В редакцию попал документ под названием «Пояснительная записка к проекту закона Ивановской области «О внесении изменений в законы Ивановской области о выборах, референдумах и избирательных комиссиях». Эти изменения будут приняты депутатами нынешней облдумы на заседании 30 марта.
Законопроектом предусматриваются 19 изменений разной «степени тяжести» в местные законы. Мы публикуем весь документ, позволив себе прокомментировать наиболее интересные новеллы.
1. С 1 января 2023 года ликвидируются муниципальные избирательные комиссии, их полномочия по организации и проведению муниципальных выборов и местных референдумов возлагаются на территориальные избирательные комиссии или по решению Избирательной комиссии Ивановской области на участковую избирательную комиссию, действующую в границах соответствующего муниципального образования.
2. При проведении выборов и референдумов по решению соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, организующей подготовку и проведение выборов и референдумов, по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может проводиться дистанционное электронное голосование.
3. Члены комиссии с правом совещательного голоса назначаются кандидатами и избирательными объединениями только при проведении выборов губернатора Ивановской области и выборов депутатов Ивановской областной думы в Избирательную комиссию Ивановской области. При этом срок полномочий назначенных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращается в день официального опубликования результатов выборов.
В качестве переходного положения предусмотрено, что срок полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенных в Избирательную комиссию Ивановской области до вступления в силу настоящего Закона кандидатами, которые были избраны, избирательными объединениями, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов, продолжается до окончания регистрации кандидатов, списков кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.
4. Увеличивается количество наблюдателей, назначаемых для осуществления наблюдения в дни голосования, до 3 человек на каждый день голосования в каждую участковую, территориальную и окружную комиссии.
5. Предусматривается возможность составления и использования списка избирателей, участников референдума в электронном виде в порядке и сроки, определенные Избирательной комиссией Ивановской области с учетом требований, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6. Ограничения пассивного избирательного права граждан дополняются частью второй статьи 133, частью первой статьи 134 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также уточняется срок в течение которого действует ограничение пассивного избирательного права по основаниям предусмотренным подпунктами «б» и «б1» пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - по истечении пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
7. Увеличивается количество депутатов, избираемых в Ивановскую областную Думу, до 30, при этом, 20 депутатов избираются по одномандатным округам, 10 депутатов избираются по единому избирательному округу. Уточняется деление списка кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями на выборы депутатов Ивановской областной Думы: исключается общеобластная часть из списка, определяется количество региональных групп максимально– 20, минимально – 15, количество кандидатов в региональной группе от 3-5 человек.
От редакции: эта норма введена специально для действующего губернатора Станислава Воскресенского, которого администрация президента заставляла возглавить список «Единой России», а тот не хотел.
8. В целях более эффективного проведения избирательными комиссиями проверок достоверности сведений о кандидате (кандидатах) вводится обязательное указание СНИЛС в заявлении кандидата о согласии баллотироваться и в сведениях о доходах и имуществе кандидата. Кроме того, уточнена форма сведений о доходах и имуществе кандидата: дополнена такими видами недвижимого имущества как «комнаты», «садовые дома», «машино-места»; исключены такие виды как «дачи» и «гаражи».
9. Кандидаты, представляющие в соответствии с законом при выдвижении в избирательную комиссию сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей указывают, в том числе, информацию о сделках по приобретению цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
10. В целях повышения гарантий прав избирателей, а также в связи с наличием технической возможности проверки подписей избирателей посредством специального программного обеспечения, проверке подлежат все представленные подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов Ивановской областной Думы.
11. В случае непредставления кандидатом, избирательным объединением в установленный законом срок ни одного документа для регистрации, избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, кандидатов, включенных в список, утратившими статус кандидата.
12. Вводится процедура запроса избирательных комиссий в Минюст России при проведении проверки сведений о том, является ли кандидат физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
13. Если в агитационном материале используется высказывание иностранного агента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием иностранного агента. При предоставлении такого агитационного материала в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания, избирательную комиссию, кандидат, избирательное объединение информирует о том, какое высказывание иностранного агента использовано в агитационном материале.
14. Копия агитационного материала, предназначенного для размещения на каналах организаций, осуществляющих телерадиовещание, в периодических печатных изданиях, после передачи агитационного материала в указанную организацию и до начала его распространения представляется зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением в избирательную комиссию вместе с информацией о том, изображение какого кандидата использовано в соответствующем агитационном материале (в случае использования изображений кандидата в агитационном материале).
15. Если число обнаруженных в переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, все избирательные бюллетени для голосования по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования признаются недействительными.
16. Установлено, что право принятия решения о проведении голосования в течение нескольких дней подряд, решения о проведении голосования с использованием дополнительных возможностей в случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней, в том числе в пределах одного субъекта Российской Федерации, принадлежит комиссии, организующей подготовку и проведение выборов, референдума более высокого уровня.
От редакции: все будут понимать, что решение принято губернатором, но мальчиком для битья решили сделать облизбирком.
17. Уточняется методика распределения депутатских мандатов по итогам выборов депутатов Ивановской областной Думы в связи с изменением количества депутатов, избираемых по единому избирательному округу. Кроме того, в методике установлено, что перед распределением мандатов каждому областному списку кандидатов, допущенному к распределению мандатов, передается по одному депутатскому мандату.
От редакции: все партии, принимающие участие в выборах и прошедшие 5-процентный барьер, автоматом получат по одному мандату. Точнее, мандат получит не региональное отделение, а лидер территориального списка, получивший большее количество голосов. Заметьте – не процентов, а именно голосов.
18. Уточняются случаи, порядок и условия установления дополнительного пенсионного обеспечения лицам, замещавших государственные должности Ивановской области и работавших на постоянной (штатной) основе в Избирательной комиссии Ивановской области, территориальной избирательной комиссии в Ивановской области.
19. Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов для областного бюджета.
Ну и конечно, как же без этого:
Избирательной комиссией Ивановской области проведена экспертиза законопроекта на коррупциогенность, по результатам которой положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, не выявлено.
Власть
Как будут избирать депутатов в следующий состав областной думы
И как для этого изменят законы Ивановской области о выборах, референдумах и избирательных комиссиях