Пока ивановская мэрия проводит общественные обсуждения ремонта центральных городских проспектов, всплыла одна интересная тема, имеющая непосредственное отношение к этим ремонтным работам.
По нашей информации, в прокуратуру Ивановской области поступило обращение с просьбой проверить проекты, по которым работы велись в прошлом году, на соответствие федеральному законодательству. А конкретно – федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Вкратце о сути вопроса.
Есть разные виды дорожных работ – текущий ремонт, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция, строительство дорог. Текущий – это когда заделывают отдельные ямы, строительство – когда в чистом поле строят новую дорогу; они нас сейчас не интересуют. Остановимся на ремонте и реконструкции.
Если не лезть во всякие глубины и нюансы, а тупо посмотреть определения в вышеназванном федеральном законе, то получаем следующее:
- реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги или ее участков, ведущее к изменению класса или категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода этой дороги;
- капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов, дорожных сооружений и (или) их частей, [...] при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Фишка в том, что для разных категорий дорожных работ требуется разный комплект проектно-сметной документации. Например, в случае ремонта дороги не надо получать заключение госэкспертизы, согласование с ГИБДД, и много чего еще не надо делать.
Ивановские власти утверждают, что на проспектах проводится ремонт, поэтому никакую экспертизу проектной документации проводить не надо. При проведении торгов на право выполнения работ на проспектах в прошлом году наименование закупки было именно таким – «Ремонт автомобильной дороги...» и наименование участка одного или другого проспекта. И состав проектной документации, на основании которой проводились работы, был соответствующим.
Что мы видим на практике? Насчет полосы отвода не знаю – не специалист. Класс дороги вроде тоже не меняется. Но то, что и конструктивные характеристики меняются, и характеристики безопасности (те же островки или дополнительные светофорные объекты) – это видно даже неспециалисту и не автомобилисту. Да и конфигурация проезжей части во многих местах изменена: достаточно внимательно присмотреться к краям тротуаров.
То есть, как минимум, на проспектах идет капитальный ремонт. В этом случае, насколько мне удалось разобраться в формулировках Градостроительного кодекса РФ и ряда постановлений Правительства РФ, экспертиза проектной документации должна проводиться, если стоимость капремонта превышает 10 млн рублей. А у нас стоимость работ на каждом из участков проспектов (всего участков 5) значительно превышает 100 миллионов рублей.
Почему, собственно, имеет смысл обращать внимание на наличие или отсутствие заключения госэкспертизы? Как рассказали знакомые проектировщики (реальные специалисты, а не «архитекторы» из неких бюро, следы работы которого нельзя найти в интернете, и «специалисты» которых, похоже, не состоят ни в каких СРО – интересная деталь, кстати), это дает гарантию, что в проекте нет грубых косяков и нарушений СНиПов, которые могут привести к серьезным последствиям. А еще при подготовке такого проекта придется провести расчеты пропускной способности и безопасности движения на тех участках, где планируется что-то изменить, причем исходя не только из нынешней ситуации, но и из возможных изменений трафика (например, рядом строится крупный ЖК или микрорайон, или спортивный объект).
Кроме того, проверяются сметы – что при стоимости работ под миллиард рублей явно нелишне.
Примечательно также, что начальник управления благоустройства администрации города Иваново Алексей Гадалов, когда в ходе общественных обсуждений ему задавали вопросы, почему под видом ремонта на проспектах ведут реконструкцию, очень нервно на это реагировал. Отвечал не по существу, переходил на личности задававших этот вопрос...
В общем, мутная история. Говорят, областная прокуратура уже направила заявление, о котором шла речь выше, в прокуратуру Ленинского района. Посмотрим, что скажет надзорный орган.
И еще один маленький нюанс: на совещании, проходившем весной прошлого года под председательством ныне находящегося под стражей за взятку замглавы города Алексея Михайлова (начальником управления благоустройства тогда был не Гадалов, а Михаил Солодов), подрядчики, которым еще только предстояло ремонтировать проспекты, откровенно заявляли, что проект явно предполагает не ремонт, а реконструкцию. В их компетентности по данному вопросу вряд ли стоит сомневаться. Но Михайлова тогда это не смутило, он ссылался на некие указания сверху и утверждал, что с проектами все нормально.
Ну и где теперь тот Михайлов...
Власть
Ремонт или реконструкция? Ждем версию прокуратуры
И еще немного о странностях с ремонтом центральных ивановских проспектов