Информация о коронавирусе, хоть она и очень важна, начинает набивать оскомину и вгонять в депрессию. Ощущение кризиса буквально висит в воздухе. Но он в России (и в мире) не первый и, увы, не последний.
Мы решили спросить ивановских предпринимателей, как их компании переживали предыдущие тяжёлые времена и что для них значит это слово - кризис.
Владимир Щебельский, генеральный директор компании «РАУМ Профи»:
- Сейчас сложно представить, как закончится этот кризис, хотя все предыдущие кризисы, если честно, мы спокойно переживали, да еще на этом и зарабатывали. Просто потому, что этот кризис принципиально отличается , на мой взгляд, от всех предыдущих. То, что происходило и в 1998 году, и в 2008-2009-м, и в 2014-м, было примерно одним и тем же: резкое падение курса рубля. Непредсказуемость этого кризиса в том, что сильно упала покупательская способность и непонятно, когда и за счет чего она начнет восстанавливаться.
Предыдущие кризисы, начиная с 2008 года, нам удалось пережить, потому что мы с какого-то времени решили: надо конкурировать не с российскими коллегами, а с зарубежными производителями. То есть мы смотрели, что из продукции того сегмента, в котором мы работаем, ввозят за валюту, и старались разработать и запустить в производство аналоги, чтобы заместить эту продукцию на рынке. И еще нам, наверное, в свое время помогло чутье. До 2008 года мы производили общестроительный ассортимент, а потом стали от него отказываться и уходить в сторону материалов для промышленного сектора. И когда в 2009-м кризис дошел до России и стройки встали, а вместе с ними из-за отсутствия спроса встали и многие производители строительных материалов, мы прекрасно продолжали работать. Потому что мы работали напрямую с заводами, которым, с одной стороны, помогали меры поддержки федеральных властей, а с другой – тот факт, что отечественная продукция стала пользоваться спросом из-за высоких цен на импорт. Так что наши краски, клеи и другие материалы стали даже более востребованными.
Можно сказать, что мы предвосхитили политику импортозамещения, потому что идем этим путем еще с 2007 года. И практика показала, что этот путь – пусть он более долгий, сложный, поскольку требует собственных разработок, более затратный – но в итоге более эффективный и позволяет сохранять и развивать бизнес.
И еще важный момент: мы не поддавались общей панике и не увольняли массово персонал, а наоборот сохраняли коллектив и набирали лучших из тех компаний, которые экстренно, иной раз необоснованно, сокращали сотрудников. А коллектив сегодня - это самое дорогое, что есть в компании.
Бизнес
Владимир Щебельский: «Коллектив – самое дорогое, что есть в компании»
Истории ивановских предпринимателей