Последние
новости
Общество

Про чиновников, жителей и здравый смысл

На примере улицы Загородной
Автор: Анна Семенова
9 мин
26 августа, 2020
Анна Семенова

Что важнее: реализация крупного проекта, правильное освоение бюджетных денег или интересы двух-трех сотен человек (иногда больше, иногда меньше)? Эти вопросы у меня возникают довольно часто, и, как правило, однозначного ответа на них нет.

Власти, как правило, фиксируются на двух первых пунктах, третий принимается ими в расчет обычно только в том случае, если жители сами напомнят о себе. Почему-то на стадии технического задания на проектирование, скажем, новой магистрали никто не думает о том, что рядом живут люди, и изменение масштабов и скорости транспортных потоков эту жизнь серьезно осложнит. Вот наглядный пример – финальный этап Западного обхода города Иваново и реконструкция улицы Загородной.

Этот проект не раз пиарился в региональных СМИ, и небезосновательно, поскольку возможность выехать на московскую трассу минуя ул. Станкостроителей и кольцо у автовокзала весьма привлекательна. Но он затрагивает, в том числе, улицу Загородную, идущую от Лежневской до аэропорта «Южный». Очевидно, что трафик здесь существенной вырастет. Он уже стал более интенсивным, поскольку именно в этот район переместился плодоовощной оптовый рынок, который раньше размещался на ул. Сарментовой в Иванове. Уже сейчас на повороте на Лежневскую выстраивается пробка, приходится пережидать несколько циклов светофора, чтобы выехать в город.

Page_00002.jpg
В департаменте дорожного хозяйства обещают решить эту проблему за счет изменения схемы дорожного движения. Правда, есть странные разночтения: в проекте, по которому проводится ремонт дороги за 122 млн рублей, вместо двух полос по направлению к аэропорту и двух из аэропорта значатся одна полоса на аэропорт и три – из него. А в пресс-релизе правительства области от 12 августа начальник департамента дорожного хозяйства Дмитрий Вавринчук обещает обустроить дополнительную полосу движения.

Каким образом? – недоумевают местные жители, указывая на то, что тротуары по обеим сторонам Загородной и без того узкие, а дальше – частная земля. У местных – то есть жителей Коляново и Игнатово – вообще много вопросов по поводу ремонта Загородной и его последствий. Выразителем их мнения стал Александр Умников, житель Игнатова. Справедливости ради отмечу, что пока мы с Александром разговаривали, прогуливаясь по Загородной, к нам подходили люди и, что называется, вносили свои пять копеек в обсуждение.

«Мы с этой дорогой в правительстве уже всем надоели, – говорит Александр. – Но такое впечатление, что когда разрабатывали проект, никто ни о чем не подумал. Еще осенью мы начали ходить по инстанциям, требуя, чтобы установили шумовые барьеры и сделали пешеходные переходы – сейчас их тут практически нет, и жители рискуют жизнью, перебегая дорогу – сделали тротуары. Нам пообещали, что все будет и даже больше».

С тротуарами на Загородной действительно негусто – по совету Умникова я надеваю желтый жилет со светоотражающими вставками, и какую-то часть пути мы с ним идем по обочине дороги.

Загородная_нет тротуара.JPG
«Мы долго не могли добиться, чтобы нам дали проект ремонта дороги, хотя по идее он должен быть в конкурсной документации, – рассказывает активист. – Только после того как я лично обратился к губернатору – случайно увидел, что они приехал инспектировать ход работ – нам эти документы дали. Но увидев их мы, как бы это помягче сказать, обалдели. Тротуаров нет, дополнительной полосы нет, много чего еще нет. Например, забыли отметить две остановки общественного транспорта – вернее, площадки для посадки и высадки пассажиров, как их теперь называют».


Один из основных аргументов, который чиновники любят использовать в полемике с гражданами, – дескать, вы не специалисты, не разбираетесь в данном вопросе. Но в случае с Коляново и Игнатово это не прокатывает: на беду властей, здесь живут очень разные люди, в том числе профессиональные юристы, строители, дорожники, проектировщики. И им – вот удивительно-то! – не все равно, как они будут тут жить и ездить. И как будут жить и ездить их соседи.

Не очень прокатывает и другой, не менее популярный аргумент: вот вы всё критикуете, лучше бы предложили что-нибудь. Потому что коляновские активисты предлагают, причем часть их предложений не требует больших денег, зато существенно снижает риск аварий и делает перемещения пешеходов и водителей удобнее. Например, предлагают перенести остановки: остановку по направлению к аэропорту вынести на Лежневскую – и до пешеходного перехода будет ближе идти, и не будет соблазна перебежать через Загородную. А остановку по направлению в Иваново продублировать на Лежневской – это позволит и жителям Бухарово пользоваться транспортом, идущим из Игнатово. Впрочем, в департаменте дорожного хозяйства и транспорта сообщили, что этот вопрос вообще не рассматривается.

Загородная_переход.JPG
Схему, при которой к аэропорту ведет всего одна полоса, активисты считают неприемлемой. «Заездных карманов на остановке не предусмотрено, так что если здесь, после поворота на Загородную, встает троллейбус – всё, движение парализовано», – рассуждает Александр Умников.

Тут не поспоришь: карман сделать невозможно, тротуар узкий, дальше забор частного владения. И большой вопрос, сможет ли большегруз вписаться в эту полосу, не снеся барьер или островок безопасности на переходе.

«Мы уже заморочились и измерили проезжую часть», – рассказывает Умников. – 14,5 метра, плюс тротуары по 3 метра с каждой стороны. Если верить департаменту, они планируют разместить здесь пять полос с барьером (он тоже занимает место), а тротуары заузить до 1,5 метров – видимо, чтобы два человека разойтись не могли. Но вообще-то здесь троллейбусы ходят, по нормативу ширина полосы для такого транспорта должна быть 3,75 метра, стандартная полоса – 3,25. У нас есть 20,5 метров. Куда они барьер собираются ставить даже при зауженных тротуарах?» Активисты предлагают разрешить левый поворот из правой полосы – это дало бы возможность спокойно отъезжать от остановки троллейбусам и школьным автобусам. Но в ответ – тишина.

«Еще нам обещали сделать островок на пешеходном переходе на пересечении с Лежневской и установить разделительный барьер», – продолжает Умников. С барьером ситуация такая: с одной стороны, жители не будут перебегать трассу (а это здесь происходит постоянно: за 40 минут нашего разговора человек пять, включая дам почтенного возраста, лихо пересекли Загородную в неположенном месте). С другой стороны, возникает вопрос, как машины будут заезжать во дворы или подъезжать к торговым точкам, которых здесь немало, включая автоцентры? Если верить проекту, левых поворотов не будет до разворотного кольца, до которого пилить и пилить. А, например, в квартале ближе к деревне Жуково стоит два десятка домов, где живет больше 100 человек. Правда, уже из ответа департамента дорожного хозяйства и транспорта на наш официальный запрос выяснилось, что в барьерном ограждении предусмотрен разрыв для разворота – в районе дома 22А по ул. Загородная. То есть в любом случае пилить придется аж до автосалонов «Блок Роско» – это на заметку жителям Коляново и предпринимателям, чьи организации расположены там же.

В истории с ремонтом Загородной создается впечатление, что проект меняется буквально на коленке. Потому что в документе, который был предоставлен жителям, наблюдается одно, в разговорах с жителями представители департамента дорожного хозяйства и транспорта говорят другое, в ответе на наш запрос пишут третье. Барьер то появляется, то исчезает, количество полос и ширина проезжей части меняются.

«По большому счету, если делать по-человечески, а не абы как, Западный обход не должен был замыкаться на Загородной, – рассуждает Умников. Надо было выводить его за взлетно-посадочной полосой, за Панеево и выходить к Ломам. Это снимает кучу проблем и повышает транспортную доступность этой части района. Вместо никому не нужного Восточного обхода лучше бы эту хорду построили. Почему никому не нужному? А ты знаешь хоть кого-нибудь, кто из Владимира поедет в Нижний по Восточному обходу при наличии прямой трассы? Вот и я не знаю. Восточный обход был нужен, пока не было Западного. А сейчас это деньги на ветер».

Умников.JPG
Не знаю, чем закончатся бодания активистов с чиновниками в случае с ремонтом улицы Загородной – я поставлю на то, что департамент все равно продавит свои решения, наплевав и на удобство жителей, и банальную целесообразность. Радует одно: консолидация жителей в борьбе за свои интересы. Теперь и в Ивановском районе.

И вот еще что: послушав Александра и попытавшись разобраться в проекте и объяснениях департамента дорожного хозяйства, лишний раз убедилась в том, что не зря, ой не зря ивановские гражданские активисты (а конкретно – Илья Пигалкин) бились за то, чтобы их включали в рабочие группы по обсуждению крупных проектов по реконструкции и капремонту городских магистралей. И если Владимира Шарыпова, который весьма благосклонно относится к таким активистам и их предложениям (если они не выходят за рамки разумного, разумеется), не счистят с мэрского кресла, то можно надеяться, что жителям, скажем, улицы Куконковых не придется ехать лишние 3 км, чтобы попасть к себе домой.
20 апреля 2024
Все новости