Наверх
— 76,8195 ₽
— 89,6637 ₽

Сергей Соловьёв: «На пороге апокалипсиса»

В преддверии рая

23.03.2020
Алексей Машкевич

В последнее время Иванове изобразительному искусству хронически не везёт: то по распоряжению губернатора снимут выставку духовной живописи Вячеслава Ершова, то именно в разгар паники с коронавирусом московский Музей AZ подарит городу экспозицию художницы Татьяны Черновой «В преддверии рая», и на неё боятся идти зрители. Боюсь писать что-то типа «обязательно сходите и посмотрите» – выложив пост с подобным призывом в Инстаграмм, буквально через несколько минут получил комментарии с отповедью и размышлениями о моей безответственности. Так что решайте сами – идти и смотреть или воздержаться и сидеть дома. На открытии выступающие предсказуемо называли вернисаж «пиром во время чумы», там не было ни одного областного чиновника, даже из профильного департамента культуры, что удивляло, хотя и делало атмосферу в зале намного более неформальной и искренней.


Скажу честно – то направление живописи, в котором работает автор привезённых из столицы работ, мне не близко, но это картины отменного уровня, подтверждением чему коммерческий успех Черновой во всём мире, участие в выставках и биеннале, присутствие работ в именитых музейных и частных коллекциях. Меня же больше впечатлила сама экспозиция, сделанная москвичами: подача работ, трансформация пространства, свет, детали интерьера, какая-то особая атмосфера в привычном зале выставочного центра на Советской, 29.

Поэтому я поговорил на вернисаже не с автором живописных полотен и гобеленов, а с куратором проекта, научным сотрудником Музея AZ Сергеем Соловьёвым, второй год подряд радующим город необычными экспозициями в рамках фестиваля «Первой фабрики авангарда», основные мероприятия которого в этом году из-за эпидемии перенесли на осень.


- Чем Музею AZ и вам стал так дорог город Иваново, что второй год за свой счёт привозите экспозиции, монтируете её, а в этот раз, как говорит директор краеведческого музея, оставите в подарок выставочному комплексу всё смонтированное оборудование, и у него просто руки дрожат от счастья.
- Иваново мой родной город, но я ощущаю тут нехватку того, что есть в других городах – присутствия современного искусства, которым занимаюсь в Москве. Инициатива города по проведению фестиваля «Первая фабрика авангарда» меня исключительно всколыхнула, ведь музей Зверева занимается темой российского авангарда – первого и второго, хотя наша коллекция – это именно второй авангард, шестидесятые года XX века. И когда я предложил попробовать сделать проект, связанный с авангардом в Иванове, всё как-то сошлось: мой личный интерес и фестивальная тема. А в этом году возникла Татьяна Чернова, как переход к искусству XXI века, которое мы тоже хотим охватить.

- Но ведь работы Черновой – это не авангард, а высококлассный салон.
- Да, это хороший салон, и это один из парадоксов – любой авангард со временем переходит в салон. Что такое сегодня Кандинский? Это же салон, если подойти к вопросу с некоей мерой условности. И, да, салон – это изначальная идея выставки, и изначально даже планировался более сильный «салонный» нажим.

- Чтобы потрафить вкусу публики?
- Нет, просто в прошлом году, в проекте «Два авангарда» мы обращались к ивановскому конструктивизму, а здесь хотели обратиться к ивановскому модерну, к бурылинским особнякам с их купеческой любовью к метаморфозам растительного орнамента. Мы хотели расставить по залу флористические композиции, ширмы с узорами из ивановских собраний. К сожалению, уровень собрания ивановского музея таков, что экспонаты нуждаются в дорогостоящей реставрации, и чтобы всё привести в порядок нужен отдельный большой бюджет. Иными словами, хотели создать некий fin de siècle (конец века), мечту о начале XXI века. И, да, вы угадали – это салон. Но нарочито абсурдистский салон, теософский – у Тани это есть в работах.

- Некий пост-постмодернизм с его отсылом к разным эпохам и различным техникам?
- Да, все заходят, и выдыхают: «Какая красота!» Но если по-настоящему посмотреть на работы, то красота здесь с червоточинкой – это не красота Никоса Сафронова, из-за которого в прошлом году нас выгоняли из художественного музея с нашей выставкой авангарда. Здесь красота изломанная, сюрреалистическая. Таня сама говорит, что в раю всё перетекает из одного в другое и непонятно, что в итоге возникает. Стоять на пороге рая – значит ещё и на пороге апокалипсиса, за которым непонятно, что ждёт. Когда я смотрю на её работы, возникает чувство тревоги, которое потом не покидает. Таня хороший художник, суперпрофессионал, которого хорошо показать в музейном пространстве – это очень музейная выставка, через которую можно «зайти» на современное искусство.  


Вернуться к списку новостей