Думаю, стоит сделать небольшой экскурс в историю – раз уж САЖХ в ближайшее время таки канет в небытие. Мало кто помнит, но изначально САЖХ занималось вовсе не дорогами, а вывозом мусора – этот вид деятельности был прекращен с 2017 года, когда вывозом отходов во всем регионе стал заниматься региональный оператор ТКО. Удивительно, но значительную часть своей «мусорной» истории МУП САЖХ был вполне себе прибыльным: по итогам 2012 года была показана прибыль 109 тысяч рублей, 2013 года – 115 тысяч рублей, и только в 2014 году появился невесть откуда взявшийся убыток в 14,7 млн рублей.
Первый «звоночек» для САЖХ прозвенел в феврале 2015 года, когда депутаты Ивгордумы одобрили предложенный мэрией проект решения о приватизации предприятия путем преобразования его в ООО. Почитать об этом можно здесь (особый цимес текста по ссылке в том, что там в качестве главы города упоминается Вячеслав Сверчков).
Далее в том же 2015 году САЖХ настигла беда в виде реорганизации №1: тогда по инициативе мэрии, которую возглавлял Алексей Хохлов, к предприятию присоединили СМП по уборке города (правильное название длинное и сложное - специализированное муниципальное предприятие по санитарной уборке и эксплуатации объектов благоустройства города Иваново), которое, кстати, тоже было вполне себе прибыльным. Как тогдашние городские власти мотивировали это решение, можно почитать здесь и здесь.
Впрочем, эта реорганизация ни одному из предприятий не помогла: за 2016 год реорганизованный САЖХ показал убыток более чем в 20 млн рублей. Зато уже в 2017-м это объединение дало возможность сохранить юрлицо даже после того, как деятельность по вывозу мусора была прекращена. Рудиментом этой деятельности, правда, остается до сих пор полигон «Залесье» в Тейковском районе, принадлежащий САЖХ.
Впрочем, то, что САЖХ сосредоточился на уборке и текущем ремонте дорог, предприятию особо не помогло. В 2017 году убыток составил 47,7 млн рублей, в 2018-м – 2,5 млн, в 2019-м – 49 млн рублей, в 2020-м – 34,3 млн, в 2021-м – 35,5 млн. А кредиторская задолженность достигла, как уже упоминалось, 111,7 млн, что сопоставимо со стоимостью чистых активов предприятия на конец 2021 года (169 млн рублей).
В сентябре 2017 года гордума приняла – опять же по предложению мэрии, которую возглавлял уже Владимир Шарыпов - решение о преобразовании МУП САЖХ в муниципальное бюджетное учреждение. Аргументацию, которой обосновывалась необходимость реорганизации №2, можно почитать здесь. Ну а для тех, кому лень читать, сообщу, что основной аргумент был такой: МУП выполняет муниципальные заказы, которые разыгрываются на конкурсах, а МБУ работает по муниципальному заданию, которое никаких конкурсов не предполагает. Сумму, выделяемую на выполнение муниципального задания из бюджета города, можно корректировать в течение всего года, внося поправки в бюджет – а это значит, что финансировать учреждение из бюджета гораздо проще, чем предприятие.
И вот – реорганизация №3, теперь уже в муниципальное казенное учреждение. Аргументы у мэрии и руководства предприятия следующие.
Во-первых, федеральное законодательство требует к 2025 году ликвидировать либо реорганизовать все государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Во-вторых, финансирование МКУ осуществляется на основании бюджетной сметы, а не субсидий, как МБУ, и уж тем более не конкурсов, как в случае с МУПом, что позволяет учредителю лучше контролировать расходы. Кстати, в случае с МУПом этот вопрос вообще оставляется на усмотрение руководства предприятия.
В-третьих, если САЖХ, а вернее ДГХ получит от своей деятельности доход, то он поступит в бюджет города, а не в бюджет предприятия. Что для городских властей гораздо приятнее.
В-четвертых, деньги на деятельность МКУ можно предусматривать в бюджете города на начало года не в полном объеме, а потом по мере исполнения бюджета добавлять – что тоже удобнее, чем постоянно затыкать «дыры» и вести переговоры с кредиторами, чтобы те не подавали на банкротство САЖХ и подождали своих денег еще чуть-чуть.
В качестве видов деятельности, которую будет вести предприятие, указываются основные (содержание дорог и тротуаров, то есть механизированная уборка и уборка вручную; текущий ремонт дорог (ямочный) и тротуаров; содержание и ремонт ливневой канализации; нанесение дорожной разметки; содержание гидротехнических сооружений) и платные (сдача имущества в аренду, деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (!), выполнение работ по благоустройству территорий, содержанию и ремонту дорожных покрытий, продажа асфальтобетонной смеси).
Предполагаемая штатная численность – 318 человек – столько же, сколько сейчас.
Расходы МУП САЖХ с 1 января по 1 октября этого года запланированы на уровне 234 млн рублей. Сюда входит, в том числе, закупка противогололедных материалов на зиму. С 1 октября и до конца года на вновь созданное казенное учреждение придется выделить еще 74,3 млн рублей.
А в 2023 году деятельность ДГХ обойдется городу почти в 400 млн рублей (на 22,7% больше, чем расходы в 2022 году).
Что касается кредиторской задолженности, то ее погашение тоже возьмет на себя город: в 2022 году предлагается заложить в бюджет на эти цели 30 млн рублей, в 2023-м – 45 млн, а остальное – перенести на последующие годы.
В общем, картина получается во всех смыслах интересная. С одной стороны, теперь сфера содержания и уборки города однозначно не будет рыночной, и коммерческие структуры сюда точно не сунутся: торгов-то не будет. С другой – за все косяки руководства САЖХ ответит городской бюджет: вместо ремонта тех же дорог, школ, детских садов и ликвидации аварийных деревьев бюджет будет платить долги за САЖХ.
И еще интересно: сохранятся ли у нынешнего директора САЖХ и будущего директора ДГХ все его заместители с неплохими зарплатами, в частности – депутат гордумы и председатель комитета по городскому хозяйству Борис Шаляпин с зарплатой (в 2021 году) в 58 тысяч рублей в месяц? Теперь ведь эти деньги будут платить не из средств предприятия, а из городского бюджета. Может, хоть на этом сэкономить?