Последние
новости
Общество

Урок мужества в 30-й гимназии: что это было и как это понимать?

В рамках действующего законодательства
Автор: Анна Семенова
9 мин
15 февраля, 2023
Анна Семенова

Скандал вокруг «Урока мужества», который прошел в ивановской гимназии № 30 неделю назад, 7 февраля, продолжают обсуждать в соцсетях. Напомним, член Общественной палаты Ивановской области Марьяна Хуснеева на своей странице в ВК 10 февраля написала, что к ней обратились родители и рассказали: детям продемонстрировали видеоматериалы об СВО, в которых содержались сцены насилия.

Вот более подробный рассказ об этом.

Марьяна Хуснеева,
член Общественной палаты Ивановской области:

- Ко мне обратилась мама одиннадцатиклассницы (чтобы не испортить девочке карму перед выпускным, не буду озвучивать фамилию). В актовом зале школы прошло мероприятие, где, в том числе, показали тот ролик, после которого детей не отпустили домой, а отвели опять на уроки. Девочки ведь в таком тургеневском возрасте, очень впечатлительные, кто-то начал плакать, кто-то над этим посмеялся и тем самым ещё больше усугубил ситуацию. У моей собеседницы дочка пацифистка, она против любого насилия.

Но теперь есть другой вопрос – а был ли мальчик вообще, было ли такое видео? Мне официально из нашей дивизии совсем другое видео прислали. Я показала его девочке, которая была на встрече, – абсолютно другое видео. Что показывали на самом деле? Дети говорят, на видео были два связанных наших бойца, которых в упор расстреливали. Кровь незаблюренная, всё видно. Там взрослому человеку будет тяжело. Девочка, мама которой мне позвонила, потеряла сон, ей видится эта картина. Она стала задавать вопросы – мама, почему такая несправедливость, мы же выигрываем, почему нам показывают именно наших бойцов?

Как случилось, что детям показывали видео, которое перед этим не посмотрели ни директор, ни учителя? Как руководство школы допустило, чтобы это видео попало на глаза школьникам? Это даже не к Золотарёву (исполняющий обязанности заместителя командира 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии по военно-политической работе майор Евгений Золотарев, который и проводил «Урок мужества». – прим.ред.), показавшему видео, вопрос. Он у директора спросил – могу ли я показать это? Та ответила – если это видео выложено в интернет, пусть самые жёсткие сцены, показывайте.
***
Мы направили официальный запрос в управление образования г.Иваново и ждем официального ответа. В том числе, мы попросили предоставить это самое видео, которое, если верить пресс-релизу https://ivgoradm.ru/news?nid=55555 мэрии, «подготовили в командовании 98-й ивановский воздушно-десантной дивизии». Интересно, что после отправки этого запроса к нам уже обратилось несколько, скажем так, интересантов, которые с разной степенью настойчивости пытались убедить нас в том, что скандал раздут на ровном месте.

Пока невозможно установить точно, что же произошло на самом деле в 30-й гимназии 7 февраля. Мы очень надеемся, что произошедшим заинтересуются надзорные органы, поскольку есть, как минимум, основания для подозрений в нарушении федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», того самого, который требует помечать любые материалы возрастной маркировкой. Однако что бы там ни было, стоит поговорить о том, кто и как контролирует информацию, которую дети получают на внеурочных занятиях.

Вот комментарии специалистов.

Татьяна Океанская,
уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области:

- Свою предварительную позицию я выразила в комментариях в ВК. Пока добавить нечего.

Администрация школы пообещала предоставить мне видеоролик, который демонстрировался 7 февраля, чтобы составить собственное мнение о его содержании.

Я пообщалась с некоторыми детьми, которые принимали участие в мероприятии, с представителями школы. Но все, что есть на сегодняшний момент, - это мнения разных сторон. Из тех родителей, кто полагает, что его ребенок получил психологическую травму, ко мне пока никто не обращался, хотя у нас есть возможность предоставить детям психологическую помощь, если в этом есть необходимость.

Я продолжаю собирать информацию, чтобы объективно разобраться в ситуации. Полагаю, что педагогическое сообщество продолжит совершенствовать свою работу по патриотическому воспитанию.

Так что нам всем есть над чем работать.

Янина Коновалова,
психолог:

- Если говорить о последствиях для детской и подростковой психики, к которым может привести демонстрация контента со сценами насилия, то здесь могут быть разные варианты.

Вариант 1. Ребенок воспитывается в жесткой среде.

Жесткая среда подразумевает наличие физических наказаний, управление силой (более сильный или старший бьет тех, кто младше и слабее и вынуждает на действия).

Последствиями демонстрации сцен насилия в школе будет «ужесточение внутренней жесткости» ребенка и разрешение ее проявлять, в том числе, в коллективе сверстников:

- «разрешение» наказывать других детей, основываясь на ощущении собственной правоты;

- оправдание жесткости по отношению к тем, кто слабее и не может дать сдачи. Например, так: «Мне показалось, что он не патриот»;

- разрешение приходить в общество, в общественное место с оружием. Да, да. К огромному сожалению, пока еще не сформировавшаяся психика ребенка именно эту мысль может взять из кадров, продемонстрированных именно в школе, да еще и на таком мероприятии.

Вариант 2: Ребенок воспитывается в мягкой среде.

Мягкая среда предполагает акценты на принципы человечности, на ценность жизни, на заботу об эмоциях и чувствах других людей. В это варианте отсутствуют физические наказания, даже повышение голоса редкость, конфликты решаются разговорами.

Последствиями такого урока станут:

- замкнутость и отдаление от сверстников, от родителей;

- снижение успеваемости (замедляются восстановительные процессы мозга), повышение эмоциональности: вспышки раздражительности, агрессии, плаксивости;

- обострение хронических заболеваний, снижение или увеличение веса;

- психические расстройства (от апатии до более серьезных проявлений).

Возможны промежуточные варианты и разное сочетание последствий. Тут могут быть проявления из обоих указанных выше вариантов.

Наверное, большинство современных психологов и педагогов дали бы такие рекомендации:

- пригласить ученикам 9-11-х классов опытного психолога, работающего с ПТСР (постравматический синдром). И не только к ним, но во все классы: школа - это микромир, там все новости быстро растекаются по всем параллелям, да еще и обрастают «невероятными» подробностями.

Далее все делает психолог:

- провести общую встречу с теми же 9-11-ми классами;

- провести встречу с родителями всех детей, присутствовавших на том уроке;

- провести исследование по выявлению стресса у школьников (есть несколько вариантов анкетирования/тестирования);

- провести индивидуальные беседы с теми детьми, которые показали средний и высокий уровень стресс в исследованиях;

- регулярно повторять.

Друзья, время непростое, общее фоновое напряжение на критической отметке. Будьте внимательны и бережны со своими детьми любого возраста. Давайте им больше отношений, мягких и поддерживающих, и меньше спроса на достижения.

Галина Груздева,
адвокат, управляющий партнёр адвокатского бюро «Сфера защиты»:

- Настаиваю на том, что комментарий касается только нормативно-правового регулирования доступа школьников к определенному виду информации, а не конкретной ситуации. Не обладая данными о том, что именно демонстрировали школьникам и как, невозможно делать правовые выводы и давать оценку событию, чьим-то действиям.

В силу ст. 44 «Об образовании» образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

С точки зрения законодательного регулирования в силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, а также информация, оправдывающая противоправное поведение.

Минобрнауки России разработало единую систему контент-фильтрации различных материалов, в том числе видеоматериалов, для образовательных учреждений. Для этого используются методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ и в силу письма Минобрнауки России от 28.04.2014 N ДЛ-115/03 относится информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия, в том числе видеоматериалы. Кроме того, к такой информации относятся фотографии, рисунки, видеоматериалы, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемые в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий.

В соответствии с Федеральным законом N 436-ФЗ (часть 1 статьи 14) в образовательном учреждении должны проводиться организационно-административные мероприятия, направленные на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

UPD: Ситуацию также прокомментировал депутат Государственной думы от Ивановской области Виктор Смирнов.
29 марта 2024
Все новости