Последние
новости
Бизнес

Красные чемоданы без ручки: ивановские перевозчики хотят заменить «ЛИАЗы» на «китайцев»

Дорогущие отечественные автобусы постоянно ломаются и возят воздух
Автор: Анна Семенова
7 мин
02 июля, 2024
По нашей информации, на прошлой неделе из строя вышел еще один «ЛИАЗ», приобретенный правительством Ивановской области на средства казначейского кредита и переданный в аренду частным перевозчикам. Напомним, что в соответствии с договором аренды, который перевозчики заключили с департаментом имущества Ивановской области, арендатор обязан вносить плату за автобусы даже в том случае, если произошла поломка не по вине арендатора и машины не работают на маршруте. То есть если из-за косяков производителя (а таких косяков, судя по тому, что говорят перевозчики, не по одному на каждом автобусе) хваленый «ЛИАЗ» стоит весь месяц на базе, а представители компании-дилера из Ярославля не торопятся с ремонтом, все равно перевозчик должен заплатить правительству области почти 150 тысяч за этот месяц – как если бы автобус работал и приносил прибыль.

Перевозчики, по слухам, пытались достучаться до департамента дорожного хозяйства, объяснить ситуацию и предлагали снизить арендную плату за автобусы в том случае, если машина не работает на маршруте не по их вине. И даже официальное письмо написали.

Письменного ответа из департамента пока нет, но устно чиновники перевозчикам уже отказали, ссылаясь на Бюджетный кодекс и прочие законы. Не положено, говорят, такие поблажки делать, если арендодатель представляет государственную или муниципальную власть. Хотя – опять же по слухам – до заключения договоров аренды чиновники обещали перевозчикам, что в случае поломок по вине производителя арендная плата будет снижена.

Любопытно, что договоры, которые перевозчики (сдуру, теперь говорят некоторые из них) заключили с департаментом имущества, не предусматривают возможность досрочного расторжения по инициативе арендатора. Арендодатель – да, он может всё и без объяснения причин.

Почему взрослые, опытные в бизнесе и закаленные конкуренцией 90-х годов мужчины и женщины попались на такую дешевую разводку со стороны областных властей – не спрашивайте, я не могу это объяснить. Может быть, в глубине души надеялись, что в департаменте дорожного хозяйства работают порядочные и вменяемые люди? Но уже была история с тем, как перевозчиков кинули на 30 с лишним миллионов рублей после отзыва лицензии у «Кранбанка»…

В общем, на сегодня дело обстоит так: самый доходный в Иванове автобусный маршрут №7 перестал быть таковым и приносит перевозчикам ощутимые убытки. «ЛИАЗы» с пугающей регулярностью ломаются, полной загрузки у них нет, а при движении по центру города они заметно проигрывают автобусам средней и малой вместимости: те перемещаются быстрее и увозят из-под носа у неповоротливых «ЛИАЗов» значительную часть пассажиров, которые почему-то не ждут большие красные низкопольные автобусы, а хотят уехать по своим делам побыстрее.

Что в такой ситуации делают государственные предприятия? Начинают просить субсидии из бюджета, разумеется. А что делать частным, которым никакие субсидии, компенсирующие убытки от хотелок губернатора и его подчиненных, не положены?

куликов_Yutong.jpg

С одной стороны, признают перевозчики, уровень комфорта, который «ЛИАЗы» при условии их исправности дают пассажирам и водителям, заставляет серьезно задуматься. Настолько серьезно, что, например, Дмитрий Куликов (на фото), председатель общественного совета перевозчиков областного центра, говорит, что многие перевозчики готовы взять в лизинг автобусы, сопоставимые по уровню комфорта, но более надежные в эксплуатации. Отечественные марки – тот же «ЛИАЗ» или «Волгабас» – даже не рассматриваются, поскольку с проблемами при эксплуатации этих автобусов сталкиваются перевозчики не только Ивановской области, но и многих других регионов.

Один из наиболее реальных вариантов – китайский Yutong. 27 июня официальный дилер этой марки, московская компания «Транспортный центр», организовала презентацию городских автобусов Yutong в Иванове. На мероприятие, говорят, приглашали и представителей департамента дорожного хозяйства, но никто из чиновников не пришел.

Yutong.jpg

Автобусы Yutong ивановскими перевозчиками уже используются на междугородних маршрутах, по их словам, машины зарекомендовали себя вполне достойно, если исходить из соотношения цена – качество. В модели для города, правда, есть одна проблема – многоуровневый пол. Это неудобно и для пассажиров, и для кондукторов. Все остальное – кондиционеры, низкий пол у входа, аппарель (пандус) и т.д. – такое же, как в «ЛИАЗах».

Yutong_внутри.jpg

И да, Yutong не красные. Но, как говорится, вам шашечки или ехать?

«Кроме того, опыт двух месяцев эксплуатации «ЛИАЗов» на маршрутах Иванова показал, что в городе, по большому счету, нет потребности в автобусах большой вместимости, – говорит Дмитрий Куликов. – Машин среднего класса, вмещающие 58-60 человек, вполне достаточно. За два месяца полной загрузки «ЛИАЗов», рассчитанных на перевозку более 90 человек, не наблюдалось ни разу. В среднем, автобусы большой вместимости загружены на 50%, это значит, что водители возят воздух – практически, как троллейбусы. Но МУП «ИПТ» получает субсидии из бюджета, а частные перевозчики – нет. Поэтому использование автобусов большой вместимости при нынешнем пассажиропотоке экономически нецелесообразно».

Если к этому добавить то, что дорожная сеть в Иванове не рассчитана на автобусы большой вместимости даже летом (это легко можно увидеть, если обратить внимание, как «ЛИАЗы» едут по разметке в районе площади Ленина или как они входят в повороты), а также высокий процент дублирования маршрутов, то интерес перевозчиков к автобусам средней вместимости можно понять. Не для протокола многие перевозчики рассказывают, что опасаются: с наступлением зимы водители будут просто отказываться выезжать на «ЛИАЗах», поскольку зауженная проезжая часть будет провоцировать столкновения с другим транспортом. И это при условии, что на центральных проспектах все-таки не построят островки…

Остается одна проблема – как вернуть «ЛИАЗы» правительству области и забыть эту историю как страшный сон. Самый простой, но не самый дешевый вариант – дотянуть еще 10 месяцев до окончания срока договоров аренды и не продлевать их. Да, придется платить по 150 тысяч в месяц за машину. Но кое-кто из перевозчиков уже говорит, что готов пойти на эти расходы, если в результате удастся избавиться от этих гробов, которые то горят, то ломаются, а добиться ремонта от поставщика практически невозможно…

Очень хочется спросить у руководства департамента дорожного хозяйства: это и есть та транспортная реформа, которую вы так пиарили? И что вы будете делать через год, если перевозчики действительно заменят рассыпающиеся на глазах «ЛИАЗы» на Yutong, которые возьмут в лизинг? 600 миллионов рано или поздно придется возвращать в бюджет, а новых, хммм, доверчивых перевозчиков, которые захотят взять в аренду за бешеные деньги этот красный хлам, в Ивановской области сложно будет найти.

P.S.: Говорят, что Ивановская область в этом году отправила еще одну заявку на получение казначейского кредита на закупку автобусов – на этот раз средней вместимости, но опять у «ЛИАЗа». Идея состояла в том, чтобы осчастливить этими автобусами перевозчиков в районах, и автобусов этих будет аж 30 штук. Прийти они должны в ноябре этого года.

Так вот, по слухам, чиновники из департамента дорожного хозяйства решили заранее обговорить, кто из перевозчиков, работающих в районах, хочет взять эти автобусы в аренду. Начали с кинешемцев. И получили конкретный отлуп: кинешемские перевозчики, глядя на опыт своих ивановских коллег, категорически отказались связываться с этим счастьем.

Что ж, неудачный опыт – тоже опыт.
14 июля 2024
Все новости