После того как мост через речку Тезу разрушило половодье, два соседних района оказались отрезанными друг от друга.
Южский район соседней Ивановской области на протяжении полутора веков входил в состав Вязниковского уезда, а потом и района Владимирской губернии. Тесные связи между южанами, вязниковцами и ковровчанами сохранялись и после того, как бывшее село Вязниковской округи Южа стало самостоятельным райцентром соседнего региона. По прямой от Южи до Мстеры чуть более 20 километров. Прежде, когда действовал перевоз через Клязьму, сообщение между пограничными районами по проселку не представляло особенного труда – туда ездили в гости на велосипедах и даже ходили пешком на выходные! Многие семьи в Коврове и Вязниках и их окрестностях имеют родственников в Юже и наоборот. Тесные связи до сих пор поддерживают между собой мастера лаковой миниатюры села Холуй и поселка Мстеры – прежде это были два соседних вязниковских селения.
В течение последних 38 лет сообщение между этими территориями велось через Ковров, где был выстроен бетонный мост через Клязьму, после ввода которого в эксплуатацию в 1973 году прежние перевозы через реку, в том числе старинный Тинский перевоз в районе деревни Глебово, были упразднены. На Южу была устроена специальная насыпная гравийная дорога, отходящая от трассы Ковров – Шуя. По ней от города оружейников до Южи расстояние составляет 50 км, правда, состояние этой дороги далеко не лучшего качества. Но теперь, чтобы попасть в Южу, ковровчанам и вязниковцам приходится поневоле совершать крюк в «лишних» 80 км. Мост через реку Тезу, левый приток Клязьмы в селе Холуй, через который как раз и проходила прямая автодорога до Южи, минувшей весной был снесен во время половодья.
Все случилось утром 19 апреля. Подъем воды в Тезе составлял более метра в сутки, и автомобильная переправа в Холуе оказалась более чем на метр ниже уровня реки, она была разрушена, а обломки уплыли вниз по течению. К счастью, при этом никто не пострадал. Когда разлив реки пошел на убыль, обследование уцелевших мостовых конструкций подтвердило: холуйский мост длиной в 36,4 метра и шириной в 6 метров изрядно обветшал. Его конструкция состояла из деревянных опор и железобетонных перекрытий. Впрочем, местные власти еще 5 лет назад подстраховались, объявив переправу аварийной, но для ее ремонта за столь продолжительный срок ничего сколько-нибудь существенного сделано не было.
Теперь попасть в Южу на авто можно лишь кружным путем через Шую и Палех – вместо 50 это почти 140 км, если считать от Коврова. А если поездка в оба конца, то объезд увеличивает обычный путь на 160 километров! По времени и по расходам на бензин нагрузка более чем приличная. Отменен и прямой автобусный рейс Ковров – Южа, которым пользовались жители расположенных по пути следования нескольких десятков деревень Ковровского и Южского районов. Автобусный рейс в объезд идет через другие населенные пункты, да и билеты на него тоже дороже в несколько раз. Примечательно, что в начале прямой дороги из Коврова в Южу указатель «Южа» с километражем есть, а информации о том, что до Южи сейчас по этому пути не добраться – нет! Заезжим туристам и просто неосведомленным людям предоставляется возможность прокатиться по разбитой щебеночной дороге почти 30 км лишь для того, чтобы потом проделать этот путь обратно.
Восточная часть Южского района оказалась почти отрезанной от местной «столицы». Через Тезу в Холуе рядом с разрушенным мостом был устроен лишь временный узенький пешеходный дощатый мостик, по которому два человека расходятся лишь бочком. Детские коляски, велосипеды и с известной осторожностью мотоциклы по этому мостику перевести еще кое-как можно, но для автомобилей и автобусов Теза в Холуе непреодолима. Машины полиции и «скорой» в экстренном порядке проходили по соседнему шлюзу 4-го гидроузла ФГУ «Верхневолжскводхоз», но данное гидротехническое сооружение для пропуска транспорта не предназначено в принципе, и такая переправа в любой момент может обернуться новым ЧП, если не трагедией.
Хуже всего приходится жителям Холуя – исторического селения, центра иконописи. Нынешнее село Холуй Теза нынче разрезает надвое почти как берлинская стена. Перейти через нее можно лишь пешком, и машины живущих на восточном берегу по большей части простаивают. Селяне в райцентр за полторы сотни верст, разумеется, не ездят. Приходится просить «счастливцев» с правого берега подвезти. Некоторые выбрали иной путь: перегнали кружным путем свои авто на правобережье и устроили импровизированные парковки у домов родственников и знакомых. Правда, теперь их дома и машины разделяет река, и авто-владельцы постоянно проверяют, тревожась, на месте ли их « ласточки»? Да и Тихвинскую ярмарку в Холуе, которую в последние годы там стали проводить вновь, нынешним летом администрация Южского района отменила. Власти рассудили, что скопление людей на временном мостике во время ярмарки может привести к непредсказуемым последствиям.
Холуй в конце июля посетил ивановский губернатор Михаил Мень. Он осмотрел руины моста и пообещал, что к началу сентября на Тезе появится новая стационарная переправа. «Сделать это нужно до начала осени, чтобы дети могли нормально ходить в школу», – подчеркнул глава региона. Население Холуя, Южи и их родня из нашего региона верит и не верит подобным обещаниям. На днях какие-то работы на месте, где весной разгулялась стихия, в Холуе все-таки начались. Официально объявлено, что ивановской областной комиссией по чрезвычайным ситуациям выделено 7 миллионов рублей на данный объект. Однако пока даже контур нового моста еще не вырисовывается.