Параллельно с выборами президента минувшей весной прошло «народное» голосование за проект реконструкции железнодорожного вокзала, в котором приняли участие более 14 тысяч ивановцев. Победителем назвали эскиз, где простенки между окнами выкрашены в синий цвет, а сверху по фасаду тянется цветастая мозаичная лента.
Краеведы и архитекторы возмущались тогда не только китчевостью победившего эскиза, но и тем, что такие проекты вообще обсуждаются: железнодорожный вокзал включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия и изменения архитектурного облика невозможны по закону.
Но тогда успокоили местные чиновники, ответственные за памятники – заявлялось, что вокзал сохранит первоначальный конструктивистский облик, серый цвет стен. В областном комитете по охране культурного наследия даже демонстрировали согласованные эскизы реконструкции – ничего не настораживало.
Реконструкция вокзала продолжается несколько месяцев: сбивается старая штукатурка, меняются окна, перестраивается крыльцо – всё капитально. Видимо, теперь работы выходят на финишную. Но результат выглядит неожиданно: на фасаде всё-таки появилась цветастая лента.
Отдаленно это напоминает мозаичные панно на московской гостинице «Метрополь», выполненные Врубелем и Головиным – изысканный модерн. Есть в ивановском варианте и что-то от Аристарха Лентулова. Само по себе – это, может быть, и красиво. Но абсолютно противопоказано конструктивизму – архитектурному стилю, который принципиально отказывался от мелочного украшательства.
Не сочетается новый декор и с суровыми мозаиками на соседних с вокзалом зданиях. Железнодорожная площадь окончательно теряет всякое архитектурное единство: тут тебе и сталинский ампир, и советский «суровый стиль», и новая церковь, и огромный гараж «Ленты». Теперь еще и утонченный модерн. И над всем этим возвышается голова молодой революционерки.
Обнадеживает, что цветастое панно на здании вокзала не капитальное – пока это просто растяжка на фасаде (может быть, таким образом изучается общественное мнение, а, может, решили сэкономить). Но вот простенки между окнами уже вполне натурально окрашены в красный цвет – этого не было ни на одном эскизе.
Николай Голубев
P.S.: Во время ремонта, когда рабочие счистили старую штукатурку, стало очевидно, что некоторые оконные проемы вокзала заужены: контрастировала кладка из белого силикатного кирпича на фоне изначальной бурой. Таким образом, ивановский вокзал начал терять свой аутентичный вид при прежних реконструкциях. Историческое открытие не афишировалось – проемы быстро вновь заштукатурили.
Общество
Победивший китч
Вокзал приобретает неожиданный декор