Последние
новости
Политика

Как область топит облцентр

Бюджет высасывает бюджет
9 мин
22 ноября, 2016
Анна Семенова

Неделю назад, 15 ноября на инаугурации нового главы города Иванова Владимира Шарыпова губернатор Ивановской области Павел Коньков сказал буквально следующее: «Я очень надеюсь на совместное плодотворное сотрудничество в интересах, прежде всего, горожан. Со своей стороны гарантирую всяческую поддержку работе городской власти, работе главы города, городской думы».
Вроде бы вполне стандартные фразы, но если учесть некоторые нюансы взаимодействия между бюджетными системами муниципального и регионального уровня, то они звучат или как обещание навести наконец порядок, или, что более вероятно, почти как издевательство. И вот почему.
В России законодательство устроено таким образом, что у каждого уровня власти (государственной федеральной, государственной региональной, муниципальной) есть свои зоны ответственности и, соответственно, свои расходные обязательства. Например, вопросы благоустройства в городе – это компетенция городских властей, и финансируются из городского бюджета. А вот здравоохранение – это уже несколько лет сфера ответственности только области. Таки же вы не поверите, но даже отлов и стерилизация безнадзорных животных – это функция региональной власти.
Все эти разграничения регулируются массой всяческих законов, как федеральных, так и областных, какие-то полномочия делегируются (иногда с финансированием, иногда – без), но в общем и целом обычно деление, где чьи бабайки, довольно четкое. А где бабайки, там и деньги.
Так вот, с некоторых пор Ивановская область стала постепенно перекладывать свои обязательства (в том числе те, которые закреплены законодательно) на город Иваново. В том смысле, что, конечно, это областные полномочия, и мы должны это финансировать, но денег нет, а вы держитесь и финансируйте сами, раз вам все это так нужно.
Самый яркий пример – школьные учебники. По действующему законодательству, обеспечение муниципальных образовательных учреждений деньгами на приобретение учебников – это обязанность областного бюджета. Однако вот уже второй год из муниципальной казны выделяются миллионы рублей на закупку учебников, потому что в 2015-м область, чтобы сэкономить, резко – с 1015 рублей до 186 – снизила норматив расходов на одного ученика. И денег не хватает ни на зарплату учителям, ни на повышение их квалификации, ни на мебель для школ.
Если говорить про цифры, то в этом году из муниципального бюджета именно на учебники было выделено 14 миллионов 100 тысяч рублей.
С 2016 года область, вопреки областному закону «Об образовании в Ивановской области (ст.12) перекинула на муниципалитеты финансирование обеспечения горячего питания учеников начальной школы. Городу Иваново сохранение льготного питания обошлось в 45 млн 478 тысяч рублей.
Городу также были переданы государственные полномочия по организации двухразового питания в лагерях дневного пребывания детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – это обошлось в 130 тысяч рублей. Перевозка детей, живущих в областном центре и состоящих на диспансерном учете, в санаторно-оздоровительные лагеря (ранее это тоже было обязательством области) – в 1 млн 322 тысячи рублей. Софинансирование поэтапного повышения зарплаты отдельных категорий работников муниципальных учреждений социальной сферы по «майским указам» - в 25 млн 235 тысяч рублей.
Вопреки федеральному закону №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», на муниципалитет были переброшены такие расходы, как предоставление адресной материальной помощи ряду категорий граждан (1 млн 046 тысяч рублей) и предоставление единовременного денежного пособия членам семей погибших работников ДПО и добровольных пожарных (70 тысяч рублей). Кроме того, городской бюджет вынужден был потратиться на акции и мероприятия для ряда категорий социально незащищенных граждан, заботиться о котором, по 184-ФЗ, должна область (5 млн 127 тысяч рублей).
Есть еще федеральный закон № 1032-1 «О занятости населения в РФ», который относит организацию временного трудоустройства молодежи и подростков к обязательствам субъекта РФ. Но, поскольку субъект деньги на это не выделяет, или выделяет сущие копейки, муниципальные власти областного центра вынуждены были тратить муниципальные деньги – в 2016 году на это направлено 6 млн 211 тысяч рублей.
А дальше – вообще смешно. В Иванове, как известно, есть льготные проездные на троллейбусы для учащихся средних специальных заведений и для студентов. Вузы у нас заведения федеральные, а учреждения среднего профобразования – областные. ФЗ «Об образовании» относит финансирование льготного проезда для учащихся и студентов к полномочиям области и федерации соответственно. Но вот уже много лет ни область, ни федерация на это денег не выделяют, и за льготные проездные платит город. В 2016 году на это потрачено 11 млн 317 тысяч рублей.
Про бездомных собак тоже ничего себе получается история. Это обязательства области, но область предусмотрительно наделила органы местного самоуправления правом софинансирования этих мероприятий. И теперь из областного бюджета выделяют субвенцию в таком размере, что на нее можно только придушить несколько десятков собак голыми руками. А если действовать в соответствии с принципами гуманности, то нужны дополнительные деньги. В итоге в 2016 году область дала на отлов и стерилизацию бездомных собак 480 тысяч рублей, а город параллельно выделил 1 млн 940 тысяч рублей. Нормальное такое соотношение, не правда ли?
А помните историю с популистским заявлением Михаила Меня про землю за третьего ребенка? Так вот, эта мера должна осуществляться за счет областного бюджета, однако областной закон № 111-ОЗ возложил обязательства по непосредственному предоставлению участков на муниципалитеты. В итоге отчитывается о выделении земли для многодетных область, а деньги на это тратят муниципалитеты. В 2016 году из областного бюджета на эти цели не было выделено ни копейки (в том числе, на оснащение участков коммунальной инфраструктурой), а из городского – аж 8,5 млн рублей.
Есть еще такая штука, как подготовка документации по планировке территории и выполнение комплексных кадастровых работ. По федеральному законодательству, эти работы должны выполняться за счет субсидий из федерального бюджета, которые направляются региону, и уже регион распределяет эти деньги по муниципалитетам. В 2016 году город Иваново не получил на эти цели ни копейки, зато из городского бюджета потратил 1,153 млн рублей.
Ну и самое смешное – это высасывание из городского бюджета денег на спортивные клубы. Из года в год ивановские власти выделяли стандартные суммы на поддержку баскетбольного клуба «Энергия – 5 млн рублей и футбольного клуба «Текстильщик» - 10 млн рублей. В прошлом году в связи с урезанием поначалу всех статей расходов на 10% «Энергии» запланировали 4 млн, а «Текстильщику» - 8 млн. Оба клуба параллельно получали финансовую поддержку из областного бюджета. Но областные власти в начале года сделали дивный финт ушами: «Текстильщику» снизили объем финподдержки с 40 млн рублей до 10 млн, а «Энергии» вообще ничего не дали. И куда пошли обездоленные менеджеры клубов? Неужели по спонсорам? Нет, они бодро порысили в администрацию областного центра, жалуясь на судьбу и клянча дополнительные деньги. «Текстильщику» повезло больше: клуб получил вместо изначально запланированных 8 млн целых 20 миллионов. А «Энергии» достался всего один дополнительный миллион, так что теперь периодически можно услышать, что это городские власти виноваты в том, что «Энергия» накрылась медным тазом (а вовсе не областные власти, и не менеджмент клуба, который вместо работы со спонсорами предпочитал много лет сосать деньги из бюджетов).
То есть и финансирование спорта областные власти постепенно переваливают на городской бюджет. А что – город большой, единственное муниципальное образование региона, являющееся в какой-то мере донором, а не получателем субсидии на выравнивание бюджетной обеспеченности. Где-нибудь наскребут денег.
В общем, если как следует порыться по бюджетным бумажкам, то можно нарыть еще под десяток статей, по которым город Иваново вынужден брать на себя областные обязательства. За 2016 год таких областных обязательств выползает аж на 264,7 млн рублей. Это те деньги, которые можно было бы потратить на благоустройство, на повышение зарплат нянечкам в детских садах, на ремонт дорог и на уличное освещение, на ремонт школ, в конце концов. Но область очень хочет сэкономить – и экономит, заставляя за себя платить других.
Да, можно еще припомнить грандиозную затею по строительству дворца игровых видов спорта, начатого по инициативе областных властей (ну да, губернатор был другой, но это мало что меняет). Завершилось это все тем, что областной центр теперь вынужден тратить по 10 миллионов рублей в год на консервацию и содержание недостроя, перспективы возобновления строительства которого весьма туманны.
Забавно, но эти вынужденные траты городского бюджета вполне сопоставимы с дефицитом бюджета областного центра за 2016 год – он составляет 335,8 млн рублей. Так что можно говорить, что в долги к банкам городской бюджет загоняет именно областная власть, перекладывая на муниципалитет свои обязательства.
Так что вот вам, Павел Алексеевич, самый очевидный способ поддержать выдвинутого вами главу города Иванова Владимира Шарыпова: начать платить за то, за что должна платить область и оставить городу только те обязательства, которые возлагает на него 131-ФЗ. Но что-то подсказывает, что это всё из области фантастики.
1000inf.ru
08 мая 2024
Все новости