы видим, что Плёс столкнулся с тем, что инструменты законного регулирования жизни города пасуют перед чьими-то личными интересами, в городе не развита система власти.
Будь я помоложе, кейс Плёса был бы темой моей докторской диссертации. Ну представьте себе – маленький городской совет состоит из двенадцати депутатов, из которых одиннадцать обычные горожане, а двенадцатый – миллиардер с вооруженной охраной. Само по себе это приводит к определенной деформации работы местного органа самоуправления. А ведь формально над Плёсом есть районная власть, областная.
- Это называется вертикалью власти.
- Да. Будь он хоть миллионер, хоть миллиардер, есть вся эта вертикаль, в которой должно происходить законное принятие решений. А что мы видим в Плёсе? Город где-то более развит, чем остальные малые города, но вертикаль власти в нём отключилась, и эта деформация ведет местную власть вразнос. В Плёсе появились властные конструкции, не предусмотренные законом. Да, в решении районного суда написано: само по себе нарушение сроков проведения конкурса не нарушает ничьих прав. Но когда вместо шести месяцев семь лет – это уже не нарушение сроков проведения конкурса. Тут надо говорить об отмене института главы, которого не избирали уже почти два избирательных цикла. С момента, когда прошли последние выборы совета в 2020 году, депутаты ни разу не подняли этот ключевой вопрос, а «старый» врип спокойно продолжил работу, хотя по закону должен был сложить полномочия. Нынешняя плёсская власть даже формально не соблюдает хоть каких-то приличий, не обращает внимания на то, что существуют законы РФ.
Я думаю, эта тема ещё найдет своих исследователей. Знаю одного профессора из Хабаровска, который изучает вакуум власти на окраинах страны. Ходит в походы вдоль таежных рек и исследует территории, где государство не может содержать свои структуру и институты, и где де-факто власть принадлежит местным жителям: они кооперируются, как-то отправляют властные полномочия, сами регулируют свою жизнь. Очень интересная тема, но никто никогда не думал, что такая зона вакуума государственной власти может существовать прямо в периметре Золотого кольца, в 380 километрах от столицы. А этот жуткий вакуум присутствует в Плёсе, историческом поселении федерального значения при хороших дорогах и интернете.
Мне жалко местных жителей, которые в маленьком городке привыкли жить тихо и не скандально. Они совершенно не расположены к конфликтному существованию, верят высшим инстанциям. Но когда государство самоустраняется – это ужасная и деморализующая история. Плесяне идут в администрацию, а та создана и живёт по неизвестным принципам, не описанным в российских законах.
Интервью
Алексей Шевцов: «Плёс сегодня – это история про победившего Хлестакова»
Почему в городке на Волге не работает закон о местном самоуправлении