Третью неделю старшеклассники региона учатся дистанционно, и страсти вокруг этого только нарастают. В Иванове родители собирают подписи под обращением к губернатору, в Кинешме – вышли на одиночные пикеты. В последние дни появилась информация о том, что с понедельника, 7 декабря, на дистанционку могут отправить и учеников 5-8-х классов.
Вопросов очень много, и самый главный – почему от очного образования отлучили именно выпускников, для которых этот учебный год и без того является очень сложным? Второй вопрос: может ли дистанционное образование в Иванове быть столь же эффективным и качественным, как и очное? И третий: не получится ли, что дифференциация школ при дистанционке только усугубится, а значит, у детей, по большому счету, не будет равного доступа к среднему образованию?
Я попробовала разобраться в этом, поговорив с начальником школьного отдела управления образования администрации города Иваново Татьяной Громовой. Не могу сказать, что ее ответы меня как маму девятиклассницы полностью устроили: уверенности в том, что на первом месте в нынешней ситуации стоят интересы детей, у меня по-прежнему нет. Но зато узнала много нового и интересного – например, про то, что учителя должны проводить индивидуальные консультации и рецензировать работы учеников.
- Татьяна Александровна, проводит ли управление образования мониторинг, каким образом в каких школах организовано дистанционное обучение старшеклассников? Везде ли есть онлайн-уроки?
- Мониторинг мы осуществляем, но в первую очередь мы выясняем, у всех ли детей и учителей есть средства связи, которые позволяли бы учиться и учить в дистанционном формате.
- Из личного общения с родителями, чьи дети учатся в разных школах города, я знаю, что везде этот процесс организован по-разному. Где-то в день по 7 онлайн-уроков, где-то 1-2 урока, и часть предметов переведена на самостоятельное изучение. Это нормально? Есть ли вообще какие-то стандарты дистанционки?
- У многих родителей сложилось мнение, что дистанционное обучение предполагает исключительно онлайн-уроки. Но это не так. Должны быть и онлайн-уроки, и консультации, и самостоятельная работа. Это указано и в методических рекомендациях Министерства просвещения РФ.
Сама возможность проводить обучение в дистанционном формате прописана в статье 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 28 того же закона предусмотрено, что образовательная организация свободна в определении содержания образования, учебно-методического обеспечения, образовательных технологий и реализуемой ими образовательной программы. То есть законодательство дает право образовательным организациям внедрять дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.
Кроме того, есть приказы Министерства образования и науки РФ от 23.08. 2017 № 816 , Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № 104, которыми утвержден порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Также в образовательные учреждения направлены методические рекомендации Министерства просвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04 и департамента образования Ивановской области от 25.03.2020 №1271-008/01-12. Эти документы определяют, как образовательным организациям реализовывать эту деятельность. Отдельные школы в Иванове и до пандемии применяли технологии дистанционного обучения.
В соответствии с вышеназванными нормативными документами школы наделены правом самостоятельно определять порядок дистанционного обучения, порядок оказания учебно-методической помощи, в том числе индивидуальных консультаций, соотношение и объем занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимися.
- То есть у школы есть право вообще все предметы отправить на самостоятельное изучение?
- Нет, однозначно должны быть и консультации, и онлайн-уроки, и офлайн-уроки, и уроки, на которых осуществляется текущая и промежуточная аттестации, и самостоятельная работа с учебным материалом.
- А что такое консультации? Я как мать двух школьниц первый раз слышу о такой форме работы.
- Консультация – это урок, в ходе которого учащиеся могут задать вопросы учителю по изученному материалу. То есть в это время ребенок может написать учителю в мессенджер, на электронную почту или позвонить (учитель сам выбирает способ связи) и задать вопрос по предмету, если он что-то не понял.
Время консультаций должно быть обозначено в расписании.
- У каждого класса должно быть четкое расписание?
- Да, безусловно. В каждой школе для классов, переведенных на дистанционный формат обучения, должно быть четкое расписание учебных занятий, которое должно быть в открытом доступе. И там должно быть прописано: в такой-то день такие-то уроки в режиме онлайн, другие предметы на самостоятельное изучение, в такие-то дни в такое-то время консультации по конкретным предметам.
Хочу отдельно отметить, что количество уроков, проводимых в режиме онлайн, определено в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03. Санитарные правила и нормы рекомендуют для обучающихся 9-11-х классов непрерывную длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ на уроке, 25-30 мин. Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в 9-11 классах – 3 урока.
- Есть школы, где по 7 онлайн-уроков в день, и не по 25 минут, а по 40…
- При выявлении нарушений управление образования будет поправлять образовательные учреждения.
Сейчас у нас есть информация от руководителей школ о том, сколько в какой школе уроков в режиме онлайн проводится по тому или иному предмету в 9-11 х классах в неделю (это от 1-3 уроков, 4-5 уроков как правило, ставят по математике).
Если есть нарушения, родители могут позвонить в управление образования, и мы будем выходить на администрацию школы для решения вопроса устранения нарушений.
- Родители такому количеству уроков как раз и рады, потому что по большей части нынешних учебников детям даже в 9-11 классах сложно осваивать материал.
- У всех школ и у всех детей разные возможности. Поэтому в расписании и должны быть разные формы, в том числе онлайн-уроки и консультации.
Также хочу отметить, что по рекомендациям Министерства просвещения после проверки работы учитель должен не только поставить оценку, но еще дать краткую рецензию, пояснить, почему выставлена именно такая оценка. Рецензия может даваться устно или письменно – на усмотрение учителя.
- Получается, что все эти законы и приказы дают большую степень свободы администрации школы и директору?
- Администрации и педагогам. Потому что именно образовательное учреждение самостоятельно в организации дистанционного обучения.
- А вам не кажется, что у нас получается в результате неравный доступ у детей к образованию? Ведь школы очень разные по оснащенности, по педагогическому составу. И где-то педагоги готовы быстро перестроиться и проводить дистанционные уроки и консультации, а где-то нет.
- В прошлом году школы вообще не имели опыта…
- Это был форс-мажор, к которому все относились с пониманием.
- Правильно. И сегодняшняя ситуация форс-мажорная.
- Не соглашусь. Сегодняшняя ситуация могла быть спрогнозирована. Было лето, и было три недели осенних каникул. И когда в октябре заболеваемость стала расти, было же очевидно, что рано или поздно придется вернуться к дистанционке. Мне не очень понятно, почему одни школы оказались готовы к этому, а другие нет, почему нет единой системы, единого подхода, и дети из разных школ не имеют равного доступа к образованию.
- Школы самостоятельны в выборе форм реализации образовательных программ, поэтому и дистанционное обучение в каждом учреждении организовано по-своему. Однако к переходу на дистант готовились все школы. После того как 9-11-е классы вновь перевели на дистанционное обучение, учебный процесс был своевременно организован во всех образовательных учреждениях. Сейчас мы ведем мониторинг технической оснащенности учащихся, учителей, смотрим, на каких образовательных платформах работают школы. А при возникновении форс-мажора оперативно решаем. Так, если у ребенка нет гаджета, то школа во временное пользование выдает либо компьютер, либо ноутбук, либо смартфон.
Например, в прошлом учебном году четвертую четверть все учились дистанционно. Министерство в сентябре-октябре проводило всероссийские проверочные работы. Результаты этих работ мы пока не знаем. Сейчас результаты пришли в школы, каждая школа самостоятельно их анализирует. Но надо учесть, что в прошлом учебном году три четверти дети учились в обычном режиме.
- По словам родителей, очень многие дети в начале этого учебного года, когда шло повторение материала за 4-ю четверть, резко съехали по учебе. То есть многие дети просто не усвоили материал за 4-ю четверть.
- У нас нет пока информации, усвоили или нет. Поэтому делать какие-то выводы мы не можем. Есть дети, которые и при очном обучении не осваивают программу.
- Медики говорят, что по их прогнозам напряженная эпидситуация может сохраниться до конца марта. Есть вероятность, что старшеклассники останутся до конца марта на дистанционке. Если выпускники будут так долго учиться на дистанционке, не скажется ли это на качестве образования? И на результатов экзаменов, если их не отменят?
- Я не могу сейчас это сказать, потому что мы сейчас посмотрели только, все ли дети имеют доступ, чтобы учиться дистанционно. Посмотрели, во всех ли школах введены онлайн-уроки, на каких платформах работают школы, как осуществляется взаимодействие между учителем и ребенком, через что, как он может связаться. Думаю, что на следующем этапе мы будем уже глубже подходить к мониторингу.
- Вы ориентируетесь на данные, которые вам предоставляют школы?
- Да. Но если у родителей есть сомнения, все ли правильно организовано в школе, где учатся их дети, они могут позвонить нам. В управлении образования организована горячая линия, телефон 59-45-42. Можно позвонить и задать вопросы по дистанционному обучению. Если будут какие-то сигналы, естественно, сразу будем принимать меры.
Есть еще один момент, из-за которого дистанционное обучение не получилось наладить сразу: многие учителя болеют, многие учителя относятся к возрастной категории 65+ и находятся на удаленке. Но каждая школа решает этот вопрос.
Конечно, никто не возьмется сейчас гарантировать, что на дистанционной форме все школы смогут обеспечить сто процентов качества образования. Но дети, которые хотят учиться, смогут получить знания. Есть группы в чате, есть телефоны, по которым можно связаться с руководителем школы, с завучем, узнать, какая есть возможность прямого общения, как получить консультацию учителя. Если учитель отказывает в консультации, тогда надо звонить и директору школы, и нам, чтобы это все было организовано правильно.
Сказать, как это отразится на качестве, пока трудно. Объективную картину нам покажут экзамены, по большому счету.
- То есть фактически на детях, которые в этом году учатся в 9-х и 11-х классах, ставится некий эксперимент?
- Никакого эксперимента нет, это вынужденные условия. Мы все сегодня оказались в этой ситуации, от нас не зависящей. Мы все вынуждены выживать в этой ситуации. 65+ не могут ходить в аптеку или в магазин.
А что делать? На сегодняшний день надо понимать, что важнее: здоровье или образование.
- Мне не очень понятно, почему именно выпускники попали под дистанционку.
- Решение о переводе на дистанционное обучение учеников 9-11 классов введено указом губернатора.
- Родители в обращении к губернатору предлагают пересмотреть принцип вывода детей на дистанционку, чтобы сделали комбинированную форму. Как вы к этому относитесь?
- В этой ситуации, по большому счету, родители имеют право, если они считают, что ребенок самостоятельно выучит, например, астрономию, написать заявление на семейную форму обучения по конкретному предмету.
- Речь не об этом. Родители предлагают не грести всех под одну гребенку, а с учетом профиля в каждой школе дать возможность проводить по наиболее важным предметам уроки в очной форме.
- В прошлом году у нас были рекомендации департамента образования по максимуму проводить онлайн-уроки по базовым предметам, а по остальным завершить обучение раньше, в конце апреля. А в мае эти часы были переданы под изучение других предметов. В этом году пока таких рекомендаций нет, это не наша компетенция.
- А по изменению порядка зачисления в 10-й класс? Ведь есть вероятность, что ОГЭ опять отменят, и тогда определяющую роль будет иметь средний балл аттестата. Который в ряде школ может быть ниже из-за разного уровня организации дистанционного обучения в разных школах. Чтобы все дети, кто хочет продолжить обучение в 10 классе, могли бы это сделать.
- Это постановление правительства области. И у нас ни один ребенок, кто пожелал обучаться в 10-м классе, ни в один год не оставался без этой возможности.
- Но дети вынуждены переходить в другую школу. И зачастую, извините, с более низким качеством преподавания. Просто потому что в его школе из трех девятых классов набирают один десятый или из 6 девятых – три десятых.
- Он не вынужден переходить. У нас введено профильное обучение. Это предусматривает федеральный стандарт, который мы обязаны выполнять. Но тем не менее, мы оставляем ряд школ, где существуют универсальные классы без углубленного изучения.
Да, у нас есть школы, которые реализуют программу углубленного изучения ряда предметов. И там эти предметы изучаются на более высоком уровне, чем в школах, где нет углубленного изучения. Но если ребенок хочет там учиться, тогда надо и заниматься соответственно, чтобы пройти по рейтингу. Если ты не прошел по рейтингу в этот класс, тогда да, пойдешь в другую школу.
- Но если в прошлые годы можно было сказать, что именно детям надо было больше уделять внимания подготовке к экзаменам, а школа все свои обязательства выполнила, дала тебе знания, ты просто их не взял, то сейчас эти знания просто не дают в таком объеме.
- Образовательная программа реализуется во всех школах в полном объеме. Все школы осуществляют подготовку детей к итоговой государственной аттестации. Школы и управление образования осуществляют контроль за реализацией образовательных программ.
- Но в некоторых школах родителям уже прямым текстом говорят: хотите, чтобы ребенок нормально сдал экзамены – нанимайте репетиторов. Это нормально?
- Это ненормально. И это неумно. Для чего тогда учителя приходят работать в школу? Если так говорят, надо обращаться на нашу горячую линию.
Каждый руководитель образовательного учреждения в полном объеме отвечает за реализацию образовательных программ. И поэтому в любом случае будут приниматься меры, чтобы весь учебный материал был изучен.
И мы сейчас надеемся, чтобы хуже не стало, чтобы осталось хотя бы так, как есть. Чтобы не переводить в дистанционный формат начальную школу - маленьким детям гораздо сложнее учиться в таком формате.
Мы все сейчас в сложных условиях, но, думаю, что в школах постараются максимально учесть интересы детей. И надеемся, что родители отнесутся к сложностям этого учебного года с пониманием.
Интервью
Татьяна Громова: «Мы сейчас надеемся, чтобы хуже не стало»
Начальник школьного отдела управления образования г. Иваново – про дистанционку для старшеклассников