Последние
новости
Политика

«Говорить про ДЭГ в Ивановской области преждевременно»

Председатель облизбиркома – про новеллы в избирательном законодательстве
Автор: Анна Семенова
7 мин
14 марта, 2022
11 марта Госдума приняла в третьем чтении проект закона, которым вносятся существенные изменения в избирательное законодательство.

В социальных сетях и на федеральных сайтах можно увидеть разные оценки изменений – в первую очередь, это касается дистанционного электронного голосования (ДЭГ), ликвидации избирательных комиссий муниципальных образований, а также ликвидации института членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

В Ивановской области в этом году крупных выборных кампаний не планируется (видимо, к счастью). Однако в 2023-м, если ничего не изменится, нас ждут выборы губернатора и депутатов Ивановской областной думы. Так что у всех участников выборного процесса, в том числе потенциальных кандидатов, есть время спокойно проанализировать изменения законодательного поля.

Тем не менее, мы посчитали необходимым задать вопросы по поводу законодательных новелл председателю избирательной комиссии Ивановской области Анжелике Соловьевой. И пусть эти вопросы кому-то покажутся глупыми или сформулированными излишне категорично – на наш взгляд, это позволяет ярче выделить сущностные изменения, не углубляясь в юридические и терминологические нюансы.
внутрь.JPG
Фото Варвара Гертье (архив)
- Законопроект № 40921-8 достаточно объемный, при этом, например, в Госдуме основной акцент делают на использование ДЭГ на выборах всех уровней во всех регионах. А на ваш взгляд, какие новеллы окажут наибольшее влияние на избирательную систему?
- Закон, действительно, объемный, однако значительную его часть составляет корректировка формулировок, в частности, наименований органов власти в соответствии с федеральным законом № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ», принятым в декабре прошлого года.
Что касается ДЭГ, то полагаю, что это абсолютно нормальная ситуация, когда после нескольких лет экспериментального применения этой системы в отдельных регионах законодатель предусматривает возможность ее использования во всей стране. Цифровизация избирательных процессов набирает свои обороты, и избиратели и партии уже ощущают их преимущество.

- Ивановская область готова к электронному голосованию? И могут ли избиратели доверять результатам электронного голосования?
- Я считаю, что это преждевременный вопрос. Ряд положений нового закона еще не вступил в силу. Кроме того, этот вопрос не имеет никакой практической ценности, поскольку в 2022 году региональных выборных кампаний у нас не планируется. Предлагаю вернуться к нему позже, когда он действительно будет актуальным.

- Тогда давайте поговорим про ликвидацию муниципальных избирательных комиссий. Зачем нужен этот шаг? Экономить бюджетные средства?
- Практика показала, что при наличии территориальных избирательных комиссий в муниципальных комиссиях нет необходимости. Более того: курс на их ликвидацию был взят еще несколько лет назад. Как вы думаете, сколько избирательных комиссий муниципального уровня в Ивановской области?

- В городе Иваново, например, есть…
- Только в городе Иваново есть муниципальная избирательная комиссия как отдельное юридическое лицо. В остальных городах и муниципальных районах их функции выполняют территориальные избирательные комиссии. Думаю, вы сами подтвердите, что на избирательный процесс это не оказало никакого негативного воздействия. Так что, по большому счету, в Ивановской области ничего не изменится.

- А что будет с ивановской городской избирательной комиссией?
- До конца 2022 года горизбирком работает в прежнем режиме. Далее он будет ликвидирован. При этом, если вы помните, сегодня Ивановская городская избирательная комиссия выполняет функции территориальной избирательной комиссии (ТИК) Советского района. Так что со следующего года будет сформирован ТИК Советского района. И этим все изменения ограничатся. По другим ТИК и по всем участковым избирательным комиссиям (УИК) никаких изменений нет.

- Как нет изменений? А отмена института членов комиссий с правом совещательного голоса?
- Да, в этом смысле вы правы. Однако обратите внимание, что члены с правом совещательного голоса сохраняются в избирательной комиссии регионального уровня.

- Но по большому счету получается, что таким образом из участковых избирательных комиссий убирают людей, которые, как показали выборы последних лет, в значительной мере следят за соблюдением избирательного законодательства на самом низовом уровне. И, кстати, они зачастую знают это законодательство даже лучше тех, кто десятилетиями является членами УИК с правом решающего голоса.
- Не соглашусь с вами. Во-первых, жалобы в УИКах подавались, в основном, наблюдателями. Причем количество наблюдателей значительно больше количества членов комиссий с правом совещательного голоса (ПСГ). Во-вторых, член с правом совещательного голоса участковой комиссии мог следить за работой только этой конкретной избирательной комиссии. А будучи членом облизбиркома с правом совещательного голоса он получает право присутствовать на всех участках региона, контролировать работу любой комиссии, присутствовать на заседании любой комиссии.

- Но на все участки членов облизбиркома не хватит.
- Одновременно кандидаты и партии получают право направить на каждый избирательный участок не двух, а трех наблюдателей. При этом наблюдателей теперь вправе назначить также в ТИК и ОИК. Таким образом, расширяется возможность участников контролировать соблюдение законности в ходе выборов. Вы же сами неоднократно писали о важности института наблюдателей – вот, федеральный законодатель расширил возможности использования этого института. Так что партиям и кандидатам, если они так озабочены соблюдением законодательства, теперь надо будет больше внимания уделять подготовке наблюдателей и соблюдению процедуры из направления на участки.
Так что полагаю, что претензии по поводу снижения прозрачности процедуры выборов в новом законе необоснованны.

- Если говорить про ужесточение, то оно прекрасно просматривается в еще бОльших ограничениях пассивного избирательного права, то есть в установлении запрета на выдвижение кандидатур лиц, осужденных за уголовные преступления, в течение 5 лет после снятия или погашения судимости. Исходя из нашей судебной практики, когда судимость можно получить за значок на куртке, получается, что от возможности участвовать в выборах в качестве кандидатов отстраняется все больше граждан страны.
- Что касается подобных ограничений, то я считаю их не только справедливыми, но и давно назревшими. Человек, совершивший уголовное преступление, не должен в течение определенного времени допускаться в органы власти, в том числе в выборные. И стремление не допустить криминал, например, в областную думу я считаю абсолютно правильным.

- А отмену обязательных партийных списков вы тоже считаете правильной? Если раньше на выборах в законодательные органы не менее 25% депутатов должны были избираться по партспискам, то теперь этой нормы нет, а решение о наличии или отсутствии партсписков передано на уровень субъекта Федерации.
- Я считаю, что это шаг в сторону федерализации и расширения прав регионов самостоятельно определять вид избирательной системы.

- А зачем было принято решение об укрупнении избирательных участков?
- Это норма не коснется Ивановской области.
30 мая 2024
Все новости