В настоящее время главная интрига на рынке ОСАГО — вопрос о росте тарифов. Страховщики хотят поднять тариф на 50% и расширить покрытие полиса ОСАГО вдвое. Минфин же считает, что лимит ответственности страховщика надо увеличить почти втрое, а тариф поднять на 59%. Так или иначе, уже ясно, что цена ОСАГО удвоится для неопытных и молодых водителей.
По мнению РСА, предложенные Минфином новации приведут к росту тарифов ОСАГО сразу на 58%. Об этом заявил президент союза Павел Бунин. При этом в аналитической записке Минфина указывается, что базовый тариф требует 50-процентного увеличения. По расчету же специалистов РСА, увеличение лимита выплат по "железу"до 400 тыс. руб. обернется ростом тарифа на 27% и еще 25% даст увеличение до 500 тыс. руб. лимита по жизни. Кроме того, Минфин предлагает, чтобы в случае причинения вреда жизни в ДТП в перечне получателей выплат были родственники пострадавшего, а не только иждивенцы. РСА считает правильным поднять лимиты выплат по "железу"до 350 тыс. руб. и до 500 тыс. руб.— по жизни. И это, по словам президента союза Павла Бунина, приведет к росту тарифов лишь на 49%.
Надо сказать, что сейчас страховщики предлагают добровольное расширение покрытия полиса ОСАГО при небольшом увеличении цены. Так, в РОСНО клиент может увеличить лимит ответственности по "железу"до 1 млн руб., доплатив 100 руб., а в "РЕСО-Гарантии"есть сразу несколько сублимитов, от 600 тыс. до 3 млн руб., за них придется дополнительно выложить от 1,2 тыс. руб. Отвечая на вопрос "Денег", почему расширение по полису обходится в столь незначительные суммы, страховщики говорили о нелинейности убыточности по крупным рискам.
По словам замгендиректора "РЕСО-Гарантии"Игоря Иванова, "необходимо помнить, что предложения по расширению лимитов — исключительно по "железу", убытки по жизни и здоровью в нем просто не заложены". А замглавы компании "КИТ Финанс Страхование"Александр Потитов говорит, что предлагается такой продукт, как правило, тем, у кого ОСАГО стоит больше, чем в среднем по региону, и обычно в неубыточных регионах. При этом, добавляет он, миллион дострахования бывает разным. Это может быть лимит только по "железу", или же сумма может быть разделена: скажем, 500 тыс. руб.— по "железу"и 500 тыс.— по жизни-здоровью. К тому же миллион может быть насчитан с учетом базового лимита выплат в ОСАГО (120 тыс. и 160 тыс. руб.), то есть прибавка будет всего 840-880 тыс. руб., тогда конструкция "500 тыс. за "железо"плюс 500 тыс. за жизнь"добавляет к выплатам по имуществу только 340-380 тыс. руб., раскрывает Александр Потитов некоторые хитрости страхового маркетинга.
По его словам, подобные продукты в основном появляются как временные, на два-три месяца, как маркетинговый шаг с целью привлечения внимания, или же идут в комплекте с полисом каско, если премия по каско превышает, например, 50 тыс. руб.
Как отмечает замгендиректора агентства "Эксперт РА"Павел Самиев, "объективно на тариф влияет эффект инфляции, и никто не отменяет необходимости регулярной корректировки тарифа, поскольку он зафиксирован в рублях": "У нас в любом случае тариф будет расти, поскольку мы не можем его жестко зафиксировать в привязке к конкретной стоимости в рублях". Он также говорит, что в крупных городах размораживается авторынок, плотность автопарка начала расти, а вместе с этим в статистике будущих периодов будет виден и рост аварийности, что повлечет за собой все более крупные выплаты в ОСАГО.
Еще РСА предлагает изменить ряд территориальных коэффициентов в 169 из 299 городов. Как отметил в беседе с "Деньгами"глава РСА Павел Бунин, критичная ситуация с тарифами сложилась в Костромской, Курганской, Новгородской, Ульяновской, Мурманской, Ивановской и Тульской областях, в Башкирии и Карелии, на Камчатке. "Из-за убыточности работы в сегменте ОСАГО в некоторых субъектах часть страховщиков даже его покинули",— говорит он. По мнению вице-президента группы "Ренессанс страхование"Федора Воронина, "вопросом первостепенной важности для страховых компаний становится повышение базовых тарифных ставок": "Однако должны быть срочно пересмотрены в сторону увеличения и территориальные коэффициенты по многим регионам. Они явно занижены".
Конкретных цифр по территориальным коэффициентам пока нет, зато уже известно, как союз хочет увеличить коэффициенты в ОСАГО, привязанные к стажу и возрасту водителя. Такое предложение связано с высоким уровнем убыточности в соответствующих категориях. Действующий коэффициент должен вырасти на 0,1, до 1,8, для водителей младше 22 лет и со стажем менее трех лет. Сейчас полис для автомобиля мощностью 150 л. с. такому москвичу обойдется в 11,9 тыс. руб., а после введения изменений — уже в 12,6 тыс. руб.
РСА также предлагает изменить коэффициент для машин-"подснежников". Раньше этот показатель рассчитывался по статистике "Зеленой карты", поскольку собственная практика по коротким полисам, сроком на три-пять месяцев, была недостаточной. Сейчас массив накопленных данных позволяет специалистам союза говорить о необходимости повышения коэффициента для полисов на три месяца с 0,4 до 0,5, на четыре месяца — с 0,5 до 0,6 и на пять месяцев — с 0,6 до 0,65. При упомянутых выше условиях (юный неопытный водитель-москвич на 150-сильном автомобиле) рост цены составит 1,5 тыс. руб. для полиса на три месяца и 700 руб. для пятимесячного полиса.