В торговой сети РИАТ (в магазинах «Первый», «Заря» и «Горка») продаётся книга главного редактора «Слухов и фактов» Алексея Машкевича «Ивановская область. Почему так получилось». В книге собраны 30 интервью, в которых журналисты беседуют с людьми, оказавшими влияние на региональную историю в период от перестроечных лет до дня приезда в область губернатора Станислава Воскресенского.
Чеченцы в России – отдельная тема, в первую очередь из-за перестроечных войн, конечно: их мало, но о них слышно. В Ивановской области давно живёт чеченец Юсуп Билтуев, имя которого в девяностые было известно не только тем, кто занимался бизнесом, да и сегодня о нём не забыли. Юсуп и сам занимался предпринимательством, и был негласным контролёром местного бизнеса, разрешал споры и конфликты, которые тогда не могла (и до сих пор часто не может) разрешить слабая судебная власть и милиция. Конечно, он такой был не один, но однозначно лучший в профессии – как минимум потому, что до сих пор жив и уважаем. Сегодня это называется «авторитетный предприниматель», тогда называлось по-другому – очень по-разному. Но Юсуп фигура непубличная, и, хотя мы знакомы, говорить об интервью не приходится.
Другое дело Иса Эдильсултанов – тоже чеченец, тоже предприниматель, тоже окружён шлейфом легенд и слухов, тоже авторитетен и уважаем. Позже Юсупа приехал в Ивановскую область (в 1994 году), но крепко обосновался, стал частью делового ландшафта: сначала как бизнесмен, потом как политик (с 2013 года представитель главы Чеченской Республики в Ивановской области). Наверное, дело в том, что чеченцы в России больше, чем один из народов, населяющих Федерацию, – многие республики имеют представительства в регионе, но слышно только об этом. Потому что Рамзан Кадыров ведёт себя не так, как остальные российские политики, и из-за того, что Иса Эдильсултанов позволяет себе быть похожим на него.
- Почему, когда говорят о чеченских предпринимателях, почти всегда добавляют слово «авторитетные»?
- Наверное, дают о себе знать девяностые, когда центральное телевидение и пресса освещали неприятные события 1996 и 1999-х годов и когда хороших чеченцев не было – все плохие, потому что война. Было много пропаганды, и в маленьких городах это отношение до сих пор осталось, на нас по-прежнему висит ярлык преступников. В Москве и Питере такого нет.
- Авторитетными называют не только чеченцев. Что значит «авторитетный предприниматель»?
- Авторитетным можно быть и в хорошем, и в плохом смысле. Есть же, говорят, авторитетные издательства, и это хорошо (смеётся). А если чеченец авторитетный, сразу думают: в каком это ракурсе?
- Чеченские общины в России малочисленны, но авторитетны, с ними считается бизнес, власть, силовики. Вас уважают, боятся, у вас есть какая-то специальная лицензия или что-то другое?
- Прежде всего это чеченский менталитет. У нас древние обычаи и традиции, которые есть не у каждой нации – хотя они сейчас рушатся, к сожалению. У нас небольшой народ, и никто не знает, откуда он пришёл, но таких традиций взаимопомощи и взаимовыручки больше нет ни у кого. Мы всегда помогаем друг другу, уважаем – за это уважают и нас. Конечно, есть среди нас паршивые овцы – могут выпить, обкуриться, другие проблемы создать.
После армии я жил в Чите, там на всю область было семь чеченцев. Мы с друзьями узнали, что в городе Шилке, за 700 километров, уже лет двадцать живёт чеченец – и поехали в гости. У него была русская жена, два сына, у входа в дом свиньи в загоне, сам он такой настоящий усатый чеченец – сидел и плакал. Не ожидал, что мы приедем, было стыдно за этих свиней.
Люди
Иса Эдильсултанов. Об авторитете
Ивановская область. Почему так получилось