Последние
новости
Бизнес

Красные «ЛИАЗы» в Иванове ездят не все, но хотя бы не горят

Пока
Автор: Анна Семенова
6 мин
19 августа, 2024
Давненько пресс-служба правительства не радовала ивановцев вестями про то, как работают новые «ЛиАЗы» большой вместимости на маршрутах областного центра. В начале августа ведь аккурат три месяца было, как они бороздят ивановские просторы, можно было занимательную статистику привести (сколько километров наездили, сколько пассажиров перевезли), комментариев всяких набрать у пассажиров и водителей.

Но нет, в эфире по этому поводу тишина.

А знаете почему? А потому что по поводу этих автобусов разгорается серьезный конфликт между департаментом дорожного хозяйства и транспорта и перевозчиками. Последние уже называют сами себя всякими нехорошими словами за то, что повелись на обещания властей и вообще ввязались в эту историю с арендой автобусов большой вместимости. И даже пытаются каким-то образом расторгнуть договоры аренды и вернуть красные автобусы правительству – пусть на них ездит кто хочет, хоть губернатор, хоть директор департамента дорожного хозяйства Дмитрий Вавринчук.

Напомню, что в прошлом году Ивановской области выделили казначейский кредит – 400 млн рублей – на закупку автобусов большой вместимости. В регион эти автобусы поступили в феврале этого года. Поскольку государственных автотранспортных предприятий у регионального правительства нет, власти решили сдавать новые «ЛиАЗы» в аренду частным перевозчикам, работающим на маршрутах города Иваново. Арендаторы определялись на торгах, и арендную плату правительство назначило немаленькую – 148 тысяч рублей в месяц за автобус на метане (единственный дизельный автобус обходится дешевле, около 112 тысяч рублей в месяц, зато у него расходы на топливо больше). В договорах аренды (сроком 1 год, затем предполагается их пролонгация) также было прописано много всяких обязательств арендаторов: например, согласование ремонта, страхование каско и прочее. При этом право арендатора досрочно расторгнуть договор отсутствует в принципе, а арендодатель, то есть департамент дорожного хозяйства, может это сделать при неуплате или просрочке арендатором платежей в течение двух месяцев, а вносить плату надо не позднее 20 числа расчетного месяца.

Первые 17 автобусов вышли на улицы областного центра 8 мая. Еще 7 автобусов – только в начале июня, потому что в апреле торги по ним не состоялись из-за ошибок в документах, допущенных перевозчиками.

Так вот, один из этих 24 автобусов из-за поломок вообще ни разу не выезжал на маршрут. А представители компании «ЯрКамп», осуществляющей гарантийный ремонт, не могут определить, в чем заключается неисправность. Как так – не спрашивайте, все вопросы в «ЯрКамп».

В течение следующих трех месяцев из строя вышли еще 4 автобуса – и там не лампочки перегорели и не кондиционеры сломались: машины не на ходу. И специалисты «ЯрКампа» тоже не смогли определить причину и отремонтировать эти «ЛиАЗы».

Уже в конце июня перевозчики сообразили, что договоры аренды составлены таким образом, что даже в том случае если автобус не работает на линии не по вине арендатора, платить за него 148 тысяч в месяц все равно придется. И начали требовать от департамента дорожного хозяйства заключить допсоглашения, в которых было бы прописано, что в таких случаях арендная плата снижается пропорционально количеству дней, когда машина не выходила на линию.

Началась долгая переписка (имеется в редакции), и в конце июля перевозчики, имевшие несчастье взять в аренду неисправные автобусы, получили письма за подписью заместителя директора департамента дорожного хозяйства Дениса Марченко, в которых говорится, что «перерасчет арендной платы в связи с простоем транспортного средства по причине технической неисправности» договорами аренды не предусмотрен.

То есть вас уговорили взять в аренду задорого автобусы, они по вине производителя оказались неисправными, и вы на них работать не можете. Ну и что, все равно платите нам за них. Нам надо казначейский кредит за этот хлам отдавать.

Надо сказать, что перевозчики тоже не идиоты – иначе они на этом рынке не работали бы десятилетиями. Некоторые из них решили просто не платить за автобусы, неделями ожидающими ремонта (а представители «ЯрКампа», к слову, не торопятся обслуживать автобусы в Иванове). В распоряжении редакции есть сводная таблица, которая фиксирует поступление арендных платежей за автобусы по состоянию на начало августа. И долги есть у 5 из 8 перевозчиков, заключивших договоры аренды.

Судя по всему, таким образом предприниматели решили избавиться от приносящих убытки «ЛиАЗов». Однако, по нашей информации, до сих пор ни с одним из них договоры аренды не расторгли. Хотя пункт 6.2. договора вроде как обязывает арендодателя это сделать. Но там очень хитрая формулировка – «договор аренды подлежит досрочному расторжению по требованию арендодателя». А арендодатель вроде как пока не требует…

В этой таблице есть еще один забавный момент: перевозчикам, заключившим договоры аренды в конце мая, арендную плату почему-то начислили за май в полном объеме, как будто они получили автобусы в начале месяца. Будем надеяться, что это просто техническая ошибка каких-нибудь клерков.

В общем, пока эта игра кто кого переупрямит продолжается. Департамент на публике делает вид, что ничего не происходит, перевозчики (вернее, часть из них) не платят за неисправные автобусы, «ЯрКамп» автобусы не ремонтирует (вернее, специалисты оттуда говорят, что не понимают, в чем проблемы и как устранить неисправности).

Интересно, перечисляет ли областной бюджет деньги на закрытие казначейского кредита в 400 млн рублей?

И еще интересно, что будет зимой, поскольку в обслуживающей организации перевозчиков предупреждали, что эти «ЛиАЗЫ» морозов не любят, а в -20 градусов их лучше вообще не глушить, иначе они с утра не заведутся.

От всех этих историй вокруг новых автобусов возникает ощущение какого-то вселенского бардака и откровенного непрофессионализма со стороны чиновников. Ну или страстного желания прикрыть любой ценой свой факап на 400 миллионов.

Остается только надеяться, что в Иванове ни один «ЛиАЗ» из-за заводской неисправности не загорится во время движения по маршруту, когда в салоне будут пассажиры. А то уже были случаи, знаети ли...
11 сентября 2024
Все новости