Для бизнеса становится актуальным принятие в штат специалистов в сфере электронной безопасности или привлечения на договорной основе организаций, способных разработать и внедрить работающую систему. Ущерб от компьютерной преступности способен нарушить финансовую стабильность организации, а сейчас даже нет страховых продуктов, которые покрывали бы подобные риски. Поэтому обеспечение электронной безопасности – важный вопрос при ведении бизнеса.
Но с подобного рода рисками сталкиваются и простые граждане, использующие банковские карты и (или) имеющие сбережения в кредитных организациях. Преступники звонят на мобильный телефон, представляются сотрудниками банка, называют собеседника по имени и отчеству, добиваются доверия. Сообщают, что непосредственно сейчас преступники пытаются списать с ваших счетов деньги, что это уже не единичный случай в регионе, что по факту уже возбуждено уголовное дело, которое расследует полиция и другие правоохранительные органы (здесь психологически срабатывает авторитет силовых органов и государственной власти). Поэтому вы, обеспечив конфиденциальность, должны срочно приехать в банк, написать необходимые заявления и дать показания, а также под «оперативным сопровождением» снять оставшиеся после «хищений» деньги с ваших счетов.
Ещё вам сообщат, что в хищениях подозреваются сотрудники банка, которые ранее вас обслуживали, и поэтому звонить им категорически нельзя – иначе оперативная разработка сорвётся, а вы не вернёте своих денег. Преступники уже обладают определенной информацией о вас и ваших банковских продуктах, даже некоторыми персональными данными, вызывают доверие и располагают к себе. Использование смс-оповещений с номера 900 (для клиентов Сбера) также играет в пользу доверия мошенников. Против вас срабатывает фактор неожиданности и стресса – ведь вы уверены, что теряете деньги.
В обычной ситуации мы понимаем, что это обман. Но мошенники не дают времени обдумать и осознать, делают всё для того, чтобы вы действовали по их плану. Убеждают не разглашать конфиденциальные и персональные данные и пароли, о недопустимости передачи которых мы и так знаем. Это способствует тому, что человек может начать действовать так, как нужно преступникам, и сам помогает им реализовать преступные намерения. Ведь всё выглядит абсолютно правдоподобно: зачем мошенникам беспокоиться о ваших деньгах? Более того, в разыгранной ситуации вы сами снимаете деньги и никому не собираетесь их отдавать. Как минимум, уверены, что не отдадите. Цель преступников – спровоцировать снятие вклада (или суммы с банковской карты) под предлогом того, что мошенники получили доступ к вашим деньгам.
Дальше всё будет сделано для того, чтобы сразу же после снятия денег завладеть ими любым способом. Злоумышленники добьются добровольной передачи денег или разыграют ситуацию, в которой силовым способом завладеют купюрами и скроются с места преступления по заранее продуманному маршруту.
Подобные ситуации, к сожалению, не редкость в нынешней действительности. Поэтому, если вам позвонили из банка и у вас возникли хоть малейшие сомнения в действительной цели звонка, нужно как можно скорее прервать разговор. Если в результате общения какая-то информация всё-таки была сообщена преступникам и есть вероятность, что они ею воспользуются, необходимо срочно проконсультироваться со специалистами в области финансов и права, чтобы максимально эффективно и оперативно пресечь противоправные действия. Позвонить в банк своему менеджеру или любому специалисту по номерам, указанным на сайте кредитной организации. При необходимости – если все же несанкционированные списания имели место или присутствует такой риск – заблокировать банковскую карту, например, воспользовавшись мобильным приложением.
В любом случае своевременная квалифицированная юридическая и финансовая консультация позволит сберечь деньги.
Дмитрий Устинов, генеральный директор компании «Правовые алгоритмы»