Последние
новости
Интервью

#вШуебал, а в Палехе Арт-Центр

Власть задабривает смутьянов или Палех – редкий опыт взаимодействия местных активистов с губернаторской командой?
Автор: Алексей Машкевич
13 мин
30 апреля, 2021
После прихода в область Станислава Воскресенского любая инициатива власти в области благоустройства и прочей культурной жизни вызывает вопросы, отторжение, а где-то и сопротивление местного сообщества. Так, КБ «Стрелка» в области стало именем нарицательным, а благодаря трэшу Софии Познанской, которая по какому-то недоразумению называет себя архитектором, к остальным представителям этой профессии стали относиться с опаской и пренебрежением. Праздник «Русское Рождество» иначе как #вШуебал уже не называют. Много говорили о разгроме экспозиции краеведческого музея по личной инициативе Станислава Воскресенского. Так же, как и о том, что его пронырливая советница Вероника Богатырёва положила глаз на коллекцию музея ситца.

Поэтому, когда я узнал, что в Палехе открывается Арт-центр и делается это на деньги областного правительства, сначала возникло лёгкое чувство брезгливости – и дотуда добрались. Потом, правда, стало ясно, что проектом в посёлке занимаются местные активисты, не побоявшиеся когда-то первыми в области открыто выступить против художеств «Стрелки» на центральной площади посёлка и заставившие власть считаться с их мнением. И я поехал в Палех, чтобы поговорить о проекте Арт-центра с художницей Мариной Галкиной, музыкантом Николаем Ковалёвым и предпринимателем Дмитрием Костиным.
разговор.jpg
Николай Ковалёв, Марина Галкина, Алексей Машкевич, Дмитрий Костин
Фото: Алексей Машкевич
- Кто придумал возродить здание, которое раньше принадлежало палехским художественно-производственным мастерским и сделать здесь Арт-центр?
Николай: Наверное, идея была изначально Станислава Сергеевича Воскресенского.

- Ты так говоришь из политкорректности?
Марина: Это на самом деле так. Не знаю, как там всё шло, когда были некоторые несоответствия при благоустройстве центра посёлка, но идея переделки этого помещения шла от губернатора. А мы всегда за то, что лучше.

- «Некоторые несоответствия» – это мягко сказано. Здесь же был бешеный скандал.
Марина: Мы же сейчас о культуре…

- Без конфликтов, видимо, нет культуры.
Марина: Нам тогда в основном удалось объяснить, почему в Палехе должно быть так, а не иначе. И когда рассматривали пространство бывших производственных мастерских, нас уже спрашивали – что это за руины такие в центре посёлка, наверное, их надо возродить?

- Здание принадлежит области?
Марина: Оно кому только не принадлежало.
Дмитрий: Сейчас оно принадлежит муниципалитету, у меня с ним договор безвозмездной аренды на пользование зданием на ближайшие пять лет.
костин дмитрий.jpg
Дмитрий Костин 
Фото: Алексей Машкевич  
- Ты выступил инвестором проекта?
Дмитрий: Нет, в капитальный ремонт я не инвестировал, это делала палехская администрация на деньги областного правительства. Моя организация и те, кто мне помогает, занимаемся интерьером и какой-то финишной отделкой.

- Кто ещё организационно и финансово участвует в работах по отделке здания?
Дмитрий: Финансово только я участвую. А что касается праздника на открытии, то это, наверно, вопрос к Марине – организовать, найти деньги. Правильно я говорю?
Марина: Да.

- Здание муниципальное, деньги частные, в итоге будет общественное пространство. Дмитрий будет управлять хозяйственной частью проекта или мероприятиями тоже? Или при нём ещё какой-то комиссар от властей будет?
Дмитрий: Я считаю себя нейтральным лицом. Моя задача сделать так, чтобы здание функционировало и помочь инициативным людям что-то здесь делать – творить, какие-то фестивали проводить, другие мероприятия. Готов сотрудничать со всеми, кто будет предлагать идеи. А что касается хозяйственной части, то, думаю, она полностью будет на мне.

- Но есть Марина, которую ты называешь соавтором и инициатором…
Николай: Речь идёт только об открытии.
Марина: Мы не разрабатываем концепции центра. Нас никто не уполномочивал концепции писать – мы придумали открытие как событие, и это всё случится 8 мая.
Но мы на протяжении уже многих лет думаем, что Палех должен стать некой культурной площадкой, центром культуры в Ивановской области. Есть городская культура, которая базируется на некоем урбанистическом подходе, а есть остальная. И ей, в общем-то, концентрироваться негде. И в Палехе есть немного старого, немного нового, есть вот это здание… По крайней мере, мы, художники и организаторы разных событий, в последние годы говорим, что надо не только выставки организовывать – надо объединять людей и культурные потоки вокруг Палеха. И это получается, хотя вопросов по пути возникает очень много. Люди едут сюда за подпиткой, за местом для творчества, и всем нужна некая дискуссионная площадка.
Чтобы развиваться дальше, нужно не только открыть двери в Арт-центре, нужно ещё заложить там какую-то культурную жизнь. Поэтому мы предложили мероприятие, событие, которое будет про память, чтобы объединить время, создать мостик. Память о том, что здесь было, мостик в то, что здесь будет. Объединить людей и заставить немножко подумать об этом. Попробуем собрать некий творческий анклав художников и сделать творческую лабораторию. Что из этого получится? Увидим восьмого числа.
галкина.jpg
Марина Галкина 
Фото: Алексей Машкевич
- Вы себя позиционируете как художники нового Палеха. Есть противостояние между теми художниками, что традиционно что-то делают на продажу в Москву и за границу, и вами, приехавшими недавно в село?
Марина: Нет, думаю, Палех всё в себя впитывает – это место, где сосредоточено искусство, которое не статично, а динамично, оно должно быть актуальным, подстраиваться под ситуацию. Люди сидят, пишут шкатулки, а потом приходят сюда и говорят: прикольно вы тут что-то делаете, надо в этом тоже поучаствовать. Сначала говорили – вы какую-то ерунду делаете, а теперь есть понимание. Думаю, Палех одновременно может быть и центром иконописи и миниатюры, и современного стиля, базирующегося на традиционной основе, музыки, и всего остального – и, объединяя все это, идти дальше. Сюда притягиваются люди.

- Кто будет вашей аудиторией – местные или рассчитываете, что сюда поедут из других мест?
Марина: Сначала рассчитываем на местных, надо создать уникальную базу.

- Когда мы разговаривали с Николаем год назад, я спрашивал, каково это – постоянно сидеть в Палехе, а он ответил: я живу в маленьком Палехе, а концертирую по всему миру.
Марина: На самом деле – какая разница, где сидеть?
центр.jpg
Фото: Алексей Машкевич
- А зачем тогда эти бешеные вложения в этот Арт-центр?
Марина: Ну, площадка же дискуссионная должна быть какая-то? Мы же не можем собираться на улице. Мы, художники, работаем и должны что-то показать, выставки делать. Где? Негде.
А по поводу бешеных вложений… Могли бы быть и больше.
Николай: У нас здесь традиция – люди в Палех съезжались со всей страны, и тут такое варево было, каждый привозил с собой какие-то оттенки. Приезжали разные люди с разных уголков и привносили что-то свое, всё время шла культурная жизнь, сюда постоянно ехали композиторы, писатели, космонавты... И мы стараемся эту традицию продолжать – художнику важна среда.

- Ведь именно Палех в СССР был частью «Золотого кольца», Иваново туда притянули позже.
Николай: На самом деле Палех тогда разрастался и, может быть, стал бы со временем областным городом, кто знает. Палех хотели укрупнять, и инициатива шла с самых верхов, но почему-то отказались.
Марина: Люди должны приезжать сюда, для этого мы создаем некую среду и отвечаем за ее визуальное исполнение.

- А зачем это властям?
Николай: Мы создаем дополнительную точку притяжения. Приезжает больше людей, тратят здесь больше денег – поднимаем экономику региона.

- Дмитрий, а тебе какие-то задачи ставят, что-то навязывают? Ты ведь бесплатно получаешь помещение от муниципалитета.
Дмитрий: Нет. Такого, чтобы навязывали, нет. Есть определенное доверие, что мы с этим справимся, и все будут довольны. А такого, чтобы пришли и сказали – так, так и больше никак – нет. Были, конечно, нюансы, но мы их опустим – должно по итогу всё нормально решиться.

- То есть вам удобно быть частью губернаторского пиара? Вы работаете на имидж власти, она помогает вам.
Марина: У нас нет такого чувства, что работаем на кого-то, мы ни на кого не работаем, мы сами по себе. Получилось совпадение интересов – они хотят культурную среду, мы того же хотим. Работа – это когда зарплата.

- Они – это кто?
Марина: Конкретно – губернатор, и мы на него не работаем.

- А Анастасия Грушецкая со своим АНО «Центр развития туризма и гостеприимства Ивановской области» помогает?
Марина: Мероприятия на открытии Арт-центра, которое пройдёт восьмого мая, – это они финансируют. У нас возникла идея, мы пришли к Анастасии – давайте сделаем это и это, попробуем какую-то новую ветку запустить. Шоу сделаем, встряхнем ситуацию, сделаем интересно, а не просто откроем двери центра, и она говорит – а давайте. Вот и все.
Николай: Мне даже кажется, что мы больше приурочили открытие Арт-центра к фестивалю, а не наоборот.
Марина: Не могу понять, почему это называют фестивалем. Это просто открытие Арт-центра. Мы не планировали никакого фестиваля в мае, фестиваль у нас летом.

- То есть Дмитрий тут строит как считает нужным, а вы делаете культурную программу, и на вас не оказывают давления, программа на ваше усмотрение?
Николай: Да.

- Не боитесь, что со временем все превратится в очередной #вШуебал, на котором будет зарабатывать окружение губернаторской советницы Вероники Богатырёвой, а вы останетесь в стороне?
Марина: Арт-центр сделан для художников, для культурного сообщества Палеха. Мы не хороводы водить вокруг здания собираемся, а попытаемся духовно, метафизически объединить людей вокруг него, в том числе на открытии. Кто-то на концерт придет, кому-то интересно здание посмотреть – посидеть, повспоминать. Делаем творческую лабораторию. Приезжают керамисты, специалисты обжига – будут лепиться метровые скульптуры и на улице обжигаться. С одной стороны площадки концерт, с другой стороны обжиг, и можно участвовать и в том, и в другом одновременно.
Николай: Тема открытия Арт-центра – воскресенье. Воскресенье в широком смысле. И очень хорошо, что будет и архивная часть, все-таки это было центральное место в Палехе, а Палех – культурная столица региона.

- У вас нет ощущения, что когда-то сюда очень криво зашло КБ «Стрелка», вы побузили, и губернатор от вас Арт-центром просто откупился?
Марина: Это никак не связано.
Николай: Тем более, после первого проекта «Стрелки» в центре был еще парк.

- В парке к вам уже прислушались?
Николай: Парк получился очень симпатичный.
Марина: Нам удалось убедить, что есть определённые вещи, которые люди могут предложить – особенно художники – они знают их лучше. К нам прислушались, и в парке приятно ходить.

- Внесли все ваши изменения?
Марина: Абсолютно все. Мы пытались убедить, что визуальная среда, в которой проживает такое большое количество художников, должна соответствовать их внутреннему миру. Что не надо делать так, как везде, иначе какой туризм? Какой смысл выезжать из Москвы, если тут то же самое? Мы в этом направлении разговаривали.

- Повторю вопрос: не боитесь, что потом место для работы останется только Дмитрию с рестораном, а вам скажут…
Николай: Мы здесь работу не ищем.

- Я имею в виду, что не дадут проекты делать.
Николай: У нас больших планов и не было. Если здесь что-то будет происходить, это будет эпизодически, если какой-то проект интересный, в котором интересно поучаствовать.
Дмитрий: Думаю, это будет выглядеть так: если ребята придумают какой-то проект или фестиваль – все что угодно – они приходят ко мне с предложением посотрудничать или организовать что-то. Это будет зависеть от меня, а я планирую этот центр использовать для того, для чего он создавался.
Марина: Это не просто – взять здание, и вот так, с нуля... Должны пройти годы, чтобы Арт-центр стал центром. Но начинать надо именно с искусства.

- И вы уверены, что у маленького Палеха хватит заряда?
Марина: Лучше попробовать, чем не попробовать.
Дмитрий: Я не могу быть на 100% уверен, никто на моем месте не смог бы.
Марина: А кто может быть уверен, что завтра вообще всё не свернется?
Дмитрий: Меня всегда называли авантюристом – и это тоже определённая авантюра.
Николай: С другой стороны, это не первое мероприятие, где мы сотрудничаем. Мы и раньше делали фестивали. И в ресторане у Дмитрия проходили мероприятия, и он участвовал в наших.

- То есть вы в ногу давно шагаете?
Дмитрий: У нас нет планов встать и шагать в ногу, просто время от времени сходимся. Порыв есть – сделали.
Николай: Финансирование появляется – легче что-то сделать, не выделяется – сложнее. Тем более если что-то масштабное и когда хочется сделать это хорошо.

- Говорят, у губернатора Воскресенского к Палеху отношение теплее, чем к другим городам области. Чем, по-вашему, его Палех покорил?
Николай: Я думаю, он хочет следовать традиции – к Палеху у властей всегда было особое отношение. И ещё знаю, что он любит антиквариат.  
фронт.jpg
Фото: Алексей Машкевич 
06 мая 2021
Все новости