В культурном пространстве города, к счастью, появляются новые лица – и это прекрасно. Одним из таких открытий для меня стал Кирилл Пискунов – молодой художник, работающий в технике коллажа. Сначала я следил за творчеством Кирилла в соцсетях, а потом, когда тот объявил, что готовит выставочный проект «Препарация богемы», решил познакомиться лично. Богема, интеллигенция, элита – это та тема, которая меня сильно интересует.
В итоге поговорили и о богеме, и об умении рисовать, и о культурной среде нашего города.
- Ты получил юридическое образование, а известен как коллажист. Кем ты себя ощущаешь?
- В данный момент я художник-коллажист и пока дальше не хочу выходить куда-то за рамки коллажа.
- Ты зарабатываешь на жизнь как юрист или как художник?
- Как юрист я практически не работал.
- Получение юридического образование было ошибкой?
- Нет, поскольку я получил знания и опыт, которые мне и сейчас нужны в каких-то моментах. Вообще считаю высшее образование необходимым – это дает систему, некий порядок в голове, другой взгляд на жизнь.
- Когда ты понял, что хочешь рисовать и резать бумагу, почувствовал себя художником?
- Это произошло в один момент и совершенно случайно. В моей жизни случилось некоторое количество неприятных моментов – не очень хотелось бы об этом рассказывать – развод, семейные и финансовые обстоятельства… До этого всю жизнь я был абсолютно далек от искусства, оно меня совершенно не интересовало. В молодости канал «Культура» считал ненужным и бесполезным, неинтересным. А сейчас это мой любимый канал – там нет новостей, криков, ора.
- Искусство стало терапией?
- Да, это была абсолютная терапия. У меня отец художник, пример перед глазами был всегда. И когда со мной случились все эти нехорошие вещи, мне остро захотелось взять краски и что-то писать кистью на холсте. Пошел, купил краски, стал хаотично наносить их на холст. И мне это безумно понравилось. Потом стало получаться – лица, какие-то формы.
- Отсутствие художественного образования не мешает?
- В тот момент абсолютно не мешало, а сейчас я даже вижу в этом какие-то плюсы: могу отступать от правильности рисунка, нарушать правила.
- Ты говоришь о правильности рисунка, но при этом рисовать не умеешь. Это тебя не смущает?
- Вообще не смущает.
- Из современных художников это никого не смущает.
- Кого-то смущает. Кто-то, наоборот, хочет перейти в современное искусство, но не может из-за того, что его научили классически рисовать, и по-другому он не может.
- Ты часто слышишь брюзжание профессиональных художников, которые говорят, что ты неуч?
- Нечасто. Один раз слышал, что коллаж – не искусство, и то не в мой адрес, а вообще.
- Ты общаешься с профессиональными художниками?
- Редко. С удовольствием принимаю критику, слушаю.
- В Иванове есть культурная среда?
- Какая-то есть, но она не сформирована. Есть люди, которые интересуются культурой, искусством и занимаются этим, но какого-то такого общего комьюнити нет. Наверное, его сложно создать, потому что конкуренция.
- Конкуренция в чем? В культуре все нищие, в чём им конкурировать?
- В том и дело, что практически ничего не происходит, и хочется как-то показаться или еще что-то – разговор не о деньгах. Ведь каждый по-своему прекрасный художник и, может, в этом еще конкуренция. Когда видишь, что кого-то хвалят или показывают по телевизору – тем более если он занимается «глупыми коллажами» – зависть появляется. С этим я сам немножечко столкнулся.
- И творческие люди из-за этого не хотят сбиваться в кучи даже для того, чтобы поговорить и выпить?
- Мне кажется, в любой сфере есть такая ревность, а поговорить и выпить творческие люди хотят, и очень часто это делают.
- Ты занимаешься не только коллажами, но и продюсированием культурных мероприятий. Зачем тебе это?
- Я бы не назвал это продюсированием, скорее курирование. Я как художник всегда ждал, что кто-то придет и скажет – ты хороший, здорово делаешь, давай свои работы, на тебе деньги. Или пойдем к нам в галерею. Или давай устроим тебе выставку.
- С тобой такое хоть раз было?
- Да. Мария Миловзорова пригласила меня с персональной выставкой на «Шестой этаж» – это была моя первая персоналка и я просто обалдел.
- Сильно вдохновило?
- Когда я занимался монтажом той выставки, стоял в помещении, подготавливал работы и не мог поверить, что это происходит в моей жизни. Стоял, как в кино, крутился вокруг себя, смотрел на стены, на работы, и не мог поверить, что это действительно происходит в моей жизни. Я и сейчас многим моментам не могу поверить – пять лет назад вообще не интересовался этим, а сейчас у меня какие-то персональные выставки, какие-то уважение.
А потом сел вечером и подумал – блин, а что мешает самому организовать выставку? Хоть свою, хоть других художников. И оказалось, что нужно одно желание, остальное в процессе появляется.
- Ты сейчас готовишь выставочный проект «Препарация богемы». Что это такое?
- Есть пространство ArtHub, и там появился запрос ко мне на организацию выставки. Я откликнулся, поскольку это интересно и мне пока достаточно одного энтузиазма, чтобы этим заниматься. В процессе придумывания случайно родились слова «препарация богемы». Видимо, до этого смотрел что-то про богему и про препарацию лягушек, а потом как-то совместил в голове. И мне кажется, что даже само название – это уже клёво.
- Для тебя богема – это про интеллект или это про жизнь без правил и тормозов, на полную катушку, не взирая ни на что.
- Наверное, всё вместе. Сейчас на выставку приходят работы от разных художников, и я вижу, что каждый в это понятие вкладывает что-то свое. Начиная (как в Википедии написано) от цыган, заканчивая каким-то высшим светом. Скорее всего, для меня богема – это большое количество денег в кармане и соответствующий образ жизни.
- А почему тебя заинтересовала тема богемы – тесно и скучно в провинциальном городе?
- Не то что тесно и скучно. Считаю, что необходимо проводить выставки именно современного искусства и меня зацепило название, которое я придумал. У меня часто так происходит – я придумываю какое-то название, из головы откуда-то возникает неосознанно, и начинаю думать – откуда это пришло и что за этим может стоять, что должно последовать?
- Богема и интеллигенция – это одно и то же?
- Это где-то рядом – интеллигентный человек может относиться к богеме и наоборот. Но бывает, что нарушается равновесие.
- Ты покажешь проект в пространстве ArtHub, которым занимается Александр Неупокоев, недавно ставший членом партии «Новые люди». Не боишься, что «Препарация богемы» станет частью политического пиара?
- Я знаю, что у Александра есть какие-то отношения с «Новыми людьми» – по-моему, они финансируют это пространство. Но я занимаюсь искусством и не планирую, чтобы выставка была связана с какой-то политикой.
- Богема и политика вещи совместимые?
- Всё может быть совместимо, а может быть и полной противоположностью.
- Когда откроется «Богема»?
- 12 июня в 16.00.
Интервью
Кирилл Пискунов: «Богема – это большое количество денег в кармане и соответствующий образ жизни»
Ивановский коллажист будет препарировать богему